УДК 796

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

№14,

Педагогические науки

Горелик Андрей Витальевич
Гуралев Владимир Михайлович


Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ; РУКОПАШНЫЙ БОЙ; АТАКУЮЩИЕ И ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ; PHYSICAL TRAINING; FIGHTING TECHNIQUES; HAND-TO-HAND COMBAT; ATTACKING AND DEFENSIVE ACTIONS.


Аннотация: Статья посвящена вопросам совершенствования процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Актуальность статьи заключается в том, что авторы на основании опроса слушателей факультета профессиональной подготовки Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации предлагают изменить подход к обучению курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Данный подход заключается в проведении занятий по боевым приемам борьбы с акцентом на использование специфических технических элементов действия, относящихся к служебно-прикладному виду спорта «Рукопашный бой». Предлагается усовершенствовать систему оценки уровня владения прикладными двигательными навыками, руководствуясь правилами критериями оценки атакующих и защитных действий, существующих в рукопашном бое и боевом разделе самбо. Практическая значимость заключается в рекомендации преподавателям, специалистам и инструкторам по физической подготовке выбирать концепцию обучения и совершенствования прикладных двигательных навыков обучающихся с учётом реальных условий служебной деятельности. Авторы анализируют существующие подходы к проблеме эффективности обучения боевым приемам борьбы с точки зрения требований Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, дают рекомендации по способам оценки уровня владения прикладными навыками.

В повседневной служебной деятельности, решая задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, сотрудникам полиции часто приходится сталкиваться с агрессивными правонарушителями, вступать с ними в противоборство, предотвращать нападение и осуществлять силовое задержание преступников, зачастую превосходящих сотрудников по показателям физического развития и двигательной подготовленности. Практика показывает, что сотрудники полиции не всегда способны противостоять активному противодействию при силовом задержании, получают ранения и телесные повреждения при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Так, Л.В. Кан и Х.Б. Ципинов, основываясь на данные аналитического обзора ГУ МВД России по городу Москве от 15.12.2014 года № 6/33-11869, содержащего описание случаев чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью, ранениями и получением телесных повреждений сотрудниками полиции, которые они получили в процессе выполнения служебных обязанностей в различных ситуациях охраны правопорядка, солидарны во мнении, что большее количество ранений и травм получено сотрудниками органов внутренних дел при задержании правонарушителей, а также при пресечении хулиганских действий. Кроме того, травмы были получены в процессе доставления правонарушителей, составления протоколов, проверке документов и т.д.» [5, с. 62; 8, с. 207].

Отмечены случаи, когда сотрудники полиции уступают правонарушителям в силе, ловкости, неуверенно владеют табельным оружием и боевыми приемами борьбы, проявляют растерянность и беспомощность, что порой влечет за собой тяжкие последствия. Данные моменты могут приводить к чрезвычайным происшествиям, тяжелым ранениям и даже к гибели.

В.В. Горбатов, основываясь на данные статистики, предположил, что в последние годы значительно увеличилось количество нападений на полицейских, и, в том числе, с использованием различных видов колюще-режущего, кастетного и огнестрельного оружия [2].

В связи с этим возникает необходимость поиска более эффективных средств и методов физической подготовки сотрудников полиции для последующего успешного выполнения ими своего служебного долга. Для решения задач, связанных с повышением профессионального мастерства, в системе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (полиции) культивируются служебно-прикладные виды спорта, которые должны способствовать выработке и поддержанию психофизических качеств и двигательных навыков, необходимых для успешной служебной деятельности [1].

Считаем, что физическая готовность, в совокупности с умением самостоятельно принимать правильные решения и действовать в стрессовых ситуациях противоборства с правонарушителем, является одним из важных критериев общей профессиональной подготовленности сотрудников полиции.

