УДК 338.465.2/338.465.4

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ФТС РОССИИ ЖАЛОБ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ

№14,

Экономические науки

Баркова Надежда Николаевна
Курихин Сергей Валерьевич (Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления РТА)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА; КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ; КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ФТС РОССИИ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ; CUSTOMS SERVICE; THE PUBLIC SERVICE; QUALITY OF CUSTOMS SERVICES; QUALITY PUBLIC SERVICES; PUBLIC SERVICES FCS OF THE RUSSIAN FEDERATION; PUBLIC SERVICE OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE.


Аннотация: Статья посвящена анализу результатов рассмотрения Федеральной таможенной службой жалоб в связи с предоставлением ими государственных услуг. В работе отмечена важность повышения качества услуг, предоставляемых органами государственной власти населению и бизнес-сообществу, и обоснована актуальность научных исследований в этом направлении. Осуществлен анализ информации из отчетов о полученных и рассмотренных таможенными органами России жалобах по вопросам предоставления государственных услуг за 2015-2017 годы. В результате анализа сделаны выводы о достаточном уровне качества услуг, предоставляемых таможенными органами, о равном качестве предоставления различных видов услуг и об объективности принимаемых решений.

Обеспечение качества услуг, предоставляемых органами государственной власти населению и бизнес-сообществу, является одним из наиболее приоритетных направлений развития государства. Это подтверждается тем, что вопрос повышения эффективности государственного управления и качества государственных услуг был выделен в действовавших вплоть до настоящего времени «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» [1].

Среди всего спектра государственных услуг следует выделить услуги, предоставляемые таможенными органами, в связи со значительными изменениями, характерными для сферы их деятельности в последние годы. Расширение Таможенного союза, изменение таможенного законодательства и активное внедрение информационных технологий формируют повышенные требования к качеству деятельности должностных лиц Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России). «Важнейшей целью развития таможенных органов является повышение качества таможенных услуг, что определено стратегией развития Федеральной таможенной службы до 2020 года» [2, С. 251].

Вышеуказанное обусловливает актуальность изучения жалоб, направленных в таможенные органы, а также результатов их рассмотрения с целью определения направлений их дальнейшего развития и ликвидации возможных недостатков их деятельности. В этом направлении проводили свои исследования Тимченко Т.Н. [3], Адеишвили В.И. [4], Кузнецова Е.И. [5], Агамагомедова С.А. [6], Черныш А.Я. и Гупанова Ю.Е. [7].

Для достижения поставленных целей в настоящей статье были изучены отчеты о полученных и рассмотренных ФТС России жалобах по вопросам предоставления государственных услуг за 2015 – 2017 годы [8], обработанная и структурированная информация из которых представлена в следующей далее таблице (табл. 1).

Таблица 1.

Информация из отчетов о полученных и рассмотренных ФТС России жалобах по вопросам предоставления государственных услуг за 2015 – 2017гг.

Период Предмет жалоб Количество жалоб Результат рассмотрения
предметно всего
2017 год
IV квартал Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям – в СЗТУ 2 3 2 – в удовлетворении отказано
Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям – в ГУФТДиТР 1 1 – на рассмотрении

(на 22.01.2018)

III квартал Отклонение ЦТУ запроса о принятии предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС 1 1 1 – удовлетворена
II квартал Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям – в ДВТУ 1 1 1 – удовлетворена
I квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 1 1 1 – удовлетворена
Итого за 2017 год: 1 – на рассмотрении

2 – в удовлетворении отказано

3 — удовлетворено

2016 год
IV квартал Не подлежит рассмотрению ФТС России 1 2 1 – направлена в Минкомсвязь России
Информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 1 1 – в удовлетворении отказано
III квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 2 2 1 – удовлетворена

1 – в удовлетворении отказано

II квартал 0 0
I квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 1 3 1– в удовлетворении отказано
Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям 1 1 – в удовлетворении отказано
Информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 1 1 – удовлетворена
Итого за 2016 год: 1 – перенаправлена

4 – в удовлетворении отказано

2 — удовлетворено

2015 год
IV квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 17 18 2 – удовлетворены

15 – в удовлетворении отказано

Ведение реестра уполномоченных экономических операторов 1 1 – в удовлетворении отказано
III квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 2 4 2 – в удовлетворении отказано
Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности 1 1 – удовлетворена
Информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 1 1 – оставлена без рассмотрения
II квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 6 8 3 – удовлетворено

3 – в удовлетворении отказано

Информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 2 2 – в удовлетворении отказано
I квартал Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 2 3 3 – в удовлетворении отказано
Ведение реестра уполномоченных экономических операторов 1
Итого за 2015 год: 1 – оставлена без рассмотрения

26 – в удовлетворении отказано

6 — удовлетворено

Прежде всего, при изучении представленной в таблице информации можно обратить внимание на то, что жалоб в связи с предоставлением ФТС России государственных услуг было подано крайне незначительное количество. Их динамика наглядно отображена на следующем рисунке (рис. 1).


Рис. 1. Поквартальная динамика количества жалоб, полученных и рассмотренных ФТС России по вопросам предоставления государственных услуг за 2015 – 2017гг.

За последние два рассматриваемых года количество жалоб ежеквартально не превышало трех, а во втором квартале 2016 года не было подано ни одной жалобы. В то же время, необходимо отметить, что в 2015 году их количество было больше, а в четвертом квартале этого года было подано их максимальное количество.

Среди причин, вызвавших такой значительный рост количества жалоб в четвертом квартале 2015 года, можно назвать внесение изменений в отношении целого ряда товарных позиций в единой ТН ВЭД ЕАЭС и Едином таможенном тарифе ЕАЭС в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации.

