УДК 343.9
НЕКОТОРЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
№14,
Юридические науки
Красавин Александр Эдуардович
Ключевые слова: ТЕРРОРИЗМ; ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; «ТЕЛЕГРАМ»; ШИФРОВАНИЕ; КЛЮЧИ; TERRORISM; LEGAL EDUCATION; «TELEGRAM»; ENCRYPTION; KEYS.
Терроризм является серьезной проблемой нашего времени. И его основная опасность в том, что террористы, распространяя страх и чувство незащищенности, пытаются подорвать основы демократии и прогрессивного развития. Однако на этом фоне развитие информационных и компьютерных технологий приводит к тому, что упрощаются возможности подготовки и осуществления террористических актов. Как справедливо заметил А.П. Шмид «Любой дурак может позвонить по телефону и сообщить, что бомба была помещена на авиалайнер, и есть хороший шанс, что пилот решит совершить аварийную посадку в ближайшем аэропорту. Любой террорист-одинокий волк без моральных сомнений, имеющий оружие или взрывчатку может организовать резню»[1].
Никто не будет спорить с тем, что для общества и государства гораздо лучше, когда террористический акт предотвращен, до того, как террористы сумели причинить существенный вред. Между тем, нельзя говорить о профилактике противодействия терроризму без анализа причин, толкающих людей на этот путь. Как справедливо отмечает N. Grothaus «В целях борьбы с терроризмом мы должны прежде всего понять движущие силы терроризма. Выявление этих факторов позволяет политикам нацелить терроризм на его коренные причины, а не бороться с теми, кто уже стал радикальным»[2]. Он же к причинам терроризма относит:
— этнонационализм;
— дискриминацию/отчуждение;
— отдельные религиозные течения;
— социоэкономический статус;
— отсутствие политической инклюзивности;
— вовлечение «случайных повстанцев»[2].
Рассуждая о причинах терроризма Б.Е. Младшев выделяет следующие:
— социальное неравенство, приводящее к развитию социальных конфликтов между различными социальными группами;
— конфликты, возникающие на почве этногенеза;
— увеличение важности человеческой жизни приводит к тому, что террористические акты позволяют запугивать население, диктуя свою позицию государству[3].
В свою очередь О.В. Климаченкова полагает, что одним из основных мотивов обращения к терроризму является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Эта потребность в принадлежности обнаруживается у маргинальных, отчужденных индивидов, позволяя им строить общую для подобных людей картину мира, которую можно охарактеризовать фразой: «Мы против них, потому что они – причина наших проблем»[4]. Тогда как П.В. Тепляшин выделяет факторы, которые находятся в функциональной взаимосвязи с формированием идеологии молодежного терроризма в информационно-телекоммуникационных сетях, и условия, способствующие либо формирующие данную идеологию[5].
Таким образом, спектр причин терроризма достаточно широк. Не случайно Н.И. Надин говорит о важности «системного подхода к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих терроризму»[6].
Следовательно, крайне важно обнаружить действенную систему мер профилактики всех детерминант терроризма. Для реализации в том числе этих мер был принят Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Часть 1 ст. 15 данного закона устанавливает, что общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан[7].
По мнению законодателя, одинаково важно как выявить причины и условия, которые могут толкнуть человека на путь террора, так и обеспечить высокий уровень правовой культуры, что возможно посредством правового воспитания.
Сутью содержания правового воспитания является выработка у людей устойчивой ориентации на законопослушное поведение, уважение законов, воспитание привычек правомерного поведения. Как отмечает А. Трофимов «Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству»[8]. С данной позицией нельзя не согласиться, однако, помимо правового воспитания необходимо указать также иные меры, направленные на предупреждение террористической угрозы.
В области криминологии применение принципов ситуационного предупреждения преступности стало важным подходом к борьбе с преступностью. Некоторые из этих принципов могут mutatis mutandis также применяться к предотвращению актов терроризма. Ситуативные меры по предупреждению преступности можно разделить на три компонента:
— факторы, связанные с контекстом;
— факторы, связанные с преступностью;
— факторы, связанные с жертвами.