Данные инспекторских поверок территориальных органов внутренних дел за последние несколько лет свидетельствуют о недостаточной физической подготовленности сотрудников. Существующая система оценки уровня владения боевыми приемами борьбы сотрудников органов внутренних дел не позволяет, в полной мере, отразить действительный уровень сформированности прикладных двигательных навыков. Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Наставление) предписано оценивать уровень боевых приемов борьбы на ассистенте, который не оказывает сопротивления, фокусируясь на формальных деталях техники определенного приема. Резонно возникает вопрос, насколько оправдана, с точки зрения боевого применения такая форма оценки, если в ситуациях реального применения правонарушитель непредсказуемо, спонтанно оказывает сопротивление сотруднику полиции. Со слов опрашиваемых сотрудников известно, что в ситуациях применения боевых приемов борьбы, правонарушители всегда оказывали физическое противодействие или сопротивление. Ситуация, когда правонарушитель оказывает сопротивление сотруднику, не является редкостью. Как правило, в условиях отсутствия сопротивления, отсутствует и необходимость применения боевых приемов борьбы. Однако профессорско-преподавательский состав кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России и инструкторы по физической подготовке территориальных органов МВД России на всех уровнях в соответствии с требованиями нормативных правовых актов готовят сотрудников к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в условиях отсутствия сопротивления со стороны правонарушителя.

Логично предположить, что решение вышеуказанных задач, связанных с применением физической силы сотрудниками ОВД, будет происходить в условиях противоборства с правонарушителями.

Как известно, целью физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому и правомерному применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы [7].

Кроме того, занимаясь физическими упражнениями, необходимо достигать высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Возникает противоречие, с одной стороны, специалисты по боевым приемам борьбы должны сосредоточится на процессе формирования навыков применения боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитанию смелости, решительности, инициативы и находчивости, с другой стороны, сотрудник, демонстрируя болевой приемов или удар в условиях противоборства, рискует причинить травму ассистенту. Поэтому существующая система оценки навыков применения боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД представлена в форме показательных выступлений и направлена, прежде всего, на минимизацию причинения ущерба ассистентам, а не на определение уровня сформированности прикладных двигательных навыков. Обозначение расслабляющего удара перед выполнением болевого приема, имеющего цель ограничить свободу передвижения болевым приемом, становится формальным и рутинным, но, при оценке уровня владения боевыми приемами борьбы, обязательным требованием [4, с. 255].

Пренебрежение или отсутствие его обозначения в строго определенную часть тела должно нещадно «караться» экспертом. В качестве примера можно сравнить два похожих по структуре приема задержания «рывком» и «замком». При выполнении задержания рывком расслабляющий удар наносится голенью во внутреннюю часть одноименного бедра или локтем в грудь, а при выполнении задержания «замком» удар наносится стопой в голень или коленом в живот. В данных условиях при отсутствии обоснованности предпочтений мест нанесения ударов, смещаются акценты значимости отдельных элементов действия. Искажается ориентировочная основа действия приема. Выполняющий боевой прием борьбы, соблюдая формальности, пренебрегает более ценным содержанием. В результате многолетних тренировок у обучающихся возникает отрицательный перенос навыка, препятствующий формированию правильного действия.

Считаем, что в процессе подготовки к показательным выступлениям по боевым приемам борьбы, в отсутствии специфических условий служебной деятельности, выражающихся в преодолении мышечного напряжения оппонента, навык не может сформироваться.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой приемов задержания, характеризуется автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью в исполнении.

При навыке сознание направлено, главным образом на основные компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, во время поединка обучающиеся сосредоточивают свое внимание на обнаружение благоприятной динамической ситуации, подходящей для какого-либо удара, либо броска, то есть, на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.

Одним из признаков сформированности навыка является вариативность, то есть, способность применять его в изменяющихся условиях.

Процедура оценивания уровня владения боевыми приемами борьбы не предусматривает противоборство, характеризующееся наличием непредсказуемости перемещений, направления действия, величине прилагаемых усилий ассистента. Предполагаем, что отсутствие этого условия в процессе многолетних практических занятий по боевым приемам борьбы не позволяет сформировать навык у сотрудников на необходимом уровне.

