УДК 327.8

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

№13,

Педагогические науки

Суфянова Юлия Зарифовна
Шамсутдинов Шамиль Абдуллович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ; ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ; СПОРТ; СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ; POLICY; INTERNATIONAL RELATIONS; INTERSTATE RELATIONS; POLITICAL INFLUENCE; SPORTS; SPORTS COMPETITIONS.


Аннотация: В статье проводится анализ спорта с позиций международных отношений, как одного из незаменимых элементов политического воздействия, эффективного средства становления положительного имиджа страны. В работе исследуется опыт применения подобного инструмента в разных государствах.

Современные реалии таковы: спорт является незаменимым элементом политики стран, эффективным средством установления положительного имиджа конкретного государства на международной арене, «политическим» инструментом оказания международного воздействия в определенных случаях, и в то же время по большей своей части — межгосударственного взаимодействия. Стоит отметить, что так было не всегда. Так, черты исключительно важного культурного феномена, обеспечивающего коммуникацию как внутри национальных сообществ, так и на международной арене, спорт приобретает ближе к концу XX века [1].

В своих внешнеполитических взаимодействиях с другими странами государство, как правило, многими авторами характеризуется как сильное, если у него есть объективная допустимость и достижимость в реализации желаемых результатов от других участников межгосударственных отношений. И не всегда таковая сила должна предполагать военное вмешательство. Имеется в виду, что она не должна отождествляться только с ней. Скорее наоборот, очевидны несколько иные, меняющиеся тенденции в современном укладе мира, так как в новых условиях всё большую свою распространенность получают так называемые «несиловые» методы оказания политического воздействия. Тем не менее, и они по своей сути продолжают оставаться методами влияния. Так, таковыми являются, к примеру, уровень развития культуры нации определенного государства, её благосостояние, обеспеченность, престижность и притягательность общественного строя и конкретной модели политического развития страны, и, безусловно, спортивные достижения державы наряду с ними.

Так исторически сложилось, что спорт всегда вовлекает в себя значительные массы людей, будучи глобальным по своим масштабам явлением в общемировых процессах. Еще во времена античности спортивные состязания, оформившись в самые первые Олимпийские Игры, уже тогда заняли свое особенное, важное место в жизни государства и его жителей. По традиции следовало прекращать войны и сражения на период проведения Игр. Пропагандируя привлекательный для населения здоровый образ жизни, спорт непосредственно решает ряд задач политического и социального плана. Это весьма важно как для имиджа, экономики, так и для обороноспособности любой страны, вне зависимости от её политического режима и государственного устройства. Именно поэтому государства осуществляли контроль над спортом посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, разработки государственных программ и выделения финансирования. Подобные тенденции мы продолжаем наблюдать и на сегодняшний день [2].

Активатором патриотических чувств и настроений граждан какого-либо государства, сплачивающим элементом, эффективным средством консолидации наций выступают победы соотечественников. Имидж конкретного государства за рубежом формируется также посредством его выигрыша на право проведения масштабного престижного соревнования международного статуса. Такого рода соревнования уже давно представляют собой не просто состязания спортсменов, а элементы политической борьбы и противостояния, так как спорт по праву всегда был самой сильной формой национального самовыражения. Все вышеназванное делает возможным использование спорта в качестве инструмента эффективного политического воздействия на всё мировое сообщество [3].

В истории тому есть множество подтверждающих примеров. Так, одним из наиболее примечательных можно назвать динамичное и весьма эффективное использование спорта в качестве инструмента политики в период «холодной войны», который многим известен как конкуренция, переросшая в откровенное противостояние политико-идеологических систем двух государств. Причем спорт представлял собой ту сферу отношений, в которой холодная война нередко настигала своего критического накала – с выдвижением обвинений в адрес друг друга, спортсменов, судей, с взаимными бойкотами и скандалами. Как в США, так и в СССР любое масштабное спортивное мероприятие рассматривалось с позиций возможности показать и доказать превосходство определенного уклада и системы.

