УДК 004.657

ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№13,

Технические науки

Безгачев Федор Владимирович


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ; БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ; ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ; INFORMATION TECHNOLOGY; AUTOMATIC SYSTEMS; ROAD SAFETY; INFORMATION DATABASES; INFORMATION SEARCH SYSTEMS.


Аннотация: В статье уделяется внимание информационным технологиям, применяемым в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Раскрывается многофункциональность и проблемные моменты федеральной информационной системы государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Сегодня сложно представить какое-либо профессиональное направление без использования компьютеров и программ. В органах внутренних дел Российской Федерации использование информационных технологий необходимо для эффективного решения поставленных перед ними задач.

Информационные базы данных обеспечивают накопление, учет и анализ сведений о физических и юридических лицах, об уровне преступности и криминальности различных географических субъектов, о похищенных и украденных материальных ценностях, о регистрации оружия и транспортных средств, о силах и средствах органа внутренних дел, и результатах его деятельности.

Среди информационных технологий, применяемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, можно выделить следующие категории:

— интегрированные автоматизированные системы;
— информационно-поисковые системы;
— автоматизированные рабочие места;
— информационно-аналитические системы;
— автоматизированные системы управления дорожным движением;
— журналы учета;
— средства связи и коммуникации;
— автоматические устройства выявления и фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

Основными используемыми информационными технологиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на сегодняшний день выступают автоматизированные информационно-поисковые системы, разрешающие осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также автоматические устройства раскрытия и регистрации административных правонарушений в области дорожного движения.

Для повышения уровня оснащенности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения средствами вычислительной техники, отработки вариантов удаленного доступа к базам данных была создана Федеральная информационная система Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ФИС ГИБДД – М), которая полностью автоматизирует деятельность ГИБДД.

Данная система создана по заказу Генерального штаба МВД России и введена в эксплуатацию 1 августа 2016 года[1].

ФИС ГИБДД – М определена для обеспечения функционирования иерархической интегрированной информационной сети. Она разрешает объединить в целостную информационную сеть территориально-распределенные специализированные базы данных Государственной инспекции безопасности дорожного движения и МВД России, упорядочить информационные потоки, поднять качество, результативность и оперативность деятельности подразделений ГИБДД.

ФИС ГИБДД – М связывает региональные, межрегиональные и федеральные уровни с предоставлением полной, достоверной и актуальной информации о субъектах учета, зарегистрированных в Российской Федерации, а также предоставляет доступ пользователей к данной информации на разных уровнях[2].

На региональном уровне современным программным обеспечением является Типовая региональная информационная система ГИБДД (далее ТРИС ГИБДД), которая имеет подключение к Единой информационно-телекоммуникационной транспортной сети МВД России.

ТРИС ГИБДД это комплексная система, предназначенная для автоматизации регистрационной, экзаменационной, учетной, информационно-поисковой и отчетно-аналитической деятельности подразделений ГИБДД, а также оказания государственных услуг с поддержкой режима работы в реальном времени при соблюдении требований по защите информации. Система является следующим этапом развития ФИС ГИБДД – М и наследует ее функции в полном объеме.

ФИС ГИБДД – М включает автоматизированные рабочие места (АРМ), которая выполняет обширный спектр задач:

1. «Автомобиль» — исполнение процедуры регистрации транспортных средств;
2. «Водитель» — оформление водительских удостоверений;
3. «Административная практика» — учет административных правонарушений в области безопасности дорожного движения;
4. «Дорожно-транспортное происшествие» — учет дорожно-транспортных происшествий;
5. «Розыск» — учет розыска угнанных (похищенных) транспортных средств;
6. «Документ» — учет утраченных, похищенных и выбракованных документов и бланков специальной продукции ГИБДД;
7. «Специальная продукция» — учет изготовленных, распределенных и истраченных бланков специальной продукции ГИБДД;
8. «Ограничения» — учет транспортных средств, на которые в установленном порядке наложены запреты на использование, проведение регистрационных действий или регистрация которых аннулирована;
9. «ПТС» — оформление паспортов транспортных средств;
10. «Поиск» — поиск информации в базе денных по заданным критериям;
11. «Фотофиксация» — обработка сведений о нарушениях ПДД, зафиксированных работающими в автоматическом режиме техническими средствами фото, видео фиксации.

Не смотря на многофункциональность имеются и проблемы в использовании ФИС ГИБДД – М. На сегодняшний день существует множество ошибок в программном обеспечении. Например, в справочниках много пробелов в названиях улиц, особенно небольших городов, поселков, сел. Сотрудникам приходится вводить в справочник данные самостоятельно, что в условиях ограниченного времени затруднительно. Кроме того, не каждый сотрудник обладает правами доступа, достаточными для пополнения справочников. В тех случаях, когда сотрудники делают это самостоятельно, в справочниках появляются несколько одинаковых городов, поселков и в некоторых населенных пунктах существует только одна улица. Все это создает значительные неудобства, а иногда приводит к выполнению двойной работы. В связи, с чем необходимо пополнить справочники наименований или предусмотреть возможности корректного обновления, уже имеющихся справочников без дублирования, например, самих городов.