Надежность навыка обеспечивается совокупным применением методических приемов. Надёжность двигательного навыка зависит также от степени развития ряда физических и психических качеств индивида, в частности специфической выносливости и эмоциональной устойчивости.

Выносливость – это способность выполнять двигательное действие продолжительное время без снижения ее эффективности.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной специфической двигательной деятельности. Специфика деятельности сотрудника в условиях противоборства с правонарушителем заключается: в преодолении сопротивления правонарушителя, при обоснованной попытке сотрудника выполнить прием задержания; в способности сотрудника вести рукопашный поединок с правонарушителем.

Эмоциональная устойчивость – это способность сохранять способность осуществлять контроль за ситуацией, в условиях воздействия стрессовых факторов.

Залогом успешно выполненной работы по задержанию агрессивного правонарушителя являются навыки защитных и ударных действий, в сочетании со способностью применять их в стрессовой ситуации противоборства сотрудника полиции с правонарушителем. Навык, сформировавшийся в специально подобранных упражнениях и заданиях, может быть доведен до совершенства только в специфической деятельности, то есть, в условиях контактного противоборства, в непредсказуемой, постоянно изменяющейся ситуации.

Важно отметить, что одним из главных методов формирования навыка является деятельность, в состав которой входит изучаемое действие.

По мнению Э.В. Губанова, противоборства даже в учебно-тренировочных поединках моделируют деятельность сотрудника в вариативно-конфликтной боевой ситуации. Данная ситуация, как правило, связанна с риском. В качестве ее характерных особенностей можно назвать следующие: контактное столкновение с противником; переживание чувства тревоги и опасности; возможный большой диапазон двигательных действий; активное противодействие соперника, его агрессия. При этом необходимо предвидеть действия правонарушителя и стараться упреждать их. Дефицит времени, а также необходимость принятия быстрых решений и немедленное их осуществление также является сбивающим фактором. Кроме того, возможен дефицит информации, маскировка преступником своих действий [3, с. 72-74].

Некоторые авторы [6] считают, что уровень «рукопашной» подготовки среднестатистического сотрудника полиции не соответствует декларируемому и сильно отстает от запроса социума. Вместо формирования прочных умений и навыков их реального применения в ситуациях пресечения различных правонарушений существует направленность обучения на демонстрацию техники боевых приемов борьбы на несопротивляющемся партнере.

Мы предположили, что боевые приемы борьбы, в детальном описании представленные в Наставлении как идеал надежности и эффективности, не могут отвечать требованиям практики задержания правонарушителей сотрудниками органов внутренних дел.

С целью изучения опыта практического применения приемов задержания и определение частоты применения различных боевых приемов борьбы в ситуациях служебной деятельности в апреле 2018 года на базе Сибирского юридического института МВД России проводился опрос 135 сотрудников. Эти сотрудники привлекались к контртеррористическим действиям на территории Северо-Кавказского региона. Состав сотрудников включал в себя представителей подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных, инспекторов дорожно-патрульной службы, охранно-конвойной службы и оперуполномоченных уголовного розыска.

В результате опроса было выявлено, что приемами задержания, представленными в наставлении в той форме, в которой требуют представлять их на зачетах по боевым приемам борьбы в территориальных подразделениях ГУ МВД России по Красноярскому краю, ни один сотрудник не воспользовался. При задержании сопротивляющегося правонарушителя сотрудники чаще всего использовали сваливание с последующим «загибом руки за спину» в положении лежа, принудительным подъемом в стойку и сопровождением. По мнению опрашиваемых сотрудников, сковать болевым приемом сопротивляющегося правонарушителя, стоящего двумя ногами на опоре, можно только в случае если он значительно уступает в физическом развитии и в весоростовых показателях. При осуществлении сотрудником попытки проведения приема задержания правонарушитель, как правило, с усилием прижимает руки плотно к телу или спонтанно ими размахивает. В данной ситуации осуществить заведение руки за спину, не предваряя его достаточной силы ударом или броском не возможно. Следует отметить, что в ситуации оказания реального сопротивления сотруднику сила нанесенного сотрудником превентивного удара с целью достижения эффекта расслабленности для правонарушителя, с последующим сковыванием болевым приемом, в дальнейшем может быть признана избыточной. В результате задержание, посредством сковывания болевым приемом будет выполнено, а последствия ударных воздействий будут признаны экспертами, как тяжкие. Как следствие, повышается вероятность привлечения сотрудника к юридической ответственности за совершение действий, не соответствующих характеру и степени общественной опасности совершенного деяния и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причинялся явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред.

