УДК 343.3

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

№14,

Юридические науки

Пермякова Мария Александровна


Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ; ТРАНСПОРТ; ДВИЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ; СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ; SECURITY; TRANSPORT; MOVEMENT AND OPERATION; THE OFFENSE OBJECT OF THE CRIME; A VIOLATION OF THE RULES.


Аннотация: Автор обосновывает вывод о том, что общественные отношения, выступающие объектом транспортного преступления, отличаются специальным субъектным составом, имеют собственное содержание и правовую оболочку.

Объектом транспортных преступлений выступают отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности. В широком понимании – это совокупность нескольких групп общественных отношений, существующих по поводу обеспечения безопасных условий жизни всего общества, общественного порядка, экологической безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, безопасности при производстве различного рода работ, а также в процессе обращения с общеопасными предметами, использования транспортных средств [1], составляющих родовой объект рассматриваемого преступления.

Видовым объектом данных преступлений выступают отношения безопасности в узком смысле – отношения, складывающиеся в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, то есть отношения, обеспечивающие состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц в сфере установленного порядка функционирования транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их общественно опасных последствий, поддерживаемые определенными институтами в установленных формах.

В доктрине уголовного права существуют разные взгляды на определение объекта транспортных преступлений. Одни специалисты непосредственным объектом данных преступлений считают жизнь и здоровье людей [2], собственность, а дополнительным – безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта; другие – безопасность функционирования конкретного вида транспорта (например, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена [3]).

Полагаем, что жизнь, здоровье и собственность следует рассматривать лишь в качестве дополнительного объекта транспортных преступлений, так как им причиняется вред только в связи с посягательством на безопасность функционирования транспорта.

Предмет рассматриваемых отношений составляют транспортные средства, пути их сообщения и другие объекты транспортной инфраструктуры, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортных средств [4].

Участниками выступают лица обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. При этом их деятельность может быть, как непосредственно связана с движением и (или) эксплуатацией транспорта, так и с организацией, обеспечением безопасности его функционирования. К участникам, отдельных транспортных преступлений (например, предусмотренных ст. 263 УК РФ) следует относить лиц, обладающих «правовой включенностью» в рассматриваемые отношения [5].

При совершении данного деяния нарушаются не только рассмотренные общественные отношения, но и их «правовая оболочка», которую образует совокупность норм, регулирующих должный порядок движения и эксплуатации транспорта (например, нормы Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и т.д.).

Заметим, что транспортное преступление, например, предусмотренное ст. 263 УК РФ, причиняет вред не только безопасности функционирования конкретных видов транспорта (непосредственному объекту), жизни и здоровью граждан, собственности (дополнительному объекту), но другим правоохраняемым интересам (факультативному объекту): экологической безопасности, интересам службы в коммерческих организация, интересам государственной. В этой связи следует согласиться с тем, что объект транспортных преступлений является комплексным, а сами преступления многообъектными [6].

С учетом изложенного общественные отношения, составляющие непосредственный объект транспортных преступления представляют собой заключенный в «правовую оболочку» комплекс, который структурно включает особый предмет (конкретный вид транспорта), специальных субъектов (несут правовую обязанных соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта) и социальную связь между ними (деятельность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта и результат такой деятельности).


Список литературы

  1. Боровиков, В.Б. Уголовное право. Особенная часть: учебник / В.Б. Боровиков, А.А. Смердов. – М., 2016.
  2. Жулев В. И. Транспортные преступления. – М., 2001.
  3. Токманцев Д.В. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена : монография. Красноярск, 2012.
  4. Токманцев Д.В. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена : учебное пособие. Красноярск, 2012. С. 66.
  5. Токманцев Д.В. Признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Уголовное право. 2015. № 3.С. 61-68.
  6. Токманцев Д.В. К вопросу об объекте транспортного преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7. № 2 (28). С. 61-65.