УДК 338.2

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ

№13,

Экономические науки

Ганеева Рамиля Ринатовна
Коваленко Светлана Владимировна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ПЕРСОНАЛ; ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА; ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ; НИЗКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ; PERSONNEL; PERSONNEL TRAINING; HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL; LOW QUALIFICATION.


Аннотация: В связи с недавним кризисом проблема квалификации персонала является актуальной. От подготовки персонала зависит рабочий процесс предприятия. В данной статье обозначена проблема низкой квалификации персонала и возможные пути решения данной проблемы.

Одним из важных элементов в развитии организации являются кадры. Чем более квалифицированный персонал, тем перспективнее организация. Поэтому в настоящее время к подбору кадров уделяется большее внимание. Для того чтобы вывести российскую экономику на передовые позиции необходимы качественно подготовленные высококвалифицированные специалисты. Недавний кризис показал, что риск потери работы непосредственно связан с профессиональной квалификацией. В связи с этим Министерство образования и науки создало систему опережающего обучения, переподготовки и повышения квалификации. Данная система поможет предупредить вынужденную безработицу. Также в качестве профилактики проблемы поиска работы после окончания университета, будущим студентам нужно оценить рынок труда и провести анализ наиболее востребованных профессий. Данная процедура позволит сократить безработицу на российском рынке труда и сократить расходы на переобучение людей, состоящих на бирже труда.

По мнению известного государственного и политического деятеля, Владимира Миклушевского, на сегодняшний день России необходимы высококвалифицированные рабочие специалисты, такие как строители, инженеры и технологи. Он считает, что основной задачей системы образования на сегодняшний день является поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, и подчеркивает необходимость оснащения таких заведений современным учебным оборудованием.

В качестве благоприятного опыта этого направления можно привести учебный центр «Транснефти» в Тюмени. На сегодняшний день Татарстану тоже необходимы квалифицированные рабочие кадры, таким образом, на базе ряда предприятий было бы уместно создать подобные современные обучающие агентства. Квалификация кадров является проблемой и для кадровых агентств. Большинство людей оставшихся без работы на сегодняшний день находятся в таком положении по причине того, что их образование не является востребованным. Ситуация, сложившаяся на рынке труда это следствие проблем сферы образования. Так образование ориентировалось на спрос и учебные заведения создавали новые отделения и обучали студентов по новым направлениям, несмотря на то, что их педагогический состав не мог справиться с этим на должном уровне. На сегодняшний день большое количество специалистов с высшим образованием не могут найти себе работу по своей специальности.

Сегодня на первый план выдвигается проблема трудовой мобильности. Возможность переходить с одного направления на другое за короткий срок, либо обладание компетенциями в разных направлениях ценятся в сотрудниках все чаще. Также ценятся специалисты с инновационными компетенциями, обладающие качественно новыми знаниями. Квалифицированные специалисты должны обладать такими навыками как: оперативное принятие решений, работа в команде, рациональное использование информационно-коммуникационных технологий.

Государство уделяет немалое внимание качеству образования. В связи с недавним кризисом Министерство образования провело анализ, в результате которого оказалось, что в первую очередь работу потеряли люди с низкой квалификацией, и те, кто работал не по специальности. Для устранения данной проблемы разработана новая система опережающего обучения, а также переподготовки и повышения квалификации кадров, которое проводится на базе основного высшего образования.

На сегодняшний день разрабатываются большое количество программ, направленных на обучение и переобучение персонала. Ожидается, что такая учебная программа будет рассчитана на срок до полугода, и будет состоять из 500 академических часов.

Многие отрасли экономики сегодня нуждаются в повышении квалификации кадров. Так, например, на многих предприятиях практически не выделяются деньги на обучение персонала. Поэтому государство начинает поддерживать предприятия, проводит конкурс на обучение персонала по специально разработанным направлениям. Такие образовательные программы созданы для персонала предприятий, и учитывают специфику их деятельности. Учебные организации, выигравшие конкурс, обучат персонал предприятий, нуждающихся в обучении по специально разработанным программам, которые буду учитывать специфику места работы слушателей. Уже обученный персонал сможет поделиться полученными знаниями с коллегами.

Впервые внедрение модернизированной системы переподготовки кадров было использовано на предприятиях, в которых наиболее остро ощущаются социальные проблемы. Эта программа переобучения создана для тех рабочих, у которых есть желание работать на предприятии. Они смогут обучиться в ведущих технических вузах и смогут освоить новое оборудование, внедренное в рабочий процесс. Также в качестве альтернативы рабочие смогут обучиться другим специальностям.

Для устранения проблемы низкой квалификации специалистов необходимо принять ряд мер, направленных на более тесное взаимодействие работодателей с учебными заведениями. Благодаря использованию двухуровневой системы обучения персонала учебные заведения будут более тесно сотрудничать с предприятиями, смогут использовать новые технологии обучения и будут больше опираться на практические компетенции, которые нужны бизнесу.

Во-вторых, ассоциации работодателей необходимо провести объемную работу по оценке новых образовательных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход. И наконец, создать условия для формирования модульных программ, основанных на компетенциях.

В целом российская система высшего и среднего профессионального образования функционально созрела к тому, чтобы готовить кадры для посткризисной экономики. Реформы, начатые несколько лет назад, в условиях кризиса показали свою необходимость и своевременность. Осталось только дождаться, когда рынок труда заполнится кадрами высокой квалификации.


Список литературы

  1. Никонов В.М. Образование — интеллектуальный потенциал нации // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 8. С. 2.
  2. Ткаченко Е.В. Методология педагогики и нормативно-правовое обеспечение сферы образования // Педагогика. 2014. № 10. С. 3-7.
  3. Новые принципы организации начального профессионального образования / И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. М.: Аспект, 2016. 32 с.
  4. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года // Портал Минобрнауки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf