УДК 37

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№13,

Педагогические науки

Габдрахманова Эльвина Ильдусовна
Загирова Алина Ринатовна
Устюжина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ, ФИНАНСЫ, ПРОГРАММЫ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, МОТИВАЦИЯ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.


Аннотация: В данной статье рассматривается роль финансового обеспечения в разработке различных программ для того, чтобы стимулировать обучающихся в профессиональных организациях. Описываются финансирование образовательного учреждения, приемы стимулирования обучающихся, какие расходы осуществляются для разработки программ по ним. В процессе обучения способности учащихся требуют постоянного развития и совершенствования. Нужно уметь мотивировать их в образовательном процессе и достижении своих целей.

Стимул – это внешнее побуждение человека к активной деятельности [6, с.26]. Стимулирование является одним из важных задач менеджмента [5, с.36], в том числе в процессе управления образовательным процессом. Стимулирование — это фактор деятельности педагогов к реализации образовательной деятельности учащихся. Он только тогда становится истинной, побудительной силой, когда превращается в мотив, то есть во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает и под влиянием внешних стимулов, и под влиянием личности самого обучающегося, его предыдущего опыта, потребностей.

Как же можно сформировать интерес у ученика?Это можно сделать при помощи различных способов. Например, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на занятии и дома, разнообразие методов обучения, создание проблемной ситуации, также через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Использовать при этом можно следующие методы организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством мастера, преподавателя.

В педагогике и методиках преподавания давно уже сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины “интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п. [8, с.22].

На сегодняшний день известно несколько нестандартных типов проведения уроков, которые способны стимулировать студента на процесс познания, это уроки — деловые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки-аукционы, уроки-зачеты, уроки-фантазии и т. При использовании таких методов проведения уроков важно помнить, что должна сохраняться развивающая ценность, которая не должна превратиться в развлечение. В колледжах используется лекционно-семинарская система, которая включает в себя проведение лекций, семинаров, лабораторные и практические занятия, плюс ко всему и самостоятельную и познавательную деятельность студентов.

Современные средства обучения представляет собой сложную систему с различными способами деятельность преподавателя и студентов, который направлен на овладение умениями, навыками и знаниями. Важную роль в процессе обучения играют активные методы, которые служат зернышком прорастании активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения и овладения материалом[9, с. 168]. Активные методы подразделяются на имитационные, которые связаны с моделированием профессиональной деятельности (анализ педагогический ситуаций, деловая игра), и не имитационные («мозговой штурм», разнообразные виды самостоятельных работ, эвристическая беседа).

В настоящее время в арсенале педагогов используются инновационные методы обучения, с помощью которых повышается стимулирование студентов к процессу обучения и развивается интерес к профессии, именно поэтому современные средства обучения считаются приемов стимулирования студентов к профессиональной деятельности. Нужно понимать, что процесс обучения в среднем специальном учебном заведении умет свои трудности и особенности, но в тоже время он подчинен общим законам дидактики.

Во время преподавания специальных дисциплин используются современные средства обучения, благодаря которым формируется специалист, который умеет действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию. Из большого количества источников, выдвигают гипотезы, и принимать решения в сложных и непредвиденных ситуациях. Не стоит забывать, что на этом этапе происходит развитие личности студента, его мотивации и навыки комфортной жизни в информационном обществе.

Стимул, согласно С.Л. Рубинштейну [10, с. 192], мы рассматриваем как средство, побуждающее студента к усиленной деятельности, своеобразный внешний толчок, сила которого возрастает в зависимости от его общественной значимости и меры заключенного в нем положительного эмоционального заряда. К оптимальным стимулам мы относим следующие: доброжелательное внимание, одобрение, признание, оценку, поддержку, награду, усиление социальной роли престижа.

Стимулы как побудители деятельности и активности человека связывают потребности и средства их удовлетворения, образуя промежуточные звенья, «цепочки». Выделим внешние и внутренние стимулы (З.И. Равкин). Внешние стимулы – это такие побудители, которые обладают потенциальными возможностями воздействия на деятельность и активность личности. А внутренние стимулы – это побудители, включенные через деятельность и отношения личности в ее образ жизни, сознание и эмоциональную сферу, получившие отражения в нравственных качествах, в поведении и мотивации личности. «Можно утверждать, что чем явственнее происходит изменение соотношения данных («внешних») стимулов в пользу созданных («внутренних»), тем всё отчетливее и рельефнее педагогический процесс перестраивается на началах творческой инициативы и самодеятельности учащихся» [7, с. 192].

Нельзя забывать о том, что для разработки и реализации программ стимулирования обучающихся необходимы финансовые затраты. Да, не всегда это и нужно, но в большинстве случаев без финансирования не обойтись. Оно играет немаловажную роль в образовательном процессе.

В Законе РФ «Об образовании» определено, что, основой государственных гарантий получения гражданами государства полного общего и профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов выступает государственное и муниципальное финансирование образования [2]. В итоге в ФЗ РФ «Об образовании» термин «финансирование образовательных учреждений» в ст. 41 заменен на «финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения», что обусловливает разграничение организационных функций заказчиков (государство, органы местного самоуправления, работодатели, население), получателей (обучающиеся) и производителей образовательно-социальных услуг (образовательные учреждения)[2]. Основным источником финансирования образования считаются бюджеты различных уровней. В частности, в настоящий период из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов РФ — примерно 22%, из местных бюджетов — 60%, что, разумеется, представляет примерное распределение расходов по уровням финансирования.

