УДК 303.01
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
№13,
Педагогические науки
Кравцова Татьяна Олеговна
Кудрявцев Михаил Дмитриевич (Доктор педагогических наук)
Панов Евгений Валентинович (Кандидат педагогических наук)
Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЗДОРОВЬЕ; СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; PHYSICAL CULTURE; HEALTH; MEANS OF PHYSICAL CULTURE; HEALTHY LIFESTYLE.
Одним из существенных показателей эффективного обучения в вузе студентов выступает трудовая и научно-познавательная деятельность. В ходе такой деятельности существует ряд проблем, в частности:
— несоответствие объема учебной информации и времени для ее изучения;
— несоответствие длительного процесса социального и профессионального «созревания» и стремление реализовать себя в максимально короткие сроки;
— студент вынужден изучать все дисциплины, предусмотренные программой, вместо того, чтобы делать упор на тех, которые пригодятся ему непосредственно в будущей профессии.
Подобные несоответствия являются предпосылками к стрессам, которые негативно влияют на здоровый эмоциональный фон обучающихся [1, с. 340].
Кроме того, на психологическое здоровье студентов воздействуют и такие факторы, как масштаб учебной нагрузки, недостаточное время для отдыха и сна и т.д. Степень восприимчивости студента к этим факторам зависит от его пола, возраста, особенностей характера. Осваивая различные учебные дисциплины в довольно большом объеме, у студентов нередко возникает информационная перегрузка и как следствие – быстрая утомляемость, выражающаяся в снижении эмоционального фона, усталости глаз, головных болях [2, c. 113].
Перегрузки и легкомысленное отношение к собственному здоровью ярко проявляются, как правило, в конце семестра, когда необходима мобилизация сил для успешной сдачи зачетно-экзаменационной сессии. Именно в этот период необходимо обратить особое внимание на правильное распределение трудового и досугового времени, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. Студенты, которые систематически занимаются спортом даже в период экзаменов, наиболее благополучно для своего здоровья проходят этот период [3, с. 1063].
Нами было проведено комплексное исследование среди студентов одного из Красноярских вузов, в ходе которого мы задавали обучающимся вопрос: «Что, по вашему мнению, является главной причиной быстрой утомляемости студентов?».
Из 50 опрошенных 21 человек в качестве причин быстрой утомляемости назвали несоразмерность учебного плана и времени на отдых; 12 человек – монотонность процесса обучения и отсутствие двигательной активности (т.к. большую часть времени студенты проводят сидя за партой за написанием конспектов), 17 человек отметили недостаточную продолжительность перерывов во время процесса обучения.
Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство студентов положительно относится к проведению занятий по физической культуре, но часть из них не занимается регулярно. Значительная часть студентов (из 50 опрошенных – 30 человек) предпочитают групповые занятия, 17 человек занимаются самостоятельно, но не в рамках вуза, 3 человека оказались освобождены от занятий по физической культуре, но в свободное время посещают бассейн (вне рамок учебных занятий).
На сегодняшний день стремительно растущее количество стрессов у обучающихся является существенной проблемой. Внедрение в процесс обучения в вузе современных методов и форм обучения прямым образом воздействуют не только на умственную, но и на психоэмоциональную деятельность студентов.
Для урегулирования эмоционального состояния обучающихся специалисты советуют использовать средства физической культуры. Во-первых, физические упражнения будут способствовать формированию и укреплению дисциплины, выносливости (не только физической, но и психологической), целеустремленности студентов. Во-вторых, должный уровень физической подготовленности студентов является основой устойчивости обучаемого к учебным нагрузкам в условиях дефицита времени. Наблюдаются меньшие энергозатраты при выполнении работы [4, с. 240].
В число мер, которые направлены на повышение интеллектуальной работоспособности обучающихся, а также на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, входят [5, с. 26]:
— организация рационального режима обучения, питания и отдыха;
— отказ от алкоголя, курения и употребления других психоактивных веществ;
— регулярные тренировки, контроль оптимального физического состояния;
— применение физических упражнений во время отдыха;
— регулярная утренняя гимнастика, утренние пробежки, организация «физкультминуток» в перерывах между занятиями.
Кроме того, в ходе обучения студентам необходимо приучать себя к поддержанию здорового образа жизни.
Следует не забывать о том, что регулярные занятия физической культурой и спортом помогают укреплять организм, повышая иммунитет и сохраняя здоровье – как физическое, так и психологическое. Необходимо уметь грамотно организовывать свое рабочее время, оставляя в нем место для отдыха и восстановления сил. Именно здоровый во всех отношениях студент способен быстрее и эффективнее осваивать профессиональные навыки.
Одними из ключевых условий создания здорового образа жизни в коллективе является, в том числе, и стимулирование к занятиям спортом. Всесторонний подход к решению задач физического воспитания в вузе позволяет обеспечить готовность выпускников к наиболее активной профессиональной деятельности.
Список литературы
- Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М., 1994. 340 с.
- Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 113.
- Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов (студентов) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1063.
- Масляков В. А., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе. / Учебное пособие. – М.: «Высшая школа», 1991. — 240 с.
- Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. — №4.-С.26.