УДК 303.01

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

№13,

Педагогические науки

Кравцова Татьяна Олеговна
Кудрявцев Михаил Дмитриевич (Доктор педагогических наук)
Панов Евгений Валентинович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЗДОРОВЬЕ; СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; PHYSICAL CULTURE; HEALTH; MEANS OF PHYSICAL CULTURE; HEALTHY LIFESTYLE.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы эффективности обучения студентов высших учебных заведений, причины данных проблем и пути их устранения с помощью современных методов физической культуры. На сегодняшний день многие студенты подвержены быстрой утомляемости вследствие неравномерного распределения учебных нагрузок. Большинство студентов, страдающих от снижения эмоционального фона, не уделяют должного внимания своему физическому здоровью. А между тем, физическая культура является оптимальным способом для регулирования психоэмоционального состояния и как следствие – повышения эффективности обучения.

Одним из существенных показателей эффективного обучения в вузе студентов выступает трудовая и научно-познавательная деятельность. В ходе такой деятельности существует ряд проблем, в частности:

— несоответствие объема учебной информации и времени для ее изучения;
— несоответствие длительного процесса социального и профессионального «созревания» и стремление реализовать себя в максимально короткие сроки;
— студент вынужден изучать все дисциплины, предусмотренные программой, вместо того, чтобы делать упор на тех, которые пригодятся ему непосредственно в будущей профессии.

Подобные несоответствия являются предпосылками к стрессам, которые негативно влияют на здоровый эмоциональный фон обучающихся [1, с. 340].

Кроме того, на психологическое здоровье студентов воздействуют и такие факторы, как масштаб учебной нагрузки, недостаточное время для отдыха и сна и т.д. Степень восприимчивости студента к этим факторам зависит от его пола, возраста, особенностей характера. Осваивая различные учебные дисциплины в довольно большом объеме, у студентов нередко возникает информационная перегрузка и как следствие – быстрая утомляемость, выражающаяся в снижении эмоционального фона, усталости глаз, головных болях [2, c. 113].

Перегрузки и легкомысленное отношение к собственному здоровью ярко проявляются, как правило, в конце семестра, когда необходима мобилизация сил для успешной сдачи зачетно-экзаменационной сессии. Именно в этот период необходимо обратить особое внимание на правильное распределение трудового и досугового времени, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. Студенты, которые систематически занимаются спортом даже в период экзаменов, наиболее благополучно для своего здоровья проходят этот период [3, с. 1063].

Нами было проведено комплексное исследование среди студентов одного из Красноярских вузов, в ходе которого мы задавали обучающимся вопрос: «Что, по вашему мнению, является главной причиной быстрой утомляемости студентов?».

Из 50 опрошенных 21 человек в качестве причин быстрой утомляемости назвали несоразмерность учебного плана и времени на отдых; 12 человек – монотонность процесса обучения и отсутствие двигательной активности (т.к. большую часть времени студенты проводят сидя за партой за написанием конспектов), 17 человек отметили недостаточную продолжительность перерывов во время процесса обучения.

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство студентов положительно относится к проведению занятий по физической культуре, но часть из них не занимается регулярно. Значительная часть студентов (из 50 опрошенных – 30 человек) предпочитают групповые занятия, 17 человек занимаются самостоятельно, но не в рамках вуза, 3 человека оказались освобождены от занятий по физической культуре, но в свободное время посещают бассейн (вне рамок учебных занятий).

На сегодняшний день стремительно растущее количество стрессов у обучающихся является существенной проблемой. Внедрение в процесс обучения в вузе современных методов и форм обучения прямым образом воздействуют не только на умственную, но и на психоэмоциональную деятельность студентов.

Для урегулирования эмоционального состояния обучающихся специалисты советуют использовать средства физической культуры. Во-первых, физические упражнения будут способствовать формированию и укреплению дисциплины, выносливости (не только физической, но и психологической), целеустремленности студентов. Во-вторых, должный уровень физической подготовленности студентов является основой устойчивости обучаемого к учебным нагрузкам в условиях дефицита времени. Наблюдаются меньшие энергозатраты при выполнении работы [4, с. 240].

В число мер, которые направлены на повышение интеллектуальной работоспособности обучающихся, а также на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, входят [5, с. 26]:

— организация рационального режима обучения, питания и отдыха;
— отказ от алкоголя, курения и употребления других психоактивных веществ;
— регулярные тренировки, контроль оптимального физического состояния;
— применение физических упражнений во время отдыха;
— регулярная утренняя гимнастика, утренние пробежки, организация «физкультминуток» в перерывах между занятиями.

Кроме того, в ходе обучения студентам необходимо приучать себя к поддержанию здорового образа жизни.

Следует не забывать о том, что регулярные занятия физической культурой и спортом помогают укреплять организм, повышая иммунитет и сохраняя здоровье – как физическое, так и психологическое. Необходимо уметь грамотно организовывать свое рабочее время, оставляя в нем место для отдыха и восстановления сил. Именно здоровый во всех отношениях студент способен быстрее и эффективнее осваивать профессиональные навыки.

Одними из ключевых условий создания здорового образа жизни в коллективе является, в том числе, и стимулирование к занятиям спортом. Всесторонний подход к решению задач физического воспитания в вузе позволяет обеспечить готовность выпускников к наиболее активной профессиональной деятельности.


Список литературы

  1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М., 1994. 340 с.
  2. Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 113.
  3. Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов (студентов) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1063.
  4. Масляков В. А., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе. / Учебное пособие. – М.: «Высшая школа», 1991. — 240 с.
  5. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. — №4.-С.26.