Первая группа включает в себя общие структурные меры, такие как устранение известных причин нежелательных событий, создание условий, при которых вредная деятельность становится более сложной и где шансы на эскалацию и распространение конфликтов снижаются. Второй набор включает в себя меры, направленные на лиц, совершивших насилие, таких как отговаривание или сдерживание потенциальных правонарушителей путем увеличения риска быть идентифицированным, арестованным или убитым. И последнее, но не менее важное: необходимо предоставить возможность жертвам прошлого, настоящего и потенциального будущего. В конце концов, они являются основными заинтересованными сторонами и имеют более чем политический или гуманитарный интерес в устранении или, по крайней мере, уменьшении экзистенциальных угроз. Меры, связанные с жертвами, включают предоставление жертвам / лицам, пережившим насилие, роли в борьбе с терроризмом, например, путем предоставления им возможностей для просвещения общественности и информирования избирателей о действительных расходах на терроризм и создания официальных механизмов поддержки жертв и схем компенсации для тех, кого атаковали террористы[1].
При этом, на наш взгляд, уже упоминавшийся ранее Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ весьма слабо работает по всем направлениям. Вообще, хотелось бы отметить, что закон такого рода не является чем-то уникальным. В мире существуют подобные законы, как -Закон «О предупреждении терроризма» в Малайзии, Закон о патриотизме США, Закон о борьбе с терроризмом в Канаде и собственные законы Великобритании о предотвращении терроризма[9]. При этом, данные законы активно критикуют за то, что они фактически противоречат демократическим нормам, приостанавливают действие прав и законов, чтобы дать власть определенным субъектам. Эффективность от этих законов не высока. Так, малазийский правозащитник Датук Сайфуддин Абдулла публично заявил, что закон о противодействии и терроризму в Малайзии не смог помешать росту воинствующих или террористических групп[10]. В докладе Генерального инспектора Департамента юстиции США за 2007 год признается, что закон о патриотизме явился причиной «широко распространенных и серьезных злоупотреблений» полномочиями. В частности, многие из дел ФБР, проводившихся на основании этого акта касались людей, не имеющих четкой связи с терроризмом[11]. К слову, критика американского закона «О патриотизме» заставила сенатора Дж. Сенсенбреннера, голосовавшего за этот акт, заявить, что он не был проинформирован относительно всех положений этого документа, в результате чего не знал о возможности прослушивать телефонные переговоры американцев без судебного санкционирования[12].
При этом, в докладе MARG отмечается, что «правовое воспитание позволяет людям требовать справедливости, подотчетности и эффективных средств правовой защиты на всех уровнях»[13] таким образом, результат правового воспитания является прямо противоположным процессам, которые общество воспринимает как несправедливые и нарушающие права граждан. Более того, подобные законы подрывают авторитет государственных органов, что снижает их возможность осуществлять правовое воспитание.
Это наглядно показывает анализ комментариев пользователей социальных сетей относительно блокировки мессенджера Telegram. В Twitter на официальной странице Роскомнадзора первый пост, посвященный блокировке Telegram, набрал 768 комментариев. Из них 5 носили нейтральный характер (в основном это общение пользователей между собой на сторонние темы), 3 – в поддержку Роскомнадзора. Остальные комментарии содержали явно негативную оценку деятельности государственного органа. При этом, ряд пользователей публиковал карикатуры, где официальные символы Роскомнадзора были стилизованы под нацистские символы. Ряд пользователей в весьма нецензурной форме указывал на то, что действия Роскомнадзора нарушают их право на частную жизнь. Кроме того, пользователями был запущен хэштег #ТребуюРазблокировки, который упоминался 13,8 тыс. раз[14] и петиция против блокировки, которую подписали 9879 человек[15].
Иными словами, чем выше уровень правового воспитания конкретного индивида, тем с большим неприятием он будет относиться к действиям, которые, на его взгляд, могут нарушить личные права и социальную справедливость.
Таким образом, можно сделать вывод, что законы, подобные ФЗ от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ в большинстве своем воспринимаются населением не столько как способ защиты, сколько способ борьбы с инакомыслием. При этом, действия, направленные на реализацию норм данного закона не находят у населения поддержки, а скорей снижают качество правового воспитания населения. Если гражданин считает, что правоохранительные органы нарушают его права, что законы нужны, чтобы вторгаться в его частную жизнь – вряд ли он будет уважать такие законы, что, на наш взгляд, негативно скажется на правовой культуре. Не случайно, страны с самым высоким уровнем терроризма находятся в нижних строчках рейтинга стран, по показателю состояния политических и гражданских свобод[16, 17].
