УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМ ПОСТОМ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

№14,

Экономические науки

Ксалова Анжела Алиевна


Научный руководитель: Бойкова М.В., заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITY; CUSTOMS POST; INFORMATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы управления таможенным постом с помощью информационных технологий. Обоснована актуальность исследования, выявлены особенности различных видов информационных технологий в управлении таможенным постом. Рассмотрены новые направления развития управления таможенным постом на основе информационных технологий.

Управление в таможенной сфере представляет собой сложный, многогранный процесс, построенный на основе координации различных механизмов, каждый из которых выполняет особые функции по осуществлению таможенной деятельности. Каждый такой механизм – один из элементов таможенной системы, подразумевающий интеграцию в единую систему каждого отдельного управленческого звена. Не является исключением и управление таможенным постом.

Раскрывая сущность таможенного поста, можно отметить, что данный элемент таможенной системы представляет собой подразделение таможни Российской Федерации, осуществляющее полное комплексное таможенное оформление и таможенный контроль в границах определенной территории или на конкретном пункте. Определение таможенного поста содержится и в законе, так, например, что таможенный орган, входящий в единую централизованную систему ФТС Российской Федерации и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста [1] Основным отличием таможни от таможенного поста выступает факт, что таможенный пост, в отличие от таможни, может быть не наделен правомочиями юридического лица, являясь по своей сути структурным подразделением таможни, в чьей юрисдикции находится данная территория.

Таможенные посты являются территориальным исполнительным органом, и представляют собой низшее звено в системе таможенного управления. Они находятся в прямом подчинении у таможен либо региональных таможенных управлений [5].

Говоря об управлении таможенным постом, необходимо понимать его структуру. Руководство постом осуществляет начальник таможенного поста, назначаемый на должность главой Федеральной таможенной службы (ФТС) России. На начальника таможенного поста в полном объеме возложена персональная ответственность за управление данным звеном таможенной системы, выполнение программ и планов деятельности. Начальник таможенного поста назначает своих заместителей по согласованию с региональным таможенным управлением. Назначение таможенных инспекторов производится посредством издания приказа соответствующего таможенного поста [1].

В процессе управления важную роль занимают информационные технологии. Связано это с тем, что автоматизация таможенных технологий призвана сводить к минимуму негативное влияние «человеческого фактора» в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью. Так же основной задачей информационных технологий является управление информацией внутри определенных систем, в частности, таможенной системы.

Сегодня важнейшей частью управления таможенным постом с помощью информационных технологий является использование Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ, которая представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

ЕАИС таможенной службы России за несколько лет своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях — от таможенного поста до центрального аппарата ФТС РФ. Развитие и совершенствование аппаратно-программной платформы ЕАИС происходит на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий [4].

Каким же образом данная система участвует в управлении таможенным постом и в чем преимущества? Прежде всего, внедрение подобных информационных технологий в работу таможенного поста позволило перейти к использованию электронных документов и частичной безбумажной технологии обработки таможенных документов. Выгоды от такого подхода очевидны: избавление от бюрократических «проволочек», значительное сокращение времени на обработку документов, удобство в оформление необходимых бумаг.

При помощи единой автоматизированной системы стало возможным создание единого информационного пространства таможенных органов. Использование технологий удаленного обмена информацией (например, по электронной почте) обеспечивает оперативное взаимодействие между таможенными органами разного уровня и географического расположения, а также между таможенными органами и сторонними организациями. Такая система обеспечивает и унификацию документальной стороны таможенной службы, упрощая проверку и оформление документов.[2]

Информационные технологии участвуют в разделении логистических и таможенных процессов, оформлении и досмотре товаров. Компьютерные системы обеспечивают контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени.

Таким образом, мы видим уже снижение уже упомянутого нами влияние «человеческого фактора» на работу таможенных систем. Оптимизация персонала и уменьшение его загрузки – очевидное преимущество использования современных информационных технологий в деятельности таможенных постов по всей стране.

Таможенный пост участвует в образовании единой таможенной системы при помощи специального набора автоматизированного управления таможенной деятельностью – комплекса средств автоматизации. Такой комплекс включает в себя набор ЭВМ, сетей передачи данных, абонентских сетей и соответствующего информационно-технического обеспечения. Такая система разрабатывается и внедряется в эксплуатации на основе поставленных перед каждым конкретным звеном таможенной системы функциональных задач определенного масштаба. Так, например, Таможенный кодекс ЕАЭС нормативно закрепил возможность совершения таможенных операций информационной системой таможенного органа без непосредственного участия должностных лиц таможенного органа, т.е. использование технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров. В таможенных органах Российской Федерации данные механизмы уже реализованы режиме. С 1 апреля 2017 г. автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров применяются на всех таможенных постах, правомочных регистрировать декларации. [4]

Очевидно, что, в свете выполнения поставленных задач, таможенные посты перестают быть простыми пунктами пропуска людей, грузов и транспортных средств. Сегодня таможенный пост — это оснащенная эффективными средствами телекоммуникаций и связи точка, обеспечивающая, в конечном счете, успешное функционирование всей таможенной системы. При этом необходим и соответствующий уровень технической подготовки персонала таможенного поста, отвечающий используемым технологиям.

Создание и внедрение ЕАИС ФТС РФ является задачей государственного масштаба и важности, превращающей таможенную деятельность в России в незаменимый инструмент экономической политики государства.


Список литературы

  1. Приказ ФТС России от 04.09.2014 N 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» // «Российская газета», N 266, 21.11.2014.
  2. Агамагомедова С.А. Развитие информационных технологий в таможенном деле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. N 1 (2). С. 418-432.
  3. Мантусов В.Б., Жуков Д.Б. Совершенствование таможенных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2017. N 4. С. 24-31.
  4. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. – 556с.
  5. Таможенный пост — Режим доступа: http://ucsol.ru/tamozhennyj-post (дата обращения 05.07.2018)