УДК 33

ЦИФРОВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

№13,

Экономические науки

Зуева Анна Михайловна
Шайдуллова Мария Владимировна


Научный руководитель: Вербицкая Ю. Н., к.э.н., Российская таможенная академия, г. Люберцы.


Ключевые слова: ЦИФРОВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА ЕАЭС; ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ; DIGITAL TRANSPORT CORRIDOR; CUSTOMS CONTROL; DIGITALIZATION; DIGITAL AGENDA OF THE EEU; ELECTRONIC CUSTOMS.


Аннотация: Рассмотрена необходимость внедрения цифрового транспортного коридора. Так как в данный период происходит сближение экономик различных стран, для эффективного функционирования и взаимодействия их таможенных служб необходима единая таможенная связь. Цифровые транспортные коридоры способны повысить эффективность перевозок. При переводе в электронный вид государственных и других услуг автоматизируется формирование юридически значимых электронных сопроводительных документов, а также безбумажная документация приводит к снижению временных издержек и повышению скорости обмена информацией между таможенными органами.

В настоящее время происходит активная глобализация экономики. Это определяет необходимость нового подхода к управлению перемещением товаров в международных цепях поставок через таможенные границы, а также к проведению таможенного контроля. Что, в свою очередь требует разработки нового стратегического направления для таможни. Одним из структурных элементов для нового стратегического направления является Всемирная сетевая таможня, которая декларирует близкое партнёрство в реальном времени между таможенными администрациями, таможней и бизнесом с целью упрощения законной торговли и проведения таможенного контроля. Новое требование современных реалий – на совместной основе между различными заинтересованными лицами государственного и частного секторов создать глобальную таможенную связь для поддержки международной торговой системы. Концепция этой сети подразумевает создание цифрового транспортного коридора как нового элемента в организации таможенного контроля. Это и обуславливает актуальность темы научной статьи.

Целью данной работы является определение необходимости внедрения цифровых транспортных коридоров и выявление преимуществ их использования.

Методической основой исследования стали следующие научные методы: системный метод (проводилось исследование данных); сравнительный (так как были рассмотрены различные источники литературы и выбраны наиболее подходящие статьи); аналитический и другие.

Информационная база статьи основана на нормативно-правых источниках в сфере таможенного контроля, международного регулирования внешней торговли, также на данных новостных порталов и статистики Евразийской экономической комиссии.

В 21 веке концепция электронной таможенной сети важна для модели управления бесперебойными международными цепями поставок. Управление сквозными цепями поставок позволяет оценивать риски в более глубокой степени и раньше применять меры по их минимизации, когда они необходимы, это понижает необходимость физического контакта с товарами в таможенных пунктах выпуска товаров в конечной точке маршрута, а также позволяет отслеживать товары в цепях поставок. Основная операция опирается на безопасный обмен информацией в реальном времени между бизнесом и таможней и между таможенными администрациями в цепях поставок, начиная с осуществления экспортного контроля. Это предполагает:

• взаимосвязанные системы и согласованные таможнями базы данных для электронного обмена данными между таможенными администрациями, как можно раньше, о международном перемещении товаров;
• взаимное признание и координацию электронных папок с файлами между администрациями экспорта, транзита и импорта для устранения излишнего дублирования мер контроля в международных цепях поставок;
• свод правил, регулирующих обмен информацией между таможенными администрациями, включая правила по защите информации[2].

Ко всему этому и стремятся таможенные органы ЕАЭС, создавая цифровые коридоры для снижения временных издержек при осуществлении таможенного контроля.

Рассмотрим наиболее подробно формирование киберпространства в рамках функционирования ЕАЭС. Единый цифровой рынок подразумевает снятие всех национальных барьеров в цифровой сфере между государствами Союза для облегчения ведения бизнеса, совершения частных покупок, доступа к информации при высоком уровне её защиты.

В современном мире уровень развития цифровых технологий играет определяющую роль в конкурентоспособности стран и экономических союзов. Переход к цифровой экономике рассматривается Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в качестве ключевой движущей силы экономического роста. За последние годы в государствах-членах ЕАЭС зафиксирован ощутимый̆ прогресс по многим направлениям цифрового развития. В качестве элемента развития цифрового пространства в ЕАЭС планируется формирование цифровых транспортных коридоров.