Можно констатировать, что декларируя необходимость правового воспитания с одной стороны, государственные органы с другой стороны периодически совершают действия, способные подорвать как свой авторитет, так и уважения граждан к законам. В качестве примера можно привести нашумевшую историю о попытках ФСБ получить ключи шифрования Telegram. Стоит отметить, что «противостояние» Telegram и органов государственной власти началось еще в сентябре 2017 г., когда ФСБ предъявило иск о неисполнении мессенджером «закона Яровой». По результатам рассмотрения дела Telegram был оштрафован на 800 000 рублей. 13 апреля 2018 года Таганский суд Москвы вынес решение о незамедлительной блокировки мессенджера по иску Роскомнадзора. Как следует из текста решения «установлен факт неисполнения Telegram Messenger Limited Liability Partnership обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в связи с чем, учитывая вышеприведенные положения норм действующего законодательства, требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об установлении на территории Российской Федерации ограничений доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной законом обязанности подлежат удовлетворению»[18].
Таким образом, можно сделать вывод, что формально, суд, безусловно, прав – есть положения закона, которые мессенджер не соблюдает. И есть установленная за это ответственность.
Однако, фактически данное судебное решение, на наш взгляд, влечет за собой негативные последствия. Во-первых, ведомство выставило себя не в самом лучшем свете, требуя осуществление заведомо невыполнимых действий. Во-вторых, представитель ведомства заявил, что «Переписка граждан в мессенджерах не составляет охраняемую законом тайну», что явно противоречит Конституции (хотя суд с ним согласился)[19]. В-третьих, анонимность в сети Интернет признается СПЧ ООН в качестве права человека[20]. Указанная тактика явно усиливает социальную напряженность вместо устранения проблем, а также может вызвать у граждан правовой нигилизм, ведь, если ФСБ объявляет переписку «не перепиской», то что мешает гражданам поступать похожим образом? Кроме того, на сегодняшний день прошли два митинга в защиту свободы Интернета[21], что также не способствует стабилизации общественных отношений. В-третьих, шумиха в СМИ вызвала еще больший интерес к мессенджеру. Так, дневной прирост подписчиков на каналы после «блокировки» вырос на 39%, дневной охват – на 20%[22]. И, на наш взгляд, данная ситуация крайне негативно влияет на качество правового воспитания, ведь закономерно возникнет необходимость объяснять, почему одни права важны и должны соблюдаться, а другие – нет.
Доводы ФСБ о том, что блокировка Telegram необходима для пресечения террористической деятельности также можно подвергнуть критике. Во-первых, проанализировав имеющиеся приговоры по делам о террористических актах, мы не нашли ни одного упоминания об использовании Telegram и о том, как именно общались террористы. Вместе с тем, никого не удивит, если они будут использовать шифрованные сообщения, маскируя сообщения о терактах безобидными фразами типа: «Привет, Ахмед, купи два килограмма мандарин бабушке». Ф. Гарднер в частности указано, что два из планировщиков теракта 9/11 — Мохаммед Атта и Рамзи Биналшиб, ссылались на Всемирный торговый центр как на «архитектуру», Пентагон как «искусство», а Белый дом — на «политику»[23]. В. Наньяпа отмечает, что индийские террористы используют в общении такие слова как «Свадьба» (обозначает нападение), «Туризм» (обозначает призыв к джихаду), «Баклажан» (ракетная установка)[24]. Даже, если сотрудники ФСБ получат возможность анализировать всю переписку пользователей Telegram вряд ли они будут срываться с места каждый раз, когда прочитают сообщение о чьей-то свадьбе или приходить с обыском к домохозяйке, поделившейся новым рецептом печеных баклажан.
Кроме того, наличие у ФСБ возможности анализировать переписку пользователей ВК не помогло предотвратить ни одно нападение в школе, о котором сам нападавший писал несколько раз[25]. Таким образом, данный аргумент способен подорвать авторитет правоохранительных органов, поскольку население может посчитать, что разговоры о необходимости бороться с терроризмом являются лишь попыткой манипулировать общественным мнением. Поскольку правовое воспитание тесно связано с деятельностью правоохранительных органов, то их слабый авторитет будет влиять на качество правового воспитания.