В случае оплаты правонарушителем административного штрафа в двадцатидневный срок сумма штрафа уменьшается на 50% и штраф является исполненным. Однако в программе отсутствует возможность установить размер штрафа 50%, в связи с чем за подразделением ГИБДД числится 50% неоплаченного штрафа. Подобные случаи не однократные, в результате чего за ГИБДД числятся миллионы рублей неисполненных штрафов. Лицам, оплатившим штраф в льготный срок, зачастую приходится приходить в подразделения ГИБДД с квитанциями об оплате для внесения корректировки. Инспекторам дополнительно просматривают карточки об административных правонарушениях, для установки статуса штрафа «исполнено». Для решения данной проблемы в программу нужно добавить фильтр оплаты административного штрафа в размере 50%. Кроме этого, можно предусмотреть автоматическое выставление статуса «исполнено» в случаях поступления денежных средств на счета ГИБДД в двадцатидневный срок.

В случае возбуждения одновременно нескольких уголовных дел на одно физическое лицо выносится единое судебное решение, а программное обеспечение ФИС ГИБДД – М не предоставляет возможности объединения нескольких уголовных дел для внесения одного решения. Сотрудникам приходится произвольным порядком делить размеры наказаний по уголовным делам, чтобы сроки лишения специального права управления транспортным средством и административные штрафы не удваивались. Для устранения данной проблемы можно сделать возможность объединения в программе уголовных дел.

Для оперативного доступа должностных лиц Государственной инспекции к ресурсам ФИС ГИБДД – М применяется система мобильного выхода к информационным ресурсам. Она позволяет осуществлять обмен информацией между подразделениями, а также имеет возможность выполнения запросов к данным ФИС ГИБДД – М, с помощью специально выделенного канала сотовой связи на основе протоколов GPRS/EDGE/3G. Значительным преимуществом системы мобильного доступа является способность предоставлять информацию в условиях отсутствия проводной связи с применением ведомственной сети передачи данных в любом регионе Российской Федерации. Однако, многим сотрудника не предоставляется доступ к федеральному уровню ФИС ГИБДД – М, в связи с чем при проверке водителей на предмет лишения специального права управления транспортным средством инспекторам ГИБДД приходится связываться с дежурной частью и проверять через них водителя. В случае, если дежурный занят, то инспекторам необходимо ждать, а иногда сотрудники ГИБДД отпускают уже лишенных права управления водителей. В данном случае мобильный доступ не оправдывает свое предназначение. Одним из решений можно рассмотреть вариант усовершенствования системы безопасности для мобильных точек доступа к федеральному уровню ФИС ГИБДД – М.

В банке данных ФИС ГИБДД – М отсутствуют данные о правонарушениях, зарегистрированных устройствами автоматической фото- видеофиксации в период с 2004 по 2016 года. При повторном нарушении правил дорожного движения в ряде случаев предусмотрено лишение специального права управления транспортным средством. Сотрудник ГИБДД, не имея информации о ранее совершенных нарушениях ПДД, может не применить к нарушителю административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством, а выписать административный штраф. Чтобы подобных случаев не происходило можно из региональных баз данных Центров автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее ЦАФАП) произвести выгрузку в федеральную информационную систему ГИБДД. В настоящее время инспектора ГИБДД обращаются в региональную базу ЦАФАП по каждому конкретному случаю. Подобный вариант работы не очень удобен и занимает дополнительное время, так как необходимо осуществлять проверку с привлечением сотрудников дежурной части.

Не маловажной является проблема совместной работы со службой судебных приставов. Недобросовестные граждане, чтобы избежать общения с судебными приставами осуществляют оплату административных штрафов в размере нескольких рублей. В данном случае при осуществлении выгрузки информации в базу данных судебных приставов данные плательщики не попадают и не числятся должниками. В связи с чем, казна государства не дополучает множество денежных средств. Решением данной проблемы может являться создание в программном обеспечении ФИС ГИБДД – М фильтра выгрузки данных с исполнением оплаты административных штрафов в процентном соотношении (например, выгружать все, где оплата составила менее 50%).

Таким образом, анализ информационных технологий, используемых в деятельности ГИБДД показал, что инспекция снабжена достаточно обширным спектром программных и технических средств, позволяющих разрешать многочисленные задачи.

Открытие ФИС ГИБДД – М стало основой для создания единой информационной среды в сфере безопасности дорожного движения, что в свою очередь позволяет повысить эффективность работы, выйти на качественно новый уровень предоставления государственных услуг населению и улучшить взаимодействие с органами исполнительной и судебной власти, а также с органами местного самоуправления.


Список литературы

  1. О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции: приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. № 60
  2. Бондарь К.М. Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел: учебно-практическое пособие / К.М. Бондарь, Д.В. Чемарев ; Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. — Хабаровск : ДВЮИ МВД России, 2016.