УДК 372.862

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

№13,

Педагогические науки

Матвеева Анастасия Евгеньевна
Минкин Александр Владимирович (Кандидат физико-математических наук)


Ключевые слова: ПЕДАГОГИКА; ТЕХНОЛОГИЯ; РОБОТОТЕХНИКА; ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД; PEDAGOGICS; TECHNOLOGY; ROBOTICS; CREATIVE APPROACH.


Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос активизации учебной и познавательной деятельности школьников с использованием дополнительных занятий по робототехнике. Показана суть использования робототехники для решения прикладных задач, а также роль соревнований для развития интереса учащихся.

На сегодняшний день мы часто сталкиваемся с применением робототехники в повседневной жизни и, в частности, уже являемся свидетелями активного обсуждения и внедрения робототехники в учебный процесс [1]. Однако, не каждый задается вопросом. А что же такое робототехника? И как использование достижений робототехники и ее инструментов повлияет на развитие познавательной деятельности школьников?

Ответим на первый вопрос. Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства [2].

В настоящее время, робототехника не преподается в школе, как отдельный предмет, но на базе многих школ в России проводятся кружки по робототехнике. Такого рода кружки позволяют вовлечь школьников в технологический процесс моделирования, конструирования, прототипирования, мотивировать их на учебную деятельность. Несомненно, большим плюсом здесь является практическая сторона деятельности учащегося. К тому же, робототехника затрагивает и другие программы школьного курса (например: математику, информатику, физику), что, конечно же, способствует интеллектуальному развитию учеников и в этих направлениях.

При наблюдении за учениками, посещающими такие кружки, мы можем убедиться в том, что школьники сами выбирают собственное направление обучения, потому что робототехника предоставляет площадку для творчества и экспериментов, где стоит проявить только интерес и фантазию и вот уже ученики строят манипулятор для постройки башни, или робота, ездящего по линии, или робота-сумоиста. Поскольку учебная программа по робототехнике очень разнообразна, то педагог может найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Однако, создание индивидуальных условий для развития учащихся, начинает «соперничать» с принципами командной работы, поскольку в робототехнике, не мало важную роль, играет слаженная командная работа, в которой каждый ученик найдет для себя место, с чем он лучше всего справляется, так как у каждого ученика разные способности и каждый уникален по-своему. Кто-то быстро улавливает перед собой поставленную задачу и может хорошо выразить свои идеи на бумаге, другие же отлично справляются с написанием кода программы или выполняют технические расчеты, требуемые для решения задачи. Благодаря работе в команде, ученики совершенствуют свои качества, каждый выражает свои идеи, что, в конечном счете, способствует созданию наилучшего конечного продукта. Важное значение в жизни детей будет иметь способность понимать, в чем твоя сильная сторона, умение кооперироваться и договариваться. Эта способность поможет детям в дальнейшей их жизни, независимо от того кем они станут.

На данный момент в школах используются такие робототехнические наборы, как:
— VEX Robotics;
— ROBOTIS;
— LEGO Education;
— Fischertechnik;
— Makeblock;
— Амперка;
и многие др.

Разнообразие конструкторов, позволяет разнообразить и формы работы, а вместе с этим разнообразить и содержание образовательного предмета, заинтересовав учащихся учебным процессом. Возможно, также, что вновь поставленные практические задачи помогут заполнить пробелы в знаниях учеников или, наоборот, знания, полученные ими на других предметах, могут быть использованы для решения этих самых задач, например, при программировании настоящего робота ученики используют знания о базовых алгоритмах, полученных на уроках информатики.

Большим стимулом для развития интереса учащихся является проверка полученных теоретических знаний на практике, и особенно сильной стимуляцией являются соревнования. Так, на базе Елабужского института Казанского Федерального университета недавно прошла республиканская олимпиада по робототехнике (апрель 2018 г.), где ученики со всего Татарстана представили своих роботов. Благодаря такого рода конкурсам, которые проходят на разных уровнях (городском, республиканском, всероссийском), ученики получают большой опыт и понимают дальнейшую траекторию развития проекта, даже если они не занимают призовое место.

В заключение хочется отметить, что робототехника учит школьников командной работе. Так как при разделении обязанностей в командной работе, ученик будет знаком с личной ответственностью, с чем он часто будет сталкиваться в дальнейшей жизни. В командной работе перед ними стоит одна цель, но разные задачи, всё зависит от способности учащегося. Все учащиеся в команде должны сотрудничать друг с другом и предлагать свои идеи, иначе положительного результата у них не выйдет. Конечно же, робототехника имеет как плюсы, так и минусы, но она способна вывести образование на новый этап. С ее помощью можно довольно просто заинтересовать современных школьников и тем самым вызвать интерес к обучению.


Список литературы

  1. Приказ о разработке концепции преподавания предметной области «Технология» при реализации общеобразовательных программ Министерство образования и науки РФ утвердило 27 июня 2016 года
  2. Попов Е.П., Письменный Г.В. Основы робототехники: Введение в специальность. — М.: Высшая школа, 1990. — 224 с. — ISBN 5-06-001644-7.