Также, говоря о необходимости ослабить систему шифрования, нельзя забывать и об обратной стороне этого действия, о которой лучше всего сказал Б. Шнайер: «Шифрование позволяет вам оставаться в безопасности. Шифрование защищает ваши финансовые данные и пароли при онлайн-входе в систему. Оно защищает ваши разговоры сотового телефона от подслушивающих устройств. Если вы зашифруете свой ноутбук это защитит ваши данные, если ваш компьютер будет украден. Это защищает наши деньги и нашу конфиденциальность. Шифрование защищает идентичность диссидентов во всем мире. Это жизненно важный инструмент, позволяющий журналистам безопасно общаться со своими источниками, правозащитникам осуществлять работу в репрессивных странах, а юристам общаться в частном порядке со своими клиентами. Оно защищает нашу жизненно важную инфраструктуру… Я не могу создать технологию доступа, которая работает только с надлежащим юридическим разрешением или только для людей с определенным гражданством или надлежащей моралью. Технология просто не работает. Если бэкдор существует, то любой может использовать его. Все, что требуется, это знание бэкдора и возможность его использования. И хотя это может временно быть секретом, это хрупкий секрет»[26].
Иными словами, если Telegram изменит систему шифрования, позволив сотрудникам ФСБ получить доступ к ключам, этот же доступ смогут получить и злоумышленники. Показателен в этой связи пример Греции, которая закрыла свою бэкдорную программу шифрования после того, как хакеры проникли в нее, обратившись к конфиденциальной и личной информации от обычных граждан до премьер-министра страны[27].
Таким образом, на наш взгляд, профилактика в противодействии терроризму должна вестись не посредством борьбы с мессенджерами, которая лишь раздражает людей, которые уже понесли убытки[28], испытывают неудобство из-за невозможности зайти на сторонний сайт[29], а путем использования комплексного подхода, который был бы направлен реализацию следующих направлений:
— совершенствование защищенности потенциальных объектов террористических атак;
— организация противодействия идеологии терроризма;
— правовое воспитание населения.
При этом, если первое направление связано с защитой от лиц уже осуществляющих террористическую деятельность, то два других имеют своей целью нейтрализацию активности террористов. При этом, два последних направления тесно взаимосвязаны: без грамотного правового воспитания невозможно противодействовать идеологии террора, а противодействие идеологии терроризма должно заключаться в том числе в воспитании у населения уважения к правам и свободам, чужой идентичности, чужой культуре.
Вместе с тем, правовое воспитание возможно только при грамотной, последовательной и продуманной государственной политике, демонстрирующей реальное уважение прав и свобод своих граждан. Таким образом, на наш взгляд, повышение качества правового воспитания должно начинаться с повышения уровня правовой культуры государственных органов как субъектов, оказывающих непосредственные функции по правовому воспитанию.
Список литературы
- Шмид А.П. Предотвращение терроризма как предотвращение ситуационной преступности [Электронный ресурс]. URL: https://icct.nl/publication/terrorism-prevention-as-situational-crime-prevention/ (Дата обращения 26.04.2018 г.)
- Grothaus N. Причины терроризма [Электронный ресурс]. URL: http://handofreason.com/2011/featured/causes-of-terrorism (Дата обращения 26.04.2018 г.)
- Младшев Б. Е. Терроризм: понятие, причины и современные тенденции // Ленинградский юридический журнал. 2016 г. — № 1 (43) С. 139-145
- Климаченкова О.В. Современный терроризм: понятие, условия и причины. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007 г. — № 3. С. 12-16
- Тепляшин П.В. Криминологические аспекты идеологии молодежного терроризма в информационно-телекоммуникационных сетях // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы: в 2-х ч. Ч. 1 / под общ. ред. С.А. Куценко: сб. науч. ст. всероссийской науч.-практич. конференции с международным участием. – Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017.С. 210-211.
- Надин Н.И. Основные направления правового регулирования противодействия терроризму и экстремизму // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013 г. — № 1 (19) С. 61-64
- Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Трофимов А. УМВД про угрозу национальной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://altgazeta.ru:81/news/8027-umvd-pro-ugrozu-natsionalnoj-bezopasnosti (дата обращения 26.04.23018 г.)
- Ашри С. 9 вещей, которые нужно знать о Законе о предупреждении терроризма URL: https://poskod.my/cheat-sheets/9-things-know-prevention-terrorism-act/. (Дата обращения 10.05.2018 г.)
