ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУТСОРСИНГА

№4,

Юридические науки

Чанков Дмитрий Евгеньевич


Ключевые слова: АУТСОРСИНГ, АУТСОРСЕР, ПЕРЕДАЧА НЕПРОФИЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЯ, КАДРОВОЕ АГЕНТСТВО, ФРИЛАНСЕР; OUTSOURCING, THE OUTSOURCER, TRANSFERRING NON-CORE FUNCTIONS, BUSINESS RELATIONSHIPS, RECRUITMENT AGENCY, FREELANCER.


Аннотация: Проанализированы различные определения термина «аутсорсинг», выявлены общие и отличительные моменты в позициях разных авторов, предложена уточненная дефиниция. Обобщена имеющаяся информация по вопросу хронологии развития аутсорсинга на мировом и отечественном уровне, дана периодизация генезиса аутсорсинга.

Укрепление отечественной экономики, установление и совершенствование международных отношений в предпринимательской сфере приводит к установлению новых высот в организации бизнес-процессов, необходимости использования современных технологий менеджмента. Безусловно опыт западных организаций является не только полезным, но и необходимым для российских предпринимателей. Одним из подобных примеров служат отношения аутсорсинга.

Термин «аутсорсинг», как и сам вид бизнес-отношений, для России является заимствованным, а именно — англоязычным, и в дословном переводе означает использование внешних (сторонних) ресурсов.

В определении этого понятия в юридической науке единого мнения нет. Также нет и отечественного легального определения. Однако это не означает, что определение аутсорсинга является очевидным и незамысловатым. Более того, это не юридический термин, заимствованный из области экономики, следовательно, его перенесение на юридическую почву требует законодательной фиксации. Но легального определения не может сложиться, пока в науке нет единства мнений по данному вопросу или хотя бы превалирующей точки зрения.

Так, Борзунова О. дает следующее определение аутсорсинга: «это способ организации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передаче непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе» [1].

Ключевые моменты этого определения связаны с характеристикой функций и субъектов, которым они переданы, то же самое касается направления деятельности заказчика.

Аналогичные определения можем встретить и у других ученых: аутсорсинг – это передача неосновных (второстепенных) бизнес-процессов (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и др.) организации (аутсорсеру) для их реализации и функционирования [2, с. 14].

Несколько иное определение встречаем у одного из основных исследователей аутсорсинга — Календжяна С.О.: «аутсорсинг – это современная форма предпринимательской деятельности, основанная на передаче на длительный (здесь и далее выделено нами) срок компании исполнителю (аутсорсеру) некоторых управленческих функций и при необходимости соответствующих ресурсов, если аутсорсер может эффективно выполнить эти функции и использовать переданные ресурсы в интересах заказчика» [3, с. 3].

Итак, что мы имеем общего между этими определениями? Первые два автора сходятся во мнении, что переданы должны быть неосновные, непрофильные функции. Вывод логичный. Если Вы производитель кондиционеров, но лучше всего у Вас получается делать гайки, а все остальное отдается на аутсорсинг, то Вы, вероятно, производитель гаек, но не кондиционеров. Согласимся с выводом о вспомогательной характеристике передаваемого процесса.

Все авторы сходятся во мнении в специализированности исполнителя. Данный вывод не поддается критике, поскольку, если исполнитель не специализируется на нужном процессе, то эффективность подобного аутсорсинга под сомнением. Ведь аутсорсинг в первую очередь механизм повышения эффективности.

Далее рассмотрим различия данных понятий. Различия навряд ли можно считать противоречиями. Вероятно, авторы просто по-разному расставили акценты.

В определении Борзуновой О. указывается на сосредоточение на ключевом направлении деятельности. По сути, подчеркивает уже описанный критерий передачи именно вспомогательных функций.

Основные отличия заложены в третьем понятии. Передача именно управленческих функций является принципиальной характеристикой аутсорсинга. Аутсорсинг подразумевает полную передачу функции и получение результата. Если заказчик вынужден самостоятельно заниматься управлением специалистами, осуществляющими непрофильную бизнес-функцию, то данный вид отношений заказчика-исполнителя не укладывается в рамки аутсорсинга. Таким образом, какой бы бизнес-процесс не был передан на аутсорсинг, данный процесс требует управления.

