УДК 338.462

СОСТАВ ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

№14,

Экономические науки

Курихин Сергей Валерьевич (Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления РТА)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ; СОСТАВ ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; КОММЕРЧЕСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ; CUSTOMS SERVICE; THE CLASSIFICATION OF CUSTOMS SERVICES; THE COMPOSITION OF THE CUSTOMS SERVICE; THE STATE CUSTOMS SERVICE; THE COMMERCIAL CUSTOMS SERVICE; THE QUALITY OF THE CUSTOMS SERVICE.


Аннотация: В статье показана актуальность проведения исследований в отношении процесса оказания таможенных услуг. Приведены различные определения понятия «таможенная услуга» и классификации этих услуг. Представлен «состав таможенной услуги», выступающий понятием явления «таможенная услуга» и являющийся совокупностью наиболее существенных элементов, характеризующих общественные отношения как таможенную услугу.

Активное развитие информационных технологий, совершенствование инструментов и способов таможенного оформления и контроля, значительные изменения в сфере международной торговли выступают важнейшими факторами, влияющими на взаимодействие таможенных органов и бизнес-сообщества. Это влияние проявляется, в том числе, и в объективной потребности в повышении качества оказываемых участникам внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) таможенных услуг и в расширении их перечня.

В частности, в настоящее время исследователи Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии изучают возможность внедрения организационно-технической инновации – коммерческого рентгеновского сканирования объектов таможенного контроля (контейнеров и автотранспортных средств), подразумевающего размещение на пограничных пунктах пропуска коммерческих инспекционно-досмотровых комплексов [1, 2].

В этих условиях, несомненно, существенно возрастает важность понимания такого явления, как «таможенная услуга».

Однако, уже длительное время этот вопрос изучается в отечественной науке довольно односторонне и прежде всего с позиции проработки понятийного аппарата и классификации разнообразных таможенных услуг.

В научной и учебной литературе можно встретить разнообразные определения, даваемые термину «таможенная услуга». Так, Старкова О.А. определяет «таможенные услуги» как «совокупность действий, подлежащих совершению таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств, при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств» [3]. Гупанова Ю.Е. рассматривает таможенные услуги как комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленный на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД [4].

В качестве примера при изучении существующих классификаций таможенных услуг можно привести исследования Антонова А.Ю., в 2007 году в своей работе обратившего внимание на необходимость разграничения понятий «государственных» и «коммерческих» таможенных услуг [5]. Не уменьшается актуальность этого направления исследований и в настоящее время. Например, в 2017 году Чалых Н.О. в процессе анализа комплекса предоставляемых таможенных услуг привел их следующую классификацию:
1) деятельность, которая определяет отношение таможни к различным рынкам услуг;
2) услуги, которые составляют определенные действия или меры со стороны таможенного органа, имеющие отношение к основным и вспомогательным таможенным процедурам;
3) услуги, которые определяются своим отношением к форме их представления в таможенный орган;
4) услуги, связанные с различными поставщиками;
5) услуги, по видам транспорта, на которых перемещаются товары через таможенную границу;
6) услуги, связанные с разными способами подсчета;
7) услуги, разделенные по характеристике видимости [6].

Тем не менее, попыток выделить наиболее важные элементы и признаки, присущие всем таможенным услугам, и сформировать системное представление об этом объемном и сложном явлении исследователями практически не предпринималось. В качестве примера подобной попытки можно привести исследования Александровой М.С., посвященные анализу деятельности таможенных органов по предоставлению услуг посредством модели 7Р (product, price, promotion, place, people, process, physical evidence / продукт, цена, продвижение, распределение, персонал, процесс, подтверждение) [7].

В связи с этим, в настоящей статье автор предлагает выделить понятие «состав таможенной услуги», под которым следует понимать совокупность наиболее существенных элементов, характеризующих рассматриваемые общественные отношения как таможенную услугу.

При этом необходимо отметить, что понятие «таможенная услуга», несомненно, будет шире чем «состав таможенной услуги», поскольку существует множество присущих той или иной таможенной услуге элементов и признаков, по причине разнообразия которых учитывать их все в составе не представляется целесообразным.

Схематично основные элементы состава таможенной услуги в их взаимосвязи изображены далее (рис. 1). При этом таможенная услуга, соответствующая приведенному составу, является коммерческой, о чем свидетельствует указание и таможенных органов и поставщика. Если бы рассматриваемая таможенная услуга была государственной, то оба эти субъекта объединились в один, при этом упростив схему.


Рис. 1. Основные элементы состава коммерческой таможенной услуги

В соответствии с приведенной иллюстрацией, в составе таможенной услуги можно выделить следующие основные элементы:
1) объект – объекты таможенного контроля, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (Союза);
2) объективная сторона – совокупность действий участника ВЭД, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза, таможенных органов, связанных с проведением таможенного контроля в отношении объекта, и поставщика услуги. Специфика объективной стороны в данном случае заключается в том, что услуга предоставляется в связи с деятельностью таможенных органов.
3) субъекты – участник ВЭД, таможенные органы, поставщик услуги в коммерческой таможенной услуге, а в государственной — таможенные органы и поставщик являются одним и тем же субъектом;
4) субъективные стороны – цели, задачи, функции и принципы деятельности субъектов. Для таможенных органов – предусмотренные соответствующим законодательством, для участника ВЭД и поставщика услуги – формируемые стремлением максимизировать прибыль при условии соблюдения законодательства.

