УДК 34

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№13,

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ; ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; ТОЛЕРАНТНОСТЬ; СОЦИАЛИЗАЦИЯ; CHILDREN WITH DISABILITIES; INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT; TOLERANCE; SOCIALIZATION.


Аннотация: Статья посвящена вопросу адаптации детей-инвалидов через создание инклюзивной образовательной среды в обществе. Анализируя особенности инклюзивной образовательной среды, автор делает вывод о том, что полноценная адаптация детей-инвалидов в обществе возможна только при постоянном взаимодействии со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.

В г. Абакане проживают десятки семей, воспитывающие детей-инвалидов. В политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общество и создание условий для их полноценной и независимой жизни. Социальная адаптация нужна не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он воспитывается, так как социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека. Общаясь друг с другом, и дети, и родители смогут не только решить насущные проблемы воспитания детей-инвалидов, но и создать своеобразный центр взаимопомощи.

В Российской Федерации существует ряд социальных программ, реализация которых состоит в развитии социальной адаптации детей-инвалидов. Например, в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» [1] сказано, что для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Также в Приказе Минобрнауки России № 471 указано, что для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях необходимо установить специальные вспомогательные средства, для повышения качества образования у детей с отклонениями здоровья, например, учебники, адаптированные по азбуке Брайля, для детей с ограниченным зрением [2].

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда готовы к общеобразовательному обучению, поэтому компетентным органам необходимо развивать систему адаптивного (инклюзивного) образования. При инклюзивном обучении педагогический акцент смещается с психологических и физиологических проблем детей инвалидов на развитие их индивидуальных положительных качеств и включение в социально-активную среду. Инклюзивное обучение дает возможность детям развивать социальные отношения непосредственно через общение со своими сверстниками.

Одной из задач инклюзивного образования является введение в социальную среду ребенка, по каким-либо причинам выпавшего из таковой. Преодолеть социальный барьер и ввести ребенка в общество, используя совокупность особых методов построения образовательного процесса, а также приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в нормальных условиях достигаются традиционными способами, — задача, стоящая перед обществом и государством.

Также необходимо иметь ввиду то обстоятельство, что современное поколение молодых людей не совсем приемлемо относятся к своим сверстниками, имеющим определенные проблемы со здоровьем. Отношение к последним является крайне предвзятым, молодежь не желает считать их полноправными членами общества. Поэтому в последнее время крайне остро назревает вопрос о формировании инклюзивного общества, которое бы адекватно принимало детей и взрослых с ограниченными возможностями. Нередко физически здоровые подростки и молодежь относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья равнодушно или жестоко. Причинами такого поведения сверстников являются:

— недостаточный для осознания проблем людей с ограниченными возможностями здоровья опыт взаимодействия, общения со сверстниками–инвалидами;

— отсутствие должного воспитания со стороны родителей детей. Многие родители не уделяют необходимого внимания проблеме взаимодействия с детьми-инвалидами, зачастую из-за недостаточного уровня осведомленности о ее распространенности в социальной среде. [3, c. 54]

Научно установлено, что только в совместной деятельности человек с индивидуальными особенностями здоровья лучше осваивает жизненные навыки, программу школы, вуза, колледжа, учится жить в обществе. Изоляция не приносит пользы ни здоровому, ни ограниченному в физических возможностях человеку. [4, c. 200]

Инклюзивная образовательная среда — это не только способ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, но и совокупность методов по включению их в социальную сферу общества как полноценных ее членов. Реализация данных методов происходит путем совместной деятельности всех субъектов инклюзивной образовательной среды: и педагогов, и учащихся без ограничений здоровья, и самих детей-инвалидов. Для преодоления мнимых комплексов неполноценности ребенка-инвалида, его окружающим в процессе обучения необходимо относится к нему как к равному себе, но учитывая его индивидуальные особенности. Только в этом случае инклюзивная образовательная среда может работать эффективно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная адаптация детей-инвалидов в условиях инклюзивного обучения не может быть разовым мероприятием, это длительный, требующий усилий от всех субъектов образовательного сообщества процесс активного приспособления индивида к социальной среде. Успешной социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья можно считать тогда, когда ребенок-инвалид не чувствует себя чужим среди сверстников, он успешен в социальной среде, ему психологически комфортно, несмотря на недуг, он уверен в себе. В свою очередь, у его сверстников — физически здоровых детей со стабильным психическим и физиологическим развитием сформировано чувство отзывчивости и понимания не только к конкретному человеку с проблемами со здоровьем, но и ко всем, кто ограничен в физических возможностях.


Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст. 285.
  2. О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 879: Приказ Минобрнауки России от 29 мая 2017 г. № 471. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 04.06.2018).
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Изд-во МГУ, 2008. – 396 с.
  4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. — М.: МГУ, 1968. — 202 с.
  5. Куликова Л.H. Проблема саморазвития личности / Л.H. Куликова. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. – 315 с.