Кроме того, С.О. Календжян выделяет одним из основных критериев метод делегирования полномочий и ответственности [3, с. 8]. Для конкретики рассмотрим это положение на абстрактном примере в отрасли автомобилестроения. Предположим, что фирма автопроизводитель решила выпустить новую модель. При этом стратегия компании направлено на создание принципиально нового автомобиля, не имеющего аналогов. При этом линии производства двигателей фирма не имеет. Учитывая, стратегию компании, она не может по договору купли-продажи просто купить пару сотен, имеющихся двигателей у производителя, поскольку теряется принципиальная новизна. Значит двигатель должен быть разработан «с нуля». Создать отдел с инженерами, механиками и соответствующим оборудованием, естественно, не рационально. И фирма-автопроизводитель заказывает производителю двигателей создать новый двигатель, не имеющий аналогов в соответствии с нужными критериями (например, самый экономичный или с наибольшим крутящим моментом атмосферный двигатель, определенного объема и т.д.). После создания «на бумаге» подобного двигателя, исполнитель должен создать пробный образец, провести сотни тестов, после чего запустить массовое производство. При этом, возможно, в существующую линию производства придется внести некоторые изменения. Это колоссальная по объему работы задача. Поэтому заказчик просто не имеет шансов контролировать работу. Чтобы разобраться во всех процессах, заказчику самому придется стать специалистом в области конструирования двигателей. Поэтому ответственность, а соответственно полномочия и свобода выбора действий по осуществлению работы должна в полном объеме перейти на исполнителя. Заказчик должен доверять своему партнеру как, допустим, совет директоров доверяет техническому директору своей организации – не разбираясь в нюансах процесса, доверяет ему как специалисту и разумному человеку. Проверка качества работы, материалов, а также экономичность процесса является задачей исполнителя.

При этом автопроизводитель, не имея права на потерю времени, начинает на своем производстве готовить остальные узлы, агрегаты, части будущего автомобиля, исходя из этапов создания двигателя. Таким образом, изготовитель двигателя не может работать автономно от заказчика, а заказчик не может работать автономно от исполнителя. Специалисты по созданию трансмиссии должны непосредственно контактировать со специалистами по созданию двигателя, поскольку они создают по сути единый механизм. В случае, если у проданных автомобилей будет иметься брак, разобраться в этом вопросе также необходимо будет специалистам обеих фирм. Поэтому на создании и передаче определенного количества двигателей заказчику, ответственность и задачи исполнителя не заканчиваются. Ведь вполне возможно, что автомобиль будет коммерчески успешен и придется усовершенствовать двигатель, выпускать новое поколение данной модели.

Поэтому аутсорсинг не является подрядом, как могло бы показаться на первый взгляд, это более глубокий, сложный бизнес-процесс, который имеет стратегическое значение для обеих сторон. Ведь заказчик и исполнитель могут в идеальном случае работать исключительно друг с другом.

Сам С.О. Календжян приходит к выводу, что «аутсорсинг – это современная форма деловых отношений, связанная с развитием совместного предпринимательства и кооперацией, базирующихся на долгосрочных стратегических решениях» [3, с. 9].

Итак, мы приходим к выводу, что аутсорсингом, как объектом правового регулирования, является форма предпринимательских стратегических отношений по передаче вспомогательных бизнес-процессов специализированным организациям, основанная на делегировании им полномочий и ответственности в этой части.

Определившись с тем, какие именно отношения мы считаем аутсорсингом, можно обратиться к истории, и понять в какой момент времени он начал складываться.

Ответить наверняка на вопрос «кто же первый?» вряд ли получится. Можно с определенной уверенностью говорить о том, что аутсорсинг, как системное явление, в привычной для нас форме, появилось не ранее 20 века. Безусловно, отношения непосредственно близкие к аутсорсингу, явившиеся их предтечей, известны с более ранних времен. Примером можно назвать юридические фирмы 19 века, образованные в странах англо-саксонской системы права. Частные юридические конторы брали на себя сопровождение деятельности различных организаций.