При этом одной из причин, повлекших стремительное уменьшение количества жалоб уже со следующего квартала, является разработка и применение в Федеральной таможенной службе контрольного показателя эффективности деятельности «Качество предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС». В рамках него было установлено, что средняя длительность процедуры принятия предварительного решения для таможенных органов должна составлять менее 45 дней.

Соотношение долей различных предоставляемых таможенными органами государственных услуг, решения, действия (бездействие) должностных лиц в отношении которых заявлено в качестве предмета жалоб, поданных и рассмотренных в ФТС России, представлено на следующем рисунке (рис. 2).


Рис. 2. Соотношение различных государственных услуг, предоставляемых ФТС России, в связи с которыми были поданы жалобы в 2015 – 2017гг.

Очевидно, что наибольшую долю в соотношении государственных услуг, при предоставлении которых были поданы жалобы, составляет принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД (70%).

Второе место, со значительным отставанием, делят выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (11%), а также информирование о правовых актах и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (11%).

Следует отметить, что все эти виды предоставляемых Федеральной таможенной службой государственных услуг, занявшие первые позиции по количеству поданных жалоб, относятся к группе наиболее востребованных населением и бизнес-сообществом, что было отмечено в ранее опубликованной статье, посвященной этому же направлению исследований [9, 37]. То есть количество поданных жалоб в целом пропорционально количеству предоставленных таможенными органами соответствующих видов услуг и, следовательно, может свидетельствовать о равномерном качестве их предоставления должностными лицами. При этом незначительное число жалоб характеризует качество их предоставления как достаточное, удовлетворяющее запросы потребителей.

Количество жалоб в отношении остальных видов услуг крайне незначительно, в связи с чем не может быть полноценно учтено при оценке качества.

На следующем рисунке (рис. 3) представлено поквартальное соотношение результатов рассмотрения жалоб ФТС России по вопросам предоставления государственных услуг за 2015 – 2017 годы.


Рис. 3. Соотношение результатов рассмотрения жалоб ФТС России по вопросам предоставления государственных услуг за 2015 – 2017гг.

Если не рассматривать соотношение результатов рассмотрения жалоб за 2015 год, когда к увеличению количества поданных жалоб привели специфические условия, связанные прежде всего с изменением законодательства и внесением корректив в ТН ВЭД, значения показателей за 2016 и 2017 годы демонстрируют в целом равное количество удовлетворенных и оставленных без удовлетворения жалоб. При этом жалоб, поданных в ФТС России и не рассмотренных, практически нет.

В то же время изучение результатов за 2015 год показывает значительное превышение отказов над удовлетворением, что является естественным для ситуации, когда представители бизнес-сообщества, руководствуясь устаревшим законодательством, в процессе декларирования товаров совершают нарушения и потом, после действий должностных лиц таможенных органов по их корректировке, подают жалобы на принятые ими решения и совершенные действия.

Таким образом, анализ результатов рассмотрения ФТС России жалоб на предоставление государственных услуг позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, качество государственных услуг, предоставляемых ФТС России бизнес-сообществу и населению, является достаточным. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в непростых для страны условиях мировой экономики количество жалоб, подаваемых участниками внешнеэкономической деятельности, крайне невелико.

Во-вторых, качество предоставления должностными лицами таможенных органов различных видов государственных услуг в целом равномерно и прямо пропорционально числу обращений населения и бизнес-сообщества. Наибольшее количество жалоб было получено в связи с предоставлением наиболее востребованных видов услуг. Количество жалоб в отношении остальных видов услуг несущественно и может быть не учтено в настоящем исследовании.

В-третьих, можно говорить о достаточной объективности решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалоб ФТС России, поскольку в стабильных условиях работы таможенных органов, когда не вносятся какие-либо кардинальные изменения в законодательство, число удовлетворений и отказов практически равное.


Список литературы

  1. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 14.05.2015 № 2914п-П13) / СПС «КонсультантПлюс». Ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 179480/#dst100002.
  2. Кожарин А.А. Показатели качества таможенных услуг // Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 2 (109). Саратов, 2016. – С. 251–253.
  3. Тимченко Т.Н. Оценка качества государственных услуг ФТС в морских пунктах пропуска: сб. ст. IX Международной научно-практической конф. Санкт-Петербург, 2017. – С. 268–272.
  4. Адеишвили В.И. Организация маркетинговый исследований и мониторинга таможенных услуг: сб. ст. Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2018. – С. 6–11.
  5. Кузнецова Е.И. Оптимизация таможенного контроля железнодорожных перевозок грузов в РФ как фактор повышения экономической безопасности и качества предоставляемых таможенных услуг // Управление инвестициями и инновациями. № 3. Челябинск, 2016. – С. 63–68.
  6. Агамагомедова С.А. Характеристика таможенных услуг, оказываемых в рамках обеспечения таможенными органами прав интеллектуальной собственности // Административное и муниципальное право. № 2 (74). Москва, 2014. – С. 165–172.
  7. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Применение методологии таможенной логистики в повышении качества таможенных услуг // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: экономика. № 1. Москва, 2018. – С. 101–107.
  8. Отчеты о полученных и рассмотренных жалобах по вопросам предоставления государственных услуг (в том числе удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб). Ссылка: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content& view=category&id=480&Itemid=2607.
  9. Воронцова Л.В., Курихин С.В. Анализ востребованности государственных услуг, предоставляемых ФТС России // Novaum.ru. — № 12. — 2018. – С. 34–39.