Противоборство двух идеологических систем нередко выливалось в изощренные, специфические методы ведения политической борьбы, использованию определенных психологических приемов и апробированию их на противнике, то есть непосредственно на практике. Одним из компонентов такого рода войны и стал спорт. Однако нельзя не указать и на тот факт, что абсолютное большинство механизмов и приемов использования спорта в качестве инструмента политического воздействия на общество, придуманных и протестированных в те годы, используются и поныне. Некоторые из этих механизмов представляют собой «черные» технологии, осмысление которых доступно далеко не открытому кругу лиц. Именно по этой причине изучение примененных в прошлом инструментов политического воздействия спорта на общество важно для понимания и осмысления также и многих современных процессов.

Так, рост влияния политики на сферу спорта можно последовательно проследить на примере постоянных допинговых скандалов вокруг российских атлетов. Наиболее остро эти скандалы проявились в так называемой «мельдониевой войне». Несмотря на наметившиеся, в целом позитивные настроения в дальнейшем урегулировании и решении сложившейся конфликтной ситуации, она серьезно ударила по имиджу России как спортивной державы, негативно отразилось на графике тренировок и репутации российских атлетов. Что не могло не сказаться на их моральной, а отсюда и физической готовности к борьбе, как таковой.

Поэтому в завершение данной работы вполне обоснованно мы можем прийти к такому логическому выводу: спорт наряду с другими многочисленными факторами влияния, будь то успешная политика, дипломатия, бизнес, оказывает серьезное влияние на имидж государства на международной арене. Выступая в качестве инструмента негативного политического воздействия, спорт все сильнее отдаляется от своих первостепенных задач, которые были предусмотрены в рамках межгосударственного взаимодействия по началу. Недопустимы перегибы, имеющие под собой откровенно провокационную основу, под интересы определенных политических элит конкретных государств. Но, определенно, не стоит оценивать спорт в качестве инструмента политического воздействия только с негативных точек зрения, так как, безусловно, видятся в этом во всем и положительные моменты, стимулирующие государства к многостороннему политическому диалогу в области спорта, межгосударственному взаимодействию, качественному улучшению имиджа определенного государства и толчку к его развитию. Проведение в принимающей стране каких-либо спортивных соревнований мирового уровня и масштаба, как правило, такой хороший толчок за собой и несут. Вопрос лишь в том, сумеет ли государство воспользоваться этими плацдармами, и, вообще, есть ли интерес у него приумножить и развить инфраструктуру, которую взращивали специально под определенное спортивное мероприятие, чтобы впоследствии возводимые спортивные объекты не становились «мертвыми», заброшенными, как зачастую и происходит в действительности. Чтобы это в целом давало толчок к развитию региона данного государства, увеличивало туристические потоки к данным местам на долгие годы вперед, работало, так сказать, на перспективу. Проблемы кроются также в том, что на данном этапе у сравнительно небольшого количества государств имеется спортивная комплексная стратегия. В большинстве своем же крупные спортивные мероприятия, проходящие на определенных территориях, имеют бессистемный, разовый характер. Все вышеобозначенные проблемы выступают ступором в отношении «прокачки» политического образа определенного конкретного государства. В спорте, с точки зрения политического инструментария, заложен серьезный потенциал. Это одновременно и мощнейший двигатель государства, и значительный его ресурс, от эффективности использования которого во многом зависит политический имидж страны.


Список литературы

  1. Шатилов А. Б., Башмаков Д. А. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материалы Международной конференции. М.: РГГУ, 2002. С. 114.
  2. Осинина Д. Д., Урожок Е. А. Спорт и политика в современном мире // Научные записки молодых исследователей №2/2016. М.: ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2016. С. 78.
  3. Осинина Д. Д., Урожок Е. А. Спорт и политика в современном мире. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sport-i-politika-v-sovremennom-mire. (Дата обращения: 06.06.2018 г.).