УДК 34

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 264 УК РФ

№14,

Юридические науки

Кузьмина Алёна Дмитриевна


Ключевые слова: МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО; ИНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; УПРАВЛЕНИЕ; СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАВО; ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; MOTOR VEHICLE; OTHER VEHICLES; MANAGEMENT; SPECIAL LAW; THE SUBJECT OF CRIME.


Аннотация: В статье рассматриваются и исследуются проблемные вопросы правового значения предмета преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ.

Анализ современного состояния транспорта и тенденций его развития показывает, что, несмотря на стабильную работу, для транспортной отрасли в целом характерны ряд серьезных проблем, связанных в том числе с безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств[1].

Транспортные средства выступают предметом преступления, который в свою очередь выступает признаком такого элемента состава преступления как объект посягательства[2]. Согласимся с авторами, которые объектом транспортных преступлений рассматривают как заключенный в «правовую оболочку» комплекс, который структурно включает особый предмет (конкретный вид транспорта, в нашем случае указанный в ст. 264 УК РФ и порядок его функционирования), специальных субъектов (несут правовую обязанных соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта) и социальную связь между ними (деятельность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта и результат такой деятельности)[3].

В ст. 264 УК РФ к предмету преступления отнесены механические транспортные средства:

1) автомобиль – это безрельсовая машина, главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым), подлежащая регистрации в Государственной автомобильной инспекции, и на управление которой требуется специальное разрешение;

2) трамвай – поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (иногда грузов); метрополитен и другие виды внеуличного рельсового транспорта (легкое метро, метротрам, монорельсовый транспорт) являются предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ[4];

3) другие механические транспортные средства – трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации понятие «механических транспортных средств» рассматриваются как виды всех транспортных средств, приводимых в движение двигателем (признак самоходности).

В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует понятие «самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины». Для удобства дальнейшего понимания обратимся к тексту постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года № 11, которое в настоящее время не действует. В п. 7 дается определение «иной самоходной машиной», которое возможно, на мой взгляд применить и к самоходным дорожно-строительным и иным самоходным машинам следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Да, уголовное законодательство не раскрывает значения термина «самоходные машины». Не внес ясность по данному вопросу и Верховный Суд РФ. Единственным нормативно-правовым актом, раскрывающим понятие самоходной машины являются «Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», п. 2 которых определяет, что к самоходным машинам относятся трактора, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт.

Вместе с тем, конкретного перечня самоходных машин данный документ не содержит. О том, какие типы машин входят в это понятие, мы можем частично определить, исходя из постановления Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, в котором указаны типы самоходных машин применительно к утилизационному сбору, который должны оплачивать их владельцы. Анализируя данное определение, складывается вывод, что максимальная скорость и объем двигателя не имеет существенного значения, а значит предметом данного преступления может быть и комбайн, погрузчик, и так называемый, «бобкат».

Заиграевский районный суд признал виновным Портнягина, который хоть и находился за рулем транспортного средства, но приводил его в движение не двигателем внутреннего сгорания, а физической силой своих знакомых, вследствие чего причинил одному из пешеходов телесные повреждения, от которых последний скончался. В мотивировочной части суд указал, что Портнягин управлял транспортным средством при тормозной неисправности автомобиля, вследствие чего наступили общественно опасные последствия.[5]

К транспортным средствам, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право можно отнести троллейбусы, мотоциклы, квадроциклы и другие транспортные средства, перечисленные в ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В связи с изменениями в Правилах дорожного движения, которые были внесены постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 № 221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» к механическим транспортным средством также отнесены мопеды – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт».

Стоить отметить, что фактически, в некоторых случаях механическим транспортным средством можно признать и велосипед, это если велосипед будет оснащен двигателем внутреннего сгорания и в данном случае объем двигателя значения иметь не будет. А, если велосипед будет иметь электродвигатель и максимальная мощность не будет превышать 0,25 кВт, то говорить о механическом транспортном средстве в данном случае нельзя.

Например, Ильинский районный суд Пермского края признал виновным А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, который на самодельном мотоцикле допустил ДТП, в результате которого пассажиру был причинен тяжкий вред здоровью [9]. Туринский районный суд Свердловской области признал Сытика виновным по ч. 4 ст. 264 УК РФ. Управляя «другим механическим транспортным средством» (формулировка в приговоре) Сытик в состоянии алкогольного опьянения нарушил правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, что повлекло по неосторожности смерть человека.[6]

Таким образом, из вышесказанного можно вычленить признаки предмета данного состава преступления: самоходность, то есть приведение в движение двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, мощность которого более 0,25кв и наличие специального права на управление в соответствии с категорией.

Получается, мопед является предметом рассматриваемого преступления, а лицо управлявшее данным транспортным средством и допустившее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, будет нести ответственность не по ст. 268 УК РФ, как это было до изменений, внесённых постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, а по соответствующим частям ст. 264 УК РФ, в зависимости от обстоятельств совершения преступления и наступивших последствий.

Необходимо также заметить, что не все машины – механические транспортные средства являются предметом данного состава преступления. Здесь соглашусь с мнение З.Б. Соктоева, который говорит, что не является предметом анализируемого преступления «боевая самоходная техника Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства (танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки и др.), равно как и любые иные боевые, специальные или транспортные машины, нарушение правил вождения или эксплуатации которых влечет ответственность в соответствии со ст. 350 УК РФ».


Список литературы

  1. Токманцев Д.В. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена : монография / Д.В. Токманцев. Красноярск, 2012. С. 6.
  2. Винокуров В.Н., Токманцев Д.В. Понимание объекта преступления: законодательная техника, толкование и применение уголовного закона // Библиотека уголовного права и криминологии. 2014. № 1 (5). С. 21-29.
  3. Токманцев Д.В. К вопросу об объекте транспортного преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7. № 2 (28). С. 61-65.
  4. Токманцев Д.В. Метрополитен и другие виды внеуличного рельсового транспорта как предмет преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Уголовное право. 2012. № 1 (10). С. 83.
  5. Приговор от 07.06.2012 г. в отношении Портнягина А.С. // URL: https://rospravosudie.com/court-zaigraevskij-rajonnyj-sud-respublika-buryatiya-s/act-105110629/
  6. Приговор Туринского районного суда Свердловской области. 09.10.2014 г. Дело №1-6/2014 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/Js7S61YSDVxP/