УДК 343.346

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАЛОМЕРНОГО ВОДНОГО СУДНА

№14,

Юридические науки

Сморчкова Анастасия Евгеньевна


Научный руководитель: Пономарева В.В., доктор юридических наук, профессор.


Ключевые слова: НАРУШЕНИЕ; ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ; ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ; МАЛОМЕРНОЕ ВОДНОЕ СУДНО; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; VIOLATION; TRAFFIC SAFETY RULES; OPERATING RULES; SMALL-SIZE WATER VESSEL; CRIMINAL LIABILITY.


Аннотация: В статье раскрыта актуальность проблемы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерного водного судна. Предпринята попытка разграничения наступления уголовной ответственности по ст. 263 и ст. 268 УК РФ, когда предметом выступает маловерное водное судно.

Проблема нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерного водного транспорта является одной из наиболее актуальных. Опасность общественно-опасных деяний против безопасности движения и эксплуатации маломерного водного транспорта предельно высока, так как они ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, причиняют ущерб собственности.

Главным правовым средством предупреждения наиболее опасных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта является уголовный закон. Современное законодательство выделяет составы преступлений, против безопасности движения и эксплуатации транспорта в отдельную главу. Любое транспортное средство, в том числе маломерное водное судно, представляет собой источник повышенной опасности.

На сегодняшний день, под маломерным судном понимается судно, длина которого не превышает двадцать метров и пассажировместимость которого не превышает двенадцать человек. Подобные понятия маломерного судна зафиксированы в Кодексе внутреннего водного транспорта, Кодексе торгового мореплавания.

К уголовно-правовому признаку маломерного водного судна необходимо также отнести самоходность водного судна. Энергетическим источником приведения судна в движение могут быть как двигатель, движитель (для парусных судов и яхт) или мускульная сила (весельная шлюпка).

Уголовный закон устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности и эксплуатации движения маломерным водным транспортом двумя уголовно – правовыми нормами, предусмотренными ст. 263 и 268 УК РФ.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ является маломерное водное судно, относящееся к категории внутреннего водного транспорта, под которой понимается производственно — технологический комплекс, объединяющий самоходные суда, в том числе суда смешанного типа (река — море) плавания, иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ и используемые для перевозки грузов., пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки и т.п., а также объекты инфраструктуры внутренних водных путей. Помимо этого, маломерное водное судно должно иметь такой признак, как самоходность с использованием двигателя или движителя.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ является также маломерное водное судно, однако, в данную категорию могут входить и судно, обладающее признаком самоходности с использованием мускульной силы, например, как говорилось выше, весельная шлюпка.

Непосредственным объектом данных преступлений является безопасность движения и эксплуатации маломерного водного транспорта. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье, собственность.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 263 и 268 УК РФ выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации. Например, командир маломерного водного судна нарушил требования безопасности организации круиза, поскольку осуществлял его без планирования и предварительной подготовки экипажа судна по маршруту, в метеоусловиях, препятствующих выполнения круиза, что повлекло смерть четырех человек. Командир судна был осужден по ч. 3 ст. 263 УК РФ.

Субъективная сторона деяний, посягающих на безопасность движения и эксплуатации маломерного водного судна (ст. 263, 268 УК РФ), характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим общественно опасным последствия и, как правило, умышленной формой вины по отношении к самому нарушения правил безопасности эксплуатации маломерного водного судна.

В исследуемых уголовно-правовых нормах, посягающих на безопасность движения и эксплуатации маломерного водного судна, субъект различен. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ является специальным – лицо, которое в соответствии с выполняемыми функциями или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации маломерного водного судна. К таким лицам относятся лица, непосредственно управляющие маломерным водным судном, а также лица ответственные за соблюдение правил эксплуатации элементов транспортной системы, включенной в комплекс обеспечения безопасности функционирования маломерного водного судна.