- Датук С.А. Закона «О противодействии терроризму» не победил терроризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.themalaysianinsider.com/malaysia/article/pota-will-fail-wont-deal-with-root-cause-of-terror-says-saifuddin (Дата обращения 10.05.2018 г.)
- Доклад Департамента юстиции США [Электронный ресурс]. URL: https://oig.justice.gov/reports/2014/s1410.pdf (Дата обращения 12.05.2018 г.)
- Jim Sensenbrenner This abuse of the Patriot Act must end [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/jun/09/abuse-patriot-act-must-end (дата обращения 12.05.2018 г.).
- MARG Legal Awareness [Электронный ресурс]. URL: http://ngo-marg.org/what-we-do/legal-awareness/ (дата обращения 12.05.2018 г.).
- Twitter.com [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/roscomnadzor/status/987669596797853697 (дата обращения 15.05.2018 г.).
- Change.org. Глобальная платформа для ваших кампаний [Электронный ресурс]. URL: https://www.change.org/p/не-допустите-блокировку-telegram-в-россии?recruiter=466680462&utm_source=share_petition&utm_medium=copylink&utm_campaign=share_petition (дата обращения 15.05.2018 г.).
- Рейтинг стран мира по уровню терроризма [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/info (дата обращения 10.05.2018 г.).
- Рейтинг стран мира по уровню политических и гражданских свобод [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/freedom-the-world/info (дата обращения 10.05.2018 г.).
- Решение Таганского районного суда г. Москвы от 13.04.2018 г. по делу 02-1779/2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2cc72aea-39e7-4f8e-adc9-37d170966efa?participants=Роскомнадзор&caseFinalRangeDateTo=13.04.2018&formType=fullForm (дата обращения 20.05.2018 г.)
- Переписку в мессенджерах нельзя считать тайной, заявили в ФСБ [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20180320/1516821691.html (дата обращения 15.05.2018 г.).
- Human Rights Council. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and e!pression, David Kaye. 22.05.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/doc/266938105/A-HRC-29-32-AEV (дата обращения 20.05.2018 г.).
- В Москве задержаны десятки участников митинга за свободный интернет // Грани.Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://grani-ru-org.appspot.com/Politics/Russia/activism/m.269893.html (дата обращения 20.05.2018 г.).
- Хабибрахимов А. Статистика: активность в Telegram в России выросла после блокировки [Электронный ресурс]. URL: ttps://vc.ru/36598-statistika-aktivnost-v-telegram-v-rossii-vyrosla-posle-blokirovki (дата обащения 20.05.2018 г.).
- Гарднер Фрэнк Как общаются террористы? [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.com/news/world-24784756 (дата обращения 10.05.2018 г.).
- Наньяпа В. 11 кодовых слов террористов в Индии [Электронный ресурс]. URL: http://www.rediff.com/news/report/11-code-words-terrorists-in-india-use-a-lot/20140224.htm (дата обращения 10.05.2018 г.).
- Тютюнова Т. «Заберу с собой людей». Что писал в соцсетях подросток из Стерлитамака, напавший с ножом на учителя и учеников. // medialeaks [Электронный ресурс]. URL: https://medialeaks.ru/1804ttp-yt-sterlitamak-napadenie/ (дата обращения 15.05.2018 г.); Сотников Д. «Он планировал это»: что известно о нападении в школе в Ивантеевке // Дождь [Электронный ресурс]. URL: https://tvrain.ru/articles/napadenie-443946/ (дата обращения 15.05.2018 г.).
- Шнайдер Б. Важность сильного шифрования для безопасности [Электронный ресурс]. URL: https://www.schneier.com/blog/archives/2016/02/the_importance_.html (дата обращения 15.05.2018 г.).
- Превалакис В. Афинский вопрос. Как некоторые чрезвычайно умные хакеры организовали самый дерзкий взлом сети [Электронный ресурс]. URL: https://spectrum.ieee.org/telecom/security/the-athens-affair/0 (дата обращения 15.05.2018 г.).
- Сухаревская А. Кто пострадал от попыток заблокировать Telegram в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/04/17/766923-kto-postradal (Дата обращения 20.05.2018 г.)
- Пользователи сообщили о блокировке системы проверки Google «Я не робот» [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/04/23/141194-polzovateli-soobschili-o-blokirovke-sistemy-proverki-google-ya-ne-robot (дата обращения 15.05.2018 г.).