В 1901 г. была создана Schlumberger – буровая компания, занимающаяся геологоразведкой и бурением скважин [4, с. 72]. Данная компания в настоящее время является лидером в нефтесервисной отрасли, оказывая свои услуги нефтяным компаниям по всем миру.

Некоторые считают, что появление аутсорсинга связано с деятельностью компании «Electronic data system», которая подводила балансы для нескольких банков, используя для этого мэйнфреймы (большие электронно-вычислительные машины), и занималась этим с 1963 г. [5, с. 23].

Другие авторы утверждают, что аутсорсинг связан с автомобильной индустрией Америки и, в частности, с именами Генри Форда и Альфреда Стоуна Младшего, являвшегося руководителем GMC. Генри Форд вполне логично решил, что «если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом» [6, с. 124]. Данный тезис и сейчас является своего рода «краеугольным камнем» аутсорсинга. Аутсорсинговые отношения занимали все больший объем в фирме Г. Форда. В итоге от контроля бизнеса, основанного на праве собственности, Г. Форд перешел в большей степени к управлению бизнесом, основанным на партнерских отношениях.

Что касается Альфреда Стоуна Мл., то он «встал у руля» GMC в 1921 г., когда фирма находилась на грани банкротства. Но при помощи института аутсорсинга (хотя подобного термина тогда еще не существовало), А. Стоун Мл. вывел GMC в лидеры отрасли.

Именно в 20 в. сложность технологических процессов производства, наукоемкость и экономическая ситуация привела к более глубокому, детально проработанному и стратегически важному взаимодействию между различными предприятиями. Поэтому мы считаем, что аутсорсинг как метод менеджмента и самостоятельный институт предпринимательских отношений принял завершенный вид именно в эти сроки.

Однако имеются и иные точки зрения на вопрос о первых проявлениях аутсорсинга. Так, можно встретить точку зрения, что данное явление можно было встретить еще в Римской империи, в торговом флоте, а если говорить о России, то при Петре I [7].

Если же говорить о хронологии формирования аутсорсинга, то этот вопрос чаще всего ускользает от внимания исследователей. Тем не менее, обобщая разрозненные данные, приходим к выводу о том, что данный процесс насчитывал не менее 4 этапов:

1. зарождение (появление явлений, имеющих определенное сходство с аутсорсингом в современном его понимании, но не обладающих еще всеми его признаками, отсутствие законодательного регулирования);
2. появление первых кадровых агентств в современном их понимании и консалтинговые фирм в различных направлениях деятельности и в разных странах (с сер. 19 в.);
3. широкое развитие производственного аутсорсинга (с н. 20 в.);
4. современный этап, включающий развитие различных видов аутсорсинга по всему миру (80-90 гг. 20 в.).

Россия, захватив первый этап, затем, в силу отличия в общественно-политическом и экономическом развитии, пропустила ряд периодов, поэтому для нее второй этап начался в н. 1990-х гг., прежде всего, с активизации деятельности зарубежных аутсорсинговых фирм, а также с деятельности местных «фрилансеров». Тем не менее, даже сейчас, не смотря на появление отечественных кадровых агентств, постоянно расширяющих перечень предлагаемых услуг, и распространение данного явления в госструктурах, законодательное регулирование аутсорсинга остается на прежнем уровне.


Список литературы

  1. Борзунова О. Перекладываем работу на чужие плечи: договор аутсорсинга // Кадровая служба и управление предприятия. [Электронный ресурс]: http://delo-press.ru/articles.php?n=6664/ (дата обращения 28.11.2016).
  2. Аутсорсинг // под ред. Коник Н.А. – М., 2008. – 175 с.
  3. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компании: автореф. дис. … докт.экон.наук. – М. 2003. – 33 с.
  4. Мандрик Н.В. Аутсорсинг как метод инновационного менеджмента: теоретические аспекты // Транспортное дело России. – 2011. – № 9. – С. 71-74.
  5. Сафарова Е.Ю. Аутсорсинг учетных процессов. – М., 2009. – 192 с.
  6. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. – М., 2002. – 512 с.
  7. Шабанов А. Как развивался аутсорсинг? История вопроса [Электронный ресурс]: http://blog.ucmsgroup.ru/how-did-outsourcing-develop-history-of-the-question/ (дата обращения 28.11.2016)