УДК 338.465

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМПЛЕКСА УСЛУГ НА СКЛАДЕ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО УЧАСТНИКАМ ВЭД ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС

№14,

Экономические науки

Ивашкина Юлия Сергеевна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ТАМОЖНЯ; УЧАСТНИКИ ВЭД; СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS; FOREIGN TRADE OPERATORS; TEMPORARY STORAGE; ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES.


Аннотация: В статье актуализирован вопрос качества и доступности таможенных услуг участникам ВЭД на складе временного хранения таможенными органами государств-членов ЕАЭС. Разработаны предложения по совершенствованию услугового комплекса на складе временного хранения.

Действующий таможенный кодекс ЕАЭС, принятый 1 января 2018 гола, определяет, таможенные склады и склады временного хранения (далее-СВХ) как зону таможенного контроля. В зависимости от времени нахождения на территории СВХ товаров, подлежащих таможенному оформлению, выделяют постоянные и временные зоны таможенного контроля [1].

Ряд требований к обустройству, местоположению и оборудованию склада временного хранения изложен в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311 от 27.11.2010 г. В нем утверждено, что, во-первых, для обеспечения сохранности товаров необходимо исключить доступ на СВХ посторонних лиц, во-вторых, к территории СВХ должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием для стоянки транспортных средств, в-третьих, наличие подъездных путей и контрольно-пропускных пунктов, специально оборудованных зон для таможенного досмотра, а также наличие помещений для хранения товаров, которым необходимы специальные условия хранения, в-четвертых, ограждение прилегающих территорий и открытых площадок, в-пятых, наличие погрузочно-разгрузочной техники и другие [2].

Высокая стоимость тарифов СВХ обусловлена затратами на качественное обеспечение, обслуживание и поддержание всех необходимых требований и условий, что уменьшает конкурентоспособность компании на рынке услуг и привлекает все меньше участников ВЭД.

Совершенствование тарифов на складское обслуживание является острой проблемой, стоящей перед складом временного хранения. Для решения поставленного вопроса необходимо сделать открытый и информационно доступный СВХ, путем внедрение автоматизированной системы учета материально-технических ресурсов. Создать программное обеспечение, которым мог бы пользоваться любой участник ВЭД и знать статус груза, причину его досмотра, на каком этапе таможенного оформления он сейчас находится и многое другое. Это нововведение позволит не только привлечь новых участников внешнеэкономической деятельности, но и оправдать высокие тарифы на складское обслуживание.

Для повышения уровня развития складской инфраструктуры необходимо выбрать наиболее качественную систему, которая поможет решить проблему складского учёта материально-технических ресурсов на СВХ.

Нижеприведённые системы могут послужить вариантами решения данной проблемы:

1. Штрих-кодирование (наиболее распространенная форма автоматической идентификации с помощью метки штрих-кода).
2. Радиочастотное маркирование грузов (RFID) (способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках).
3. Формирование и актуализация схемы склада (разработка модели склада с учетом его геометрии, размеров, количества хранимого груза).

Проведение сравнительного анализа позволит выявить как сильные, так и слабые стороны каждой из предложенных технологий, тем самым выбрать наиболее эффективный вариант (Рисунок 1).

Область применения/ Рекомендуемая система учета

Преимущества

Недостатки

Большие закрытые склады /

Штрих-кодирование

− относительная дешевизна;

− возможность автоматизировать документооборот;

− возможность идентифицировать груз при прямой видимости метки штрих кода

Метки находятся вне зоны видимости потому, что большую часть времени грузы хранятся под снегом
Большие закрытые и открытые склады/Радиочастотное маркирование грузов (RFID) − возможность дистанционного обнаружения и идентификации груза; − возможность автоматизировать документооборот;

− возможность удаленно менять значение хранимых в метке данных

Относительная дороговизна технологии
Малые закрытые и открытые склады/ Формирование и актуализация схемы склада − отсутствие затрат на реализацию;

− простота в реализации;

− предоставление общей информации о хранимом грузе

Отсутствие точной и полной информации о номенклатуре, количестве хранимого груза и географии

Рис. 1. Сравнительный анализ технологий систем учета материально-технических ресурсов

Таким образом, сравнительный анализ учета материально-технических ресурсов на складах временного хранения показал, что наиболее эффективным вариантом решения данной проблемы является радиочастотное маркирование грузов (RFID), как наилучшим образом приспособленная система к открытым и большим площадкам.

Радиочастотная идентификация (RadioFrequencyIdentification) – это современная технология идентификации, которая предоставляет существенно больше возможностей по сравнению с другими [3]. В её основе лежит технология передачи информации с помощью радиоволн, необходимой для идентификации объектов, на которых закреплены специальные метки, несущие как идентификационную, так и пользовательскую информацию предоставляющая существенно больше возможностей по сравнению с другими.

Метки могут располагаться внутри упаковки (если она не металлическая), обеспечивая ее скрытность и сохранность; высока скорость чтения меток, которая достигает 1000 шт. в секунду; есть возможность одновременного чтения большого количества меток; долговечность. Таким образом, основное преимущество технологии RFID состоит в том, что не требуется прямая видимость радиочастотной метки, чтобы считывать из нее информацию. Высокая степень безопасности этой технологии обеспечивается применением уникального идентификатора метки, выставленного на заводе при ее изготовлении, а также шифрованием данных, записываемых в метку. Эта технология устойчива к воздействию окружающей среды, так как метку возможно поместить в любую защитную полимерную оболочку.

Любая RFID-система состоит из метки, антенны, считывающего устройства (ридер, интеррогатор или считыватель) и компьютера. Многообразие способов закрепления метки позволяет маркировать все виды грузов за исключением сыпучих.

Объект с меткой проходит первичную регистрацию в системе с помощью стационарного или переносного считывателя. В контрольных точках учета перемещения объекта необходимо разместить считыватели с антеннами.

Контроль за перемещением объекта будет заключаться в чтении данных метки в контрольных точках, для чего метке достаточно попасть в электромагнитное поле, создаваемое антенной, подключенной к считывателю. Учётный документ формируется на основании передачи информации из считывателя в систему управления и далее в учетную систему. При групповом чтении меток данные всех прочитанных меток попадают в один учетный документ, фиксирующий перемещение объектов [4].

Таким образом, рассматривая общую стоимость хранимого груза, геометрию склада временного хранения, площадь, можно предположить ожидаемую потребность в оборудовании RFID-системы. Применение данной технологии целесообразно, поскольку каждый участник ВЭД будет видеть, что происходит с грузом и где он находится. Такая технология упростит работу не только складу, но и потребителям услуги, поскольку не нужно будет постоянно связываться с таможенным постом и уточнять у инспекторов на каком этапе таможенного оформления находится их груз.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 года.
  2. Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015г.).
  3. ISBC RFID – Технология RFID идентификации. URL: http://www.isbc-rfid.ru (Дата обращения: 19.05.2018г.).
  4. RFID – РадиоЧастотная Идентификация. URL: http://www.datakrat.ru/technology/7942.html (Дата обращения: 19.05.2018 г.).
  5. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. – М: Проспект, 2017. – 384 с.