УДК 22

ОСНОВЫ ОБРАЗОВ БИБЛИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

№13,

Философские науки

Бабочкина Яна Олеговна


Ключевые слова: ПРИТЧА; СКАЗКА; БИБЛИЯ; ОБРАЗЫ; МУДРОСТЬ; A PARABLE; A FAIRY TALE; THE BIBLE; IMAGES; WISDOM.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие сказки и притчи. Раскрывается тесная взаимосвязь образов Библии со сказкой «Маленький принц», герменевтический анализ глав книги, где прослеживается религиозный смысл произведения.

Наверно каждый человек раз в жизни читал сказки с хорошим концом. Одна из таких сказок написана рукой доброго, романтического, талантливого писателя А. Де Сент-Экзюпери. Большая любовь выпадает на участь писателя «Маленького принца». Её можно испытать ко многим вещам, например к воздуху после дождя, к скошенной траве или к первому снегу. Любовь читателей сравнивается со страстью жителей пустыни к цветам и фонтанам. Однако это доброе произведение носит определение «притча — сказка». Почему? В данной статье попытаемся раскрыть данную проблему.

Для начала дадим определение слова «притча». Рассмотрим его в литературоведческом словаре: «Притча – маленький рассказ, который содержит моральное и религиозное учение в аллегорической форме, близкое по содержанию к басне» [1, c. 55].

Если посмотреть в Большой Советской Энциклопедии (БСЭ): «Притча – это литературно — аллегорический жанр, включающий в себя религиозное, моральное учение». В энциклопедии Библейской можно найти другое определение «Притчи», это наставления Иисуса Христа, взятые из примеров человеческой жизни или окружающего его мира, где он предлагал своё учение [4].

Вот так объясняет Иоанн Златоуст «Иисус высказывался притчами для того, чтобы его слова поняли окружающие его люди, и чтобы они смогли представлять все своими глазами». Таким образом, со времени церкви первохристианской, притчей, называется рассказанная история Христом, как изображение к его учению. Важно отметить, что притчи Христос объяснял ученикам наедине, а самую важную часть оставлял без объяснения, так как имел цель привлечь слушающих и приучить к размышлению, чтобы они смогли это понять [2, c. 106].

Свойства притчи разнообразны. Однако это всего лишь намёк, который вызывает ассоциации. Ими можно воспользоваться для выхода из темы дискуссии, образы могут стать примером. Так почему же писатель выбрал именно этот жанр? Вероятнее всего на писателя повлияло его религиозное образование и воспитание [1, c. 87].

Стоит отметить, что мать писателя, была религиозной и глубоко верующей женщиной, у которой вероисповедание выражалось не только в речи, но и в посещении храма по воскресным дням, что составляло основу семейной жизни. Дети не знали зла, а жили в атмосфере заботы и любви.

Данный факт, говорит нам о том, что необходимо знать основы Библии, описывающее учение и жизнь Иисуса Христа, чтобы правильно растолковать и понять причту — сказку «Маленький принц». Стоит отметить, что в четвёртой главе произведения, писатель говорит нам, что он хочет, чтоб люди читали книгу серьёзно и вдумчиво. Стоит отметить название книги и задуматься, откуда был взят герой?

Конечно, из сказки. Ведь сказка – это одна из древнейших форм фольклора. Она показывает индивиду правильный постулат, как смотреть на жизнь с оптимизмом и принимать справедливость и добро. В ней всегда обнаруживается социальная и нравственная правда. Автор с помощью сказочных вымыслов скрывает человеческие отношения, применяет метафоры и символику для нравственной красоты и добра [5].

Автор, видит в себе главного героя, при повествовании от лица Маленького принца, в роли ангела – небесного человека, а в третьей главе в роли пилота – «ты появился с неба», Иисуса Христа [1, c. 109].

Так, в двадцать пятой главе произведения наш герой говорит, что он упал с неба и звезда укажет данное место. В этих словах виден посыл к ветхозаветной истории про Вифлеемскую звезду — «которая покажет место рождение младенца — спасителя» [5].