Помимо основных, в составе таможенной услуги могут быть выделены дополнительные элементы:
1) дополнительный объект – объект, помимо основного, также затрагиваемый в процессе оказания услуг. Например, это могут быть паллеты, используемые при перевозке товаров;
2) дополнительный субъект – субъект, помимо перечисленных ранее, взаимодействующий с участником ВЭД, таможенными органами или поставщиком;
3) средства оказания услуги – все используемое поставщиком при оказании услуги (в частности, технические средства);
4) условия оказания услуги – место, время и обстановка, в которых оказывается услуга. Данный элемент не является специфическим для таможенных услуг, но, тем не менее, является существенным и часто используется в классификации при разграничении отдельных видов таможенных услуг.

Приведенный состав таможенной услуги не является окончательным и может быть развит и усовершенствован в перспективе.

Изучение состава таможенной услуги может представлять значительный научный интерес, прежде всего применительно к менеджменту таможенных услуг. Среди основных направлений научно-исследовательской работы, потенциально использующих понятие состава таможенной услуги, можно выделить:
1) сравнительный анализ качества таможенных услуг, предоставляемых различными подразделениями таможенных органов одной страны или таможенными органами разных государств;
2) совершенствование государственных услуг, предоставляемых таможенными органами;
3) управление таможенными услугами в международной цепи поставки товаров.

Указанные исследовательские направления входят в сферу научной работы и активно разрабатываются многими исследователями: Бойковой М.В. и Хатиповой З.Ф. [8], Юсуповой С.Я. и Кнышовым А.В. [9], Каимовой И.В. [10], Макрусевым В.В. и Любкиной Е.О. [11].

Помимо научного интереса, изучение состава таможенной услуги может нести непосредственную практическую пользу. Прежде всего, это предоставит возможность акцентировать внимание на отдельных, наиболее существенных элементах оказываемой услуги, что позволит более тщательно подойти к вопросам повышения качества и экономической эффективности оказываемой услуги. Помимо этого, понимание состава может способствовать правоохранительным целям, помогая разграничить таможенные услуги, оказываемые добросовестно, и правонарушения, имеющие место в сфере ВЭД.

Таким образом, понятийный аппарат, связанный с таможенными услугами, а также их классификация изучаются в отечественной науке уже довольно длительный период времени, однако это направление исследований до сих пор актуально.

Тем не менее, ранее исследователями практически не предпринималось попыток выделить наиболее общие элементы и характерные признаки таможенных услуг. В настоящей статье предпринята попытка выделить эти элементы, а их совокупность объединена понятием «состав таможенной услуги». Также высказано предположение о научной ценности и практической пользе, которые может представлять изучение «состава таможенной услуги».


Список литературы

  1. Афонин П.Н., Живилова В.Г., Афонин Д.Н. Расширение спектра таможенных услуг путем внедрения организационно-технологической инновации – коммерческого рентгеновского сканирования объектов таможенного контроля // сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы и технологии развития экономики и менеджмента» (25 февраля 2017г.). 2017. – № 2. – С. 6–7.
  2. Полякова А.А., Афонин Д.Н., Яргина Н.Ю. Перспективы внедрения автоматизированной системы мониторинга контейнерных перевозок // Бюллетень инновационных технологий. 2017. – Том 1. № 3. – С. 34–41.
  3. Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг: автореферат дис. … канд. эконом. наук. Саратов, 2007. – 24 с.
  4. Гупанова Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. – № 4. – С. 205–207.
  5. Антонов А.Ю. Государственные и коммерческие услуги: понятие и классификация // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2007. – № 3. – С. 187–192.
  6. Чалых Н.О. Анализ комплекса таможенных услуг, предоставляемых коммерческой организацией // Новая наука: проблемы и перспективы. Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований» (Уфа). 2017. – Том 1. № 3. – С. 170–173.
  7. Александрова М.С. Анализ деятельности таможенных органов на примере предоставления таможенных услуг: сб. материалов VIII Международной молодежной научно-практич. конф.. – М., 2016. – С. 15–19.
  8. Бойкова М.В., Хатипова З.Ф. Некоторые аспекты оценки качества таможенных услуг // Novaum.ru. 2017. – № 9. – С. 38–42.
  9. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография. М.: Изд-во «Восток-Запад», 2016. – 157 с.
  10. Каимова И.В. К вопросу формирования «сервисного государства» в Российской Федерации: сб. ст. Международной научно-практической конф. – Сургут, 2017. – С. 226–228.
  11. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Задачи теории менеджмента таможенных услуг: сб. материалов I Международной научно-практич. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 7–12.