Гармонизация усилий при совместной реализации инициатив и проектов Цифровой повестки Союза позволит расширить возможности государств-членов, граждан и хозяйствующих субъектов не только внутри Союза, но и на внешних рынках. Эффективность совместных действий государств-членов в рамках Цифровой повестки зависит от успешного развития национальных экономик.

При реализации Цифровой повестки потребуется создание экспертных площадок, сети центров компетенций, формирование пула инициатив и проектов, выстраивание партнерских связей с теми, кто выбрал путь цифровой трансформации.

Цифровые транспортные коридоры, которые были выделены в качестве одного из приоритетов цифровой повестки Евразийского экономического союза, стали ключевой темой XXV международного форума по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2018» [3].

ЦТК рассматривается экспертами как система сбора, обработки и консолидации информации о транспортных средствах, грузах и сопроводительных документах на всех этапах перевозки, технологических операциях, которая формирует развитой пакет цифровых услуг. Цифровой транспортный коридор как информационная система предполагает работу в формате «одного окна» без территориальных ограничений.

Цифровизация – явление относительно новое, для преодоления возможных препятствий в странах Союза, из-за этого были предложены новые подходы к выстраиванию изначально без барьерного пространства: реализация совместных инициативу и проектов, прежде всего на основе государственно-частного партнерства, создание сразу на пять стран документа по обороту данных, совместная реализация механизма «регулятивных песочниц», выстраивание общей системы прослеживаемости», – заявила министр ЕЭК.

Внедрение цифровых технологий на транспорте, в логистике, администрировании перевозки грузов и их государственном администрировании существенно поможет сократить «транспортное плечо» и повысить эффективность перевозок. При переводе в электронный вид государственных и других услуг, сопутствующих транспортным, автоматизируется формирование юридически значимых электронных сопроводительных документов, в том числе путем заключения безбумажных смарт-контрактов.

Такие внедрения позволят заметно сократить время, отводимое на проведение таможенного контроля, а значит, и в целом произведут администрирование организации таможенного контроля.

Обратимся к статистике, которая доказывает правомерность внедрения в информационной сфере, которые представлены на рисунке 1 [4].


Рис.1. Сравнительный рост ВВП при внедрении страновых и региональных Цифровых повесток в 2018-2025 годах

При рассмотрении влияния цифровых инициатив на рост ВВП региона до 2025 года следует отметить важность проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет (плюс 1,7% к ВВП), увеличения международной пропускной способности (плюс 0,66% к ВВП) и распространения электронной торговли (плюс 0,88% к ВВП).

Конечно, необходимо создание гармонизированного законодательства и нормативно-правовой базы для региональной интеграции и осуществления цифровой трансформации. Требуется вовлечение в процесс различных организаций, в том числе органов государственной власти, частного сектора, исследовательских и образовательных учреждений, средств массовой информации, а также широких слоев населения. Важно наличие опытного управленческого и технического персонала, постоянно совершенствующего необходимые навыки, а также проведение последовательной политики по развитию навыков широких слоев населения и повышению осведомленности общества об ожидаемых экономических и социальных дивидендах от цифровизации. Успешное внедрение цифровых технологий возможно только в том случае, если, среди прочего, будет обеспечена технологическая совместимость, масштабируемость цифровых инфраструктур, платформ и решений, необходимых для эффективной, инклюзивной и безопасной цифровой экономики [5].


Список литературы

  1. Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/. (дата обращения 17.05.2018)
  2. Customs in the 21st Century (стратегический документ ВТамО). URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/key-issues/~/media/3EE76BC165B9409CBE6E31F9923CABB8.ashx. (дата обращения 17.05.2018)
  3. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/555625953. (дата обращения 17.05.2018)
  4. Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/. (дата обращения 17.05.2018)
  5. Цифровизация и маркировка товаров: итоги встречи премьеров ЕАЭС. URL: https://mir24.tv/news/16289916/cifrovizaciya-i-markirovka-tovarov-itogi-vstrechi-premerov-eaes-v-almaty. (дата обращения 17.05.2018)