Таким образом, боевые приемы борьбы, изучаемые курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России и практическими сотрудниками территориальных подразделений ГУ МВД России по Красноярскому краю следует разделить на два раздела:

1 – основы самозащиты и атакующих действий на базе рукопашного боя. Техника ударов руками и ногами и бросковая техника с последующим контролем над условным правонарушителем в положении лежа;
2 – приемы задержания посредством применения болевых приемов.

При обучении сотрудников полиции на практических занятиях по боевым приемам борьбы, на этапе совершенствования двигательного навыка следует применять практику проведения спаррингов по рукопашному бою по правилам и в защитном снаряжении [9]. Поскольку рукопашный бой является служебно-прикладным видом спорта, синтезом ударных единоборств и борьбы в одежде, следует заимствовать технику и методику в соответствующих спортивных школах и активно внедрять ее в процесс физической подготовки сотрудников полиции. Оценивать уровень обученности сотрудников основам рукопашного боя должны специалисты, имеющие спортивную или судейскую квалификацию по данной спортивной дисциплине. Зачет по основам рукопашного боя следует проводить в форме спарринга продолжительностью от 1до 3 минут. В актив зачисляются точные удары, успешные защиты и броски. Следует определить минимум зачетных действий подвергающемуся испытаниям сотруднику полиции исходя из возраста и принадлежности к подразделению, которое он представляет. При изучении и совершенствовании техники приемов задержания посредством применения болевых приемов, выполняемых в стойке, следует руководствоваться принципом научности и сознательности обучения в практике физического воспитания.


Список литературы

  1. Баркалов, С.Н. Подготовка сотрудников ОВД при проведении учебно-тренировочных сборов по служебно-прикладным видам спорта : учебное пособие / С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов, Р.В. Ерёмин / – Орел : ОрЮИ МВД России, 2013.
  2. Горбатов, В.В. О совершенствовании обучения курсантов образовательных учреждений МВД России силовому задержанию преступников на занятиях по тактико-специальной подготовке / В.В. Горбатов, М.Ю. Никифоров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. – № 1 (57). – С. 139–141.
  3. Губанов, Э.В. Единоборства как метод развития психологической устойчивости в экстремальных ситуациях у сотрудников МВД России / Э.В. Губанов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. ст. – Орел :ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2016. – С. 72–74.
  4. Гуралев, В.М., Евтушенко, А.А. О значимости ударной и защитной техники сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы ХХI международной научно-практической конференции (5-6 апреля 2018 г.): в 2 ч. / отв.ред. Н.Н. Цуканов; СибЮИ МВД России. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. – Ч. 2. С. 255.
  5. Кан, Л.В. О необходимости систематизации приемов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов: РЮИ МВД России, 2016. С. 62.
  6. Медведев, И.В. Совершенствование методики боевых приемов борьбы как критерия профессиональной компетенции слушателей образовательных организаций МВД РОССИИ / И.В. Медведев, В.В. Семёнов // Проблемы современного педагогического образования, Сборник научных трудов. – №54 (6). – Ялта : РИО ГПА, 2017. – С. 187–193.
  7. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказа МВД России от 01.07.2017 № 450.
  8. Ципинов, Х.Б. Актуальные проблемы обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции проходящих профессиональное обучение // Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 207-211.
  9. Осипов А.Ю., Гуралев В.М., Евтушенко А.А. Совершенствование методической базы обучения боевым приемам борьбы сотрудников МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 76-83.