ПОНЯТИЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

№4,

Юридические науки

Садовский Евгений Александрович


Ключевые слова: ОГРАНИЧЕНИЯ; ЗАПРЕТЫ; ПРАВА; СВОБОДЫ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; RESTRICTIONS; PROHIBITIONS; RIGHTS; FREEDOMS; PUBLIC SERVICE.


Аннотация: В статье рассмотрены ограничения и запреты на государственной службе. Правовые ограничения прав и свобод государственных служащих, являются правовыми средствами, сдерживающими противозаконное поведение указанных граждан, в границах, установленных в праве и создающие оптимальные условия для удовлетворения интересов, как субъектов властеоотношений, так и государства, и общества в целом.

Значения термина «ограничение», приведенные в современных словарях [1] свидетельствуют о смысловой нагрузке и собственно ограничительной сущности понятий «ограничение», «предел», «граница», которые зачастую употребляются как синонимы, что вполне допустимо. Так, в философских, социологических исследованиях их значение практически не разграничивается [2]. Вместе с тем следует отметить, что при всей семантической близости сущность значения терминов «предел» и «ограничение» все-таки различно. Понятие «предел» более разнообразно по содержанию, но четко не определено. Его суть сводится к отделению одного от другого, части от целого. Термин «ограничение» означает, во-первых, нахождение в пределах; во-вторых, сужение степени возможностей; наличие четких, рельефных очертаний.

Исходя из содержательного наполнения термина «ограничение», можно говорить об «удержании в определенных пределах (границах), в умерении, обуздании, стеснении» [3].

Если рассматривать сферу властеотношений, то вопросы соотношения прав и свобод и необходимости их ограничения имеют огромную практическую значимость в исследовании юридической ответственности органов государственной власти, должностных лиц и в целом государства.

Ученый советского периода А.М. Витченко в своем монографическом исследовании, рассматривая теоретические проблемы государственной власти, приходит к выводам, что «социальная граница деятельности государственной власти представляет собой цепь взаимосвязанных объективных обстоятельств, в рамках которой способ производства материальных благ есть определяющий, ведущий момент в установлении пределов государственной власти» [4].

Такая позиция ученого небезосновательна. Вместе с тем, как представляется, позиция имеет односторонний упрощенческий характер. Свидетельство тому, как указывает Т.В. Милушева, наблюдается в «переоценке фактора производства материальных благ в установлении пределов власти, а также ограниченности субъективных (цели и задачи господствующего класса) критериев» [2].

Следует отметить, что в современной науке есть и иные взгляды на обозначенную проблему. Так, например, В.В. Михайлов, рассматривая социальные ограничения, убежден, что существует «методологическое преимущество позиции свободы и индетерминизма в познании социальных ограничений» [5]. Рассуждая логически, он приходит к выводу, что, анализируя свободу и ее проявления, в частности ограничения, в приоритете всегда будет свобода, а уже потом необходимость ее ограничения.

Отношения между человеком, обществом и государством в объективном смысле регулируются правом, то есть нормами права. В этой связи считаем абсолютно верной точку зрения тех ученых, которые считают, что право, выступая регулятором общественных отношений, уже включает в себя ограничительные нормы к субъектам правоотношений.

Следует отметить, что в правовой теории государства, говоря об ограничениях, добавляют прилагательное «правовые». Так, профессор А.В. Малько [6] сущность правового ограничения видит в правовом удержании субъекта правоотношений от противозаконных действий, от отрицательных последствий противоправного деяния.

Такие понятия как «правовое ограничение» и «ограничение в праве», по нашему мнению, практически невозможно разграничить, так как они являются синонимами, ввиду того, что их конечной целью является охрана и защита общественных и государственных интересов от противозаконных действий со стороны правообладателей.

Применительно к гражданам Российской Федерации, проходящих государственную службу, ограничения их прав и свобод — это установленные законодательством пределы реализации прав и свобод, выражающиеся в запретах, требованиях, обязанностях, ответственности, в целях защиты конституционно-признаваемых ценностей, назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства. Это согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что основной целью ограничений конституционных прав и свобод является защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Что касается законно-определенных целей правового ограничения, то из истории известно, что еще в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г. указывалось, что «допустимость осуществлять лицом все то, что не причиняет вред другому лицу, является свобода» [7]. Таким образом, каждый человек, реализуя свои естественные права и свободы, ограничен в пределах, обеспечивающих возможность использования аналогичных прав и свобод другими членами общества.

Правовые ограничения представляют собой определенную систему юридических правовых средств и способов воздействия не только на органы государственной власти, но и на граждан, состоящих на государственной службе и являющихся в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8] государственными (гражданскими) служащими, с целью упорядочения их деятельности, повышения функциональной эффективности государственного аппарата, повешения профессионализма государственных служащих, исследования новых аспектов и проблем государственной службы современной России.

Резюмируя вышесказанное, применительно к данной части исследования, считаем, что, правовые ограничения прав и свобод государственных служащих, являются правовыми средствами, сдерживающими противозаконное поведение указанных граждан, в границах, установленных в праве и создающие оптимальные условия для удовлетворения интересов, как субъектов властеоотношений, так и государства, и общества в целом.


Список литературы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. // — 24-е изд. испр. .: Оникс, Мир и Образование. 2007.
  2. Милушева Т.В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики. // — Саратов. 2011.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. // — М.: Русский язык, 2010.
  4. Витченко А.М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. // -Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 1982. — 194 C.
  5. Михайлов В.В. Социальные ограничения: структура и механика подавления человека // — М.: Издательство ЛКИ. 2011. — 280 с.
  6. Байтин М.И., Мордовец А.С., Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве (Теоретико¬информационный аспект). // — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. — 184 с.
  7. Французская Республика. Конституция и Законодательные акты. // — М.: Прогресс, 1989.
  8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 07.07.2004.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15.07.2004 г: в ред. Федерального закона от 03.07.2016 // Рос. газ. — 2004. — 31 июля.