Финансирование образования в Российской Федерации осуществляется из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В области образования полномочия распределены между разными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления [5, с. 42].

В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения сами разрабатывают и реализуют мероприятия по социальной поддержке, а также устанавливают зависимо от социального положения и академических успехов конкретных учащихся социальные пособия, то есть стипендии, другие пособия и льготы, включая по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные меры и устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, которые непосредственно не связанны с образованием [5, с. 43].

Делая вывод, можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов [11, с. 109].

Основой к получению бюджетных средств образовательным учреждением, которое функционирует в форме бюджетного или автономного учреждения, считается получение государственного или муниципального задания на осуществление образовательных программ разного вида и уровня подготовленности. Источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Финансирование может проводиться из таких источников, как: бюджет учредителя; спонсорские средства; собственные средства, которые находятся в распоряжении, то есть собственности. К источникам поступления внебюджетных средств относят: доходы от продажи товаров, работ и услуг, а именно доходы от проведения разных видов деятельности; доходы от прочих мер, то есть различные полученные штрафы, пени, неустойки и т.д.; пожертвования, а именно дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и пр.

Финансовое обеспечениереализации основной образовательной программы образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) размерам направляемых на эти цели средств бюджета [6, с.92].

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах. В локальных правовых актах о стимулирующих выплатах должны быть определены критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.

Общие требования к программам стимулирования обучающихся:
1) четкая постановка проблемы и последовательное ее решение;
2) наличие ключевых целей и задач, последовательности и этапов реализации, а также сроков, необходимых для реализации программы;
3) источники и объемы финансовых затрат на реализацию всех мероприятий государственной программы;
4) непосредственный механизм реализации, конкретная система и органы непосредственного контроля;
5) подробный перечень мероприятий, их последовательность, временные рамки, сроки выполнения каждого мероприятия.

На сегодняшний день студенты очного бюджетного обучения среднего профессионального образования могут получить следующие виды финансовой поддержки при осуществлении успешной учебной и научной деятельности:
— государственная академическая стипендия – выплачивается один раз в месяц (в период с 25 числа текущего календарного месяца по 5 число месяца). В зависимости от успеваемости студентов в учебе данная стипендия может варьироваться примерно от 850 до 2200 рублей.
— государственная социальная стипендия – предоставляется тем студентам, которые нуждаются в социальной помощи. К ним относятся: студенты, не имеющие родителей; студенты-инвалиды; учащиеся, перенесшие влияние радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АС и иных радиационных катастроф; студенты, отслужившие 3 года и больше по контракту в Вооруженных силах РФ, в войсках МВД РФ и так далее, а также малоимущие студенты.
— специальная государственная стипендия Правительства РФ – составляет 840 рублей. Данная стипендия назначается студентам, которые проявили выдающиеся способности в учебной и научной деятельности как в целом по курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам.
— именные стипендии – являются дополнительными к государственным академическим стипендиям. Учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Назначаются обучающимся по программам СПО.

Так, вышеперечисленные стипендии являются одним из факторов стимулирования студентов СПО. Но не только стипендии мотивируют студентов в учебной деятельности. Также к таким факторам можно отнести и гранты. Например, это «Гранты Президента РФ», которые выдаются студентам, обучающимся в системе среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сейчас остро стоит проблема о трудоустройстве выпускников после окончания образовательного учреждения. Создается ощущение, будто всем всё равно, где будет работать студент, а работодатель требует опыта. Так, учебное заведение может предложить своим студентам вакансии с последующим трудоустройством, например, на какое-либо предприятие. Это может быть во время прохождения практики, где студент может зарекомендовать себя как хороший и перспективный специалист какой-то области, и который готов обучаться и совершенствоваться. Это будет другим аспектом для стимулирования студентов СПО. При этом работодатель будет мотивировать их финансовыми потоками в виде высокой будущей заработной платы и сможет получить для себя уже готового специалиста, которого не нужно переобучать.

В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане – для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе.


Список литературы

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
  2. Федеральный Закон от 1.09.2013 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2015, №1, ст. 72; №27, ст. 3951; №29, ст. 4339; 2016, №27, ст. 4160.
  3. Абанкина, И. В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств / И. В. Абанкина // Вопросы статистики. – 2016. — №7. — С. 42-43.
  4. Ахметшин Э.М., Гареева Р.А. «Финансовое планирование в некоммерческих организациях» // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития//Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. — 2015, С. 92-94.
  5. Ахметшин Э.М., Зиганшина Н.И. «Нематериальные методы стимулирования менеджеров высшего звена» // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность материалы // V Всероссийской научно-практической конференции. — 2014, С. 35-37.
  6. Ахметшин Э.М., Кириллова Э.Ю. «Психологические аспекты стимулирования труда» // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность материалы // V Всероссийской научно-практической конференции. 2014, С. 24-26.
  7. Бланшар, Кеннет Киты. Выше и лучше, или Уроки мотивации, вдохновения и определения целей / Кеннет Бланшар.// М.: Попурри. – 2015. –C. 192.
  8. Бочкарева Т.Н. «Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017, Т. 8. № 1, С. 18-31.
  9. Кирхлер, Эрих Мотивация в органицациях/ Эрих Кирхлер ,КристаРодлер. //М.: Гуманитарный центр. – 2016– C.168.
  10. Ландсберг, Макс. Дао мотивации. Вдохновляй себя и других / Макс Ландсберг. // М.: Олимп-Бизнес.–2013. –С.192.
  11. Финансы бюджетных организаций: учебник / под. ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: Вузовский учебник, 2017. – 363 с.