УДК 338.2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
№13,
Экономические науки
Ганеева Рамиля Ринатовна
Пивоварова Анастасия Сергеевна
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО; ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; ОЭЗ «АЛАБУГА»; PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP; SPECIAL ECONOMIC ZONE; SEZ «ALABUGA».
В последние десятилетия государственно-частное партнерство достигло пика своего развития. Его актуализация связана с тем, что взаимодействие государственного и частного сектора позволяет решить многие общественные проблемы. При таком партнёрстве каждая сторона может достичь своих целей. Со стороны государства это выполнение общественно значимых функций, а бизнес в свою очередь заинтересован в новых объектах для инвестирования.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм среднесрочного и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. [1]
Республика Татарстан является достаточно привлекательным регионом для развития государственно-частного партнерства.
Наиболее распространённой формой государственно-частного партнерства является создание особых экономических зон. Таким образом, открытая в 2005 году, АО ППТ Особая Экономическая Зона «Алабуга» является одной из форм государственно-частного партнерства.
Каждая действующая ОЭЗ обладает юридическим статусом, который предоставляет инвесторам налоговые льготы и таможенные преференции, позволяет получить доступ к инфраструктуре, а также сократить издержки на реализацию проектов в ОЭЗ. Таким образом, наличие особого правового режима позволяет в ОЭЗ создать наилучшие условия для развития бизнеса и осуществления проектов.
Государственно-частное партнерство является важным инструментом развития экономики народного хозяйства. Однако эффективность реализации подобных проектов должна быть обоснована еще в их прединвестиционной фазе. При этом должны быть учтены не только экономические, но и социальные эффекты реализации проекта. В связи с этим, принятие решения о целесообразности реализации проекта должно осуществляться на комплексной, мультикритериальной основе [4].
«Алабуга» — особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на площади 20 км² в Елабужском районе Республики Татарстан. Акционерами управляющей компании ОЭЗ «Алабуга» являются Российская Федерация со 100 % государственным участием (66 %) и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (34 %).
За период 2016–2018 гг. «Алабуга» считается крупнейшей ОЭЗ, которая приносит до 68 % выручки и 42 % налоговых сборов от всех ОЭЗ страны, а также обеспечивает 54 % частных инвестиций в российские ОЭЗ. Действие ОЭЗ «Алабуга» запланировано до 2054, что ограничено действующим законодательством, так как ОЭЗ создаются на 49 лет. За период существования ОЭЗ «Алабуга» внесет значительный вклад как в экономику региона, так и России [2].
Таблица 1
Основные показатели реализуемого проекта ГЧП ОЭЗ Алабуга
Проект ГЧП |
Общая стоимость проекта, млрд.руб. |
Источник финансирования, % |
Количество создаваемых рабочих мест, тыс. шт. |
||
Бюджет РФ |
Бюджет РТ |
Частные инвестиции |
|||
ОЭЗ «Алабуга» |
100 |
15,5 |
84,5 |
16 |
Как можно увидеть из представленных данных, проект уже подтвердил свою эффективность и привлекательность для инвесторов. Он является стабильной основой для развития перспективного бизнеса. Немало важным фактором является расположение проекта. Близость транспортных и торговых узлов, позволяет значительно уменьшить издержки на транспортировку товара.
Несмотря на эффективность данного проекта, существует и ряд факторов, влияющих на развитие и продвижение проектов.
Одним из таких факторов являются санкции, наложенные на Россию со стороны Евросоюза. Данных факт снизил поток инвестиций в проект. В связи с этим нестабильные экономические отношения существенно снижают эффективность действия особых экономический зон, в том числе ОЭЗ «Алабуга». Развитие ОЭЗ ограничено не только с экономической стороны, но и с правовой. Несовершенство правовой регулировки заключается в недостатке единого подхода к формированию налоговых стимулов в рамках специальных налоговых режимов.
Для решения данных проблем необходимо пересмотреть правовую основу регулирования государственно частных партнерств в форме особо-экономических зон. А также активно привлекать инвесторов не из числа стран Евросоюза, тех, кто находится в дружественных отношениях с Российской Федерацией.
В стране для создания ОЭЗ существует значительный потенциал, поэтому при эффективном развитии ОЭЗ окажут значительное воздействие на экономику как отдельно взятых регионов, так страны в целом.
Список литературы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственно-частное_партнёрство
- Гайнутдинова Г.Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48669/ (дата обращения: 25.05.2018).
- Ваславская И.Ю., Фаттахова А.Р., Хакимова С.Д. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российская практика: монография / под ред. д-ра экон. наук И.Ю. Ваславской. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. (дата обращения: 25.05.2018)
- Ваславская И.Ю., Хакимова С.Д., Кузнецова Т.В. Методы оценки эффективности проектов государственно — частного партнерства 28 российская практика // Интернет–журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/19EVN216.pdf (дата обращения: 25.05.2018)