Приговором Мытищинского городского суда Московской области от 22.05.2012 М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.263 УК РФ. М., имея удостоверение на право управления маломерным судном, являясь работником и состоя в трудовых отношениях, на основании достигнутого соглашения между ним и работодателем – владельцем прогулочного маломерного судна. Являясь лицом, которое в силу выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, проявив преступную небрежность, лично управляя прогулочным маломерным судном, не соблюдая установленные требования, обеспечивающие безопасное использование внутреннего водного транспорта, в нарушение п. 15, 16 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, п.30 Особенностей движения и стоянки судов по внутренним водным путям, ст. 11.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, совершил наезд указанным судном на ФИО12, которая находилась в предназначенной для купания и огороженной буйками водной зоне, тем самым повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, вызвавшее опасное для жизни состояние, которое обусловило наступление смерти ФИО12.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, является лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пассажиром, пешеходом или иным участником движения. Главным признаком, является то, что они являются адресатами правил безопасности движения и эксплуатации маломерного водного судна. При этом из всех возможных адресатов необходимо исключить субъектов, указанных в статьях 263 УК РФ.

Приговором Омского районного суда Омской области от 23.10.2017 Ш. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.268 УК РФ. Ш., имея удостоверение на право управления маломерным судном, планируя осуществить плаванье на принадлежащей ему моторной лодке совместно с пассажирами, находясь на указанной лодке, осознавая, что максимальная пассажировместимость судна не превышает четырех человек, допустил размещение на его борту восьми человек. Шевырев не предпринял мер безопасности перевозки пассажиров водными видами транспорта, не обеспечил каждого пассажира спасательным жилетом, тем самым нарушил норму пассажировместимости предусмотренную судовым билетом лодки, пункт 6.1 Правил пользования водными объектами, расположенными на территории Омской области, для плавания на маломерных судах, ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта (Федеральный закон № 24 от 07.03.2001), правила аттестации на право управления маломерными судами поднадзорными ГИМС МЧС РФ, утвержденные приказом МЧС РФ № 262 от 27.05.2014; п. 11 Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденные приказом МЧС РФ № 502 от 29.06.2005. Ш. Е.Ю. допустил забор воды в отсек для пассажиров, в результате чего двигатель заглох и судно стало тонуть. С целью избежать полного потопления судна Ш. сказал пассажирам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 прыгать за борт в воду, что они и сделали, за исключением ФИО1 и ФИО4, которые остались в лодке. Находившиеся ранее на борту пассажиры оказались в акватории реки без спасательных жилетов. Оказавшись в воде, пассажиры судна самостоятельно поплыли в направлении берега, в результате чего ФИО5, у которого отсутствовал спасательный жилет и другие средства спасения, оказавшись в условиях опасных для жизни и здоровья, утонул.

Таким образом, проанализировав данные составы преступлений, правила их применения для маломерного водного судна являются следующими: если предметом преступления является маломерное водное судно по признаку самоходности с использованием мускульной силы, то применяется ст. 268 УК РФ; если маломерное водное судно обладает признаком самоходности с использованием двигателя или движителя, то вступает второй обязательный признак – субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ является специальным, а субъект преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ – общим (физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет).


Список литературы

  1. Мигда Н.С., Дмитриев С.Н. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых в сфере транспортной безопасности: коллективная монография. — М.: Спутник+, 2017. С. 59 – 68.
  2. Кусакин В.В. Об отдельных аспектах уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации водных видов транспорта // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2014. № 14. С. 220 – 225.
  3. Пикуров Н. И. Квалификация транспортных преступлений: Научно-практическое пособие. — М.: РАП. 2011. С. 8-46, 131-134.
  4. Приговор Мытищинского городского суда Московской области от 22.05.2012г. [Электронный ресурс] // Росправосудие: сайт. URL: https://rospravosudie.com/court-mytishhinskij-gorodskoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-106204440/ (дата обращения 16.06.2018).
  5. Приговор Омского районного суда Омской области от 23.10.2017г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru/regular/doc/v4rJ6oEDHFlj/ (дата обращения 16.06.2018).
  6. Токманцев Д.В. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена : монография. Красноярск, 2012.
  7. Токманцев Д.В. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена : учебное пособие. Красноярск, 2012. С. 66.
  8. Токманцев Д.В. Признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Уголовное право. 2015. № 3.С. 61-68.
  9. Токманцев Д.В. К вопросу об объекте транспортного преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7. № 2 (28). С. 61-65.