УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

№13,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; SPECIAL ECONOMIC ZONE; SPECIAL ECONOMIC ZONE, THE EFFECTIVENESS; LEGAL REGULATION.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования статуса особых экономических зон. Автор рассматривает имеющуюся нормативную базу по правовому регулированию деятельности особых экономических зон и определяет проблемы, которые возникают как при создании, так и при функционировании таких зон в целом.

Создание особых экономических зон (далее – ОЭЗ) является одним из механизмов, которые государство использует для ускорения экономического роста и развития ключевых отраслей экономики.

По состоянию на начало 2018 года в Российской Федерации функционирует 25 особых экономических зоны: промышленно-производственных — 9, технико-внедренческих — 6, туристско-рекреационных — 9 и 1 портовая.

Однако в настоящее время дискуссионными остаются такие актуальные вопросы, как:
— является ли институт ОЭЗ эффективным;
— оправдывает ли ОЭЗ свое создание;
— обеспечивает ли ОЭЗ достижение поставленных перед собой целей.

В Российской Федерации правовое регулирование ОЭЗ осуществляется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1].

Согласно ст. 3 указанного закона, ОЭЗ «создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции».

Подобные конкретные формулировки целей, которые поставлены перед ОЭЗ в целом и ОЭЗ различных типов, не дают четкого понимания того, какие конкретно направления и сферы развития экономики в названных отраслях подлежит развитию, а ведь четкое формулирование и понимание целей служит залогом их успешного достижения. Кроме того, существует проблема установления соответствия между формулировками целевых видов деятельности, которые подлежат развитию в ОЭЗ, и формулировками ОКВЭД [2]. В результате получается, что уже на этапе принятия решения о наделении инвестора статусом резидента возникают риски недостижения поставленных целей. Данную проблему представляется возможным решить путем конкретизации видов деятельности и унификации их наименований с наименованиями, используемыми в рамках общегосударственного подхода к регулированию экономических отношений. Изменение правового регулирования данного вопроса положительно скажется на повышении прозрачности системы целеполагания.

Что касается вопроса эффективности ОЭЗ, то необходимо отметить, что существует неоднородность результатов функционирования, существующих в России ОЭЗ.

На наш взгляд, это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, отсутствием выработанных критериев оценки эффективности ОЭЗ на разных этапах их развития.

Во-вторых, наибольшей результативностью своей деятельности отличаются промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ. Портовые ОЭЗ начали создаваться после кризиса 2008 года, что пагубно сказалось на большинстве проектов, которые сорвались либо были отложены. Для туристско-реакционных ОЭЗ необходимо разрабатывать особые методики оценки их результативности. Вызвано это тем, что, как оказалось на практике, преференции для инвесторов оказались недостаточными.

Относительно порядка создания ОЭЗ необходимо указать, что формирование ОЭЗ носит долгосрочный характер (49 лет), при этом законодатель указывает на возможность досрочного прекращения существования ОЭЗ (ч. 7 ст. 6 ФЗ № 116-ФЗ).

На сегодняшний день действуют нормы ФЗ № 116-ФЗ в редакции изменений 2012 года, регулирующие порядок создания ОЭЗ. Принятые нормы исключили правило о конкурсном порядке создания особой экономической зоны. «С одной стороны, упрощение порядка создания ОЭЗ способствует более быстрому принятию решений о создании зоны соответствующего типа, обеспечивает возможность развития территории, привлечение инвестиций в конкретный регион. С другой стороны, упрощение порядка подачи заявок на создание ОЭЗ приводит к приданию статуса особой экономической зоны территориям, развитие которых будет неэффективным» [3]. Таким образом, возникает необходимость вернуться к конкурсному порядку создания ОЭЗ и закрепить возможность создания соответствующих зон на менее длительные сроки.

Подводя итог настоящей статьи, можно сделать вывод о том, что, несмотря на широкое использование в международной практике, в России на данный момент ОЭЗ не оправдывают те ожидания, которые на них возлагались. На законодательном уровне имеется необходимость совершенствования правовой базы, которая регулирует порядок создания особых экономических зон и их деятельность в целом.


Список литературы

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. № 116-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 177-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2017. — № 30, ст. 4457.
  2. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008): Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст; в ред. Приказа Росстандарта. от 29 ноября 2017 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 03.04.2018)
  3. Козлова В.Н. Порядок создания особых экономических зон [Электронный ресурс] / В.Н. Козлова // Novaum.ru. – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p12