КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№4,

Юридические науки

Корелина Алиса Сергеевна


Ключевые слова: ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ; КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ; КОНСТИТУЦИЯ РФ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; THE RIGHT TO EDUCATION; THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE INDIVIDUAL; CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION; EDUCATIONAL LEGISLATION; EDUCATION SYSTEM.


Аннотация: Предметом изучения в этой статье являются конституционные положения, регулирующие основы системы образования РФ, а также нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ». В статье рассматривается содержание права на образование, его структура, а также место в системе свобод и прав человека, взаимосвязь с иными конституционными правами личности.

Право на получение образования относится к ряду главнейших конституционных прав личности, гарантируемых государством. Это, по существу, социальное право закреплено в ст. 43 Конституции РФ [3], которая ввела его в конституционный статус личности в качестве элемента, тем самым придав ему исходное значение, чем заложила базу российского образовательного законодательства.

Положения ст. 43 Конституции РФ конкретизированы массой нормативно-правовых актов различной юридической силы, в которых содержатся порядок и гарантии осуществления права на получение образования, а также способы его защиты. К числу таковых следует, в первую очередь назвать Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», в ст. 2 которого раскрывается содержание термина «образование». Указанная норма действующего российского образовательного законодательства образованием считает «комплексный координированный процесс обучения и воспитания, который является социально значимым благом и реализуется в интересах государства, общества, семьи и человека. А также комплекс получаемых умений, навыков, знаний, ценностных убеждений, опыта деятельности и полномочий определенной сложности и объема в целях творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, профессионального и (или) физического развития личности, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей» [5].

Анализ объекта права на образование позволил выделить его важнейшие особенности: функции образования напрямую зависят от содержащегося в национальном законодательстве понимания образования, право на получение образования (как и иные базовые права личности) гарантируется международными правовыми актами и не зависит от объема его регулирования национальным законодательством.

Положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», Конституции РФ презюмируется то, что право на образование не даровано государством личности, а, следовательно, оно не может быть отобрано или ограничено. Тем самым государство всецело берет на себя обязательство признавать данное право и обеспечивать условия для его беспрепятственной реализации через создание процедуры пользования правом на образование, который включает в себя нормативную правовую базу и систему образования.

Определяя роль права на приобретение образования в системе свобод и прав человека, нужно назвать его взаимосвязи с такими конституционными правами, как право на жизнь, достоинство и свободу (ст. 20, 21, 22 Конституции РФ), отметить наличие косвенного взаимодействия со свободой слова, свободой совести, свободой мысли и т.п. (ст. 28, 29 Конституции РФ), указать на особую связь права на образование и свободы литературной, технической, научной и иных форм творчества (ст. 44 Конституции РФ).

На основе анализа данных норм возможно определить структуру конституционного права гражданина и личности на получение образования, выделить его элементы. К числу таких элементов относятся:

– право на приобретение образования любым человеком;
– право на получение разных уровней образования;
– утверждение не только права, но и обязанности получения базового общего образования;
– право на приобретение образования в разных формах;
– право на свободный выбор языка образования;
– плюрализм и свобода в образовании;
– главенствующее право законных представителей в выборе формы образования для своих несовершеннолетних детей [1, С. 46].

Положениями ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ утверждено право любого человека на приобретение образования, при этом властью обеспечивается бесплатность и доступность:

– дошкольного образования, способствующего формированию общей культуры, а также развитию личностных, интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических качеств, становлению предпосылок учебной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста;

– основного общего образования, которое нацелено на формирование и развитие личностных качеств учащегося, в том числе – на обучение русскому языку, основам наук, навыкам физического и умственного труда, на развитие интересов, склонностей, способности к социальному самоопределению, являющимся необходимым (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);

– среднего профессионального образования, которое предусматривает решение задач культурного, интеллектуального и профессионального развития человека, предполагает подготовку квалифицированных рабочих и работников среднего звена по всем ведущим областям социально полезной деятельности.

Помимо этого, положения основного закона закрепляют то, что любой человек имеет право на бесплатное высшее образование на основе конкурса (ч.3 ст.43 Конституции РФ). В утверждение конституционного права на приобретение бесплатного высшего образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ» обеспечивает получение на базе конкурса высшего образования в муниципальных, государственных учреждениях образования бесплатно тогда, когда образование этого уровня человек получает впервые. Второе и последующее высшее образование возможно получить платно – как в негосударственном, так и в государственном учреждении образования.

Конституционные основы образовательного права, содержащиеся в ст. 72 Конституции РФ, относят общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а в ст. 114, установлено то, что Правительство РФ гарантирует осуществление в России единой государственной политики в сфере обучения и воспитания. Положения ст. 72 основного закона предопределили наличие как федерального законодательства об образовании, так и законодательства об образовании Республики Хакасия [2, С. 123]. Принятие в 2012 году Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» стало отправной точкой для развития регионального законодательства. На его основе был сформулирован и утвержден Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 года № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия» [4].

Подводя итог, следует указать на то, что конституционное закрепление права на образование является важнейшей предпосылкой экономического, политического, социального и духовного развития общества. Право на получение образования в системе конституционных прав является причиной (или условием) реализации ряда социально-экономических свобод и прав, а также возникает как следствие действия группы конституционных свобод и прав гражданина и личности.


Список литературы

  1. Андриченко Л.В., Баранков В.Л., Булаевский Б.А. и др. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография (отв. ред. к.ю.н. Н.В. Путило, к.ю.н. Н.С. Волкова). М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 480 с.
  2. Белоусова О.В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 122-129.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  4. Об образовании в Республике Хакасия: Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ (в ред. от 12 мая 2016 г.) // Вестник Хакасии. 2016. № 38 (1667).
  5. Об образовании в Российской Федерации (в ред. от 3 июля 2016 г.): Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2016. 6 июля. № 146.