В двадцать седьмой главе, автор смеётся над тем, что Маленький принц вернулся на планету свою, но, когда взошло солнце он не нашёл его тела. Это событие, показывает нам, альтернативу воскресения Иисуса Христа, тело которого утром не нашли на месте захоронения [3, c. 133].

В начале сказки автор открывает свои впечатления о прочтении Ветхого завета Библии. Так райское место превращается в девственный лес, а удав, глотающий хищника — в змея, который обманом подвёл Еву съесть плод от дерева познания добра и зла.

Второй рисунок автора, это шляпа, которая является последствием прочтения притчи о пророке Ионе, который был прислан Богом. Во второй главе произведения, Маленький принц хочет, чтобы писатель нарисовал барашка. Тогда задаёмся вопросом, почему барашка? Вероятнее всего Антуан хотел показать евангельскую овечку, которая узнает песню пастуха. Этот образ очень часто можно встретить в Библии, который воплощает голос настоящего христианина. [3, c. 135].

Третья глава говорит о выборе пути в жизни, бог, создавая человека, сделал его свободным в выборе между злом и добром. И ему нужны сыны, а не рабы, так и маленький принц не собирался привязывать барашка, ведь барашек может продолжать движение только прямо, как по праведному пути [5].

В пятой главе, многие ассоциируют притчу о баобабах с фашизмом и экологическими проблемами. Однако писатель говорит о духовном, баобаб – грех. Семена этого растения — это слова, мысли, чувства, которые входят к нам в душу. Мелкий ранимый росток – грех, не выдернутый вовремя, он рвёт душу на части, лишая создать что-либо оживлённое. Святым получилось вырвать это семя, и мы должны проводить ежедневный осмотр души при помощи покаяния.

В пятой главе, автор призывает к утренней молитве: «Есть главный закон, приводи себя и планету в порядок». Он говорит нам, хоть это скучное занятие, но надо трудиться над собой. И как автор замечает, что от баобабов угроза очень маловероятна, но людей, понимающих опасность увеличения греха, стало очень мало.

В девятой главе автор рассматривает тему избавления от страстей. Вулканы – это страсти, действующие в человеке. Потухший вулкан – это страсть, которая погасла, но все же её чистят на случай, мало ли. Таким образом, человек самостоятельно не может избавиться от страстей [5].

Четырнадцатая глава посвящена одному из героев произведения -фонарщику, отражающего лицо истинного монаха, так как он постоянно трудиться как проповедник, несёт незначительное послушание, презирается многими людьми, и профессия не случайна, так как она принадлежит человеку, который освящает мир.

Цифра 7, в шестнадцатой главе, была выбрана не случайно. Так как число 7 — это смертные грехи, таинства, цвета, Вселенские Соборы и т.д. Главная идея – всё в мире происходит закономерно. В восемнадцатой главе, писатель, напоминает нам о своих родителях [5].

В конце своего произведения автор пишет такую мысль, что люди тратят время и деньги в пустую, что любое лекарство для души — это таинства Причастия, которые излечивают душу человека от всех болезней. Это подтверждается в двадцать четвёртой главе, когда писатель говорит, что для сердца человека необходима вода [5].

В данной статье были изложены догадки и мысли о смысле Библии в самом лучшем произведении Сент-Экзюпери. Перечитывая каждый раз книгу, интересно находить все новые и новые мыли, подчёркивать разные идеи. Даже сам писатель говорит нам, чтобы мы — читатели, относились вдумчиво к чтению притчи — сказки «Маленький принц».


Список литературы

  1. Антуан де Сент-Экзюпери Маленький Принц М.: Диана, 2006. — 110 с.
  2. Библейская энциклопедия / Архимандрит Нифор (Блаженов). — М., 2006. – 1089 с.
  3. Уваров, А. Изучение Священного Писания. Ч. 1. Четвероевангелие. — C. 132-136.
  4. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] http://bse.uaio.ru/BSE/bse30.htm (Дата обращения: 27.05.18)
  5. Колестник, А. Маленький принц на планете моей жизни [Электронный ресурс] www.otrok-ua.ru (Дата обращения: 27.05.18)