УДК 796

О НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)

№13,

Педагогические науки

Горелик Андрей Витальевич


Ключевые слова: МОНИТОРИНГ; СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ; MONITORING; POLICE PERSONNEL; PHYSICAL TRAINING; SUPPRESSION OF OFFENSES AND CRIMES.


Аннотация: В статье говорится о необходимости проведения системного мониторинга применения боевых приемов борьбы, применяемых сотрудниками ОВД (полиции), что позволит повысить уровень их профессиональной (физической) подготовки к действиям в условиях, связанных с применением мер непосредственного принуждения.

К сотрудникам полиции, выполняющим задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств предъявляются повышенные требования в аспекте двигательных навыков. Как отмечают отдельные исследователи, сотрудники полиции, находясь в условиях многозадачности, должны «иметь высокий уровень нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целый ряд личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в борьбе с преступностью» [6, с. 220].

Дополнительно эти требования объясняются тем, что гражданин Российской Федерации имеющий статус сотрудника полиции обладает правом применения мер непосредственного принуждения (физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия), которые могут существенно ограничить основные права граждан. В этой связи, чтобы исключить неумелое их применение сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия [4].

Отдельные исследователи проблем организации физической подготовки в ОВД, рассматривая частоту применения физической силы сотрудниками полиции склонны полагать, что «в сравнении с общим количеством случаев выполнения, возложенных на них законом прав и обязанностей, то есть количество случаев, в которых сотрудники полиции вынуждены в той или иной форме физически ограничивать свободу граждан, явление нечастое» [5, с. 56].

Остается невыясненным вопрос, из каких же источников ученые черпали информацию?

В свою очередь отметим, что отсутствие системы ведомственной отчетности практики применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел [3] во-первых, не позволяет, в полной мере дать объективную оценку применяемой сотрудниками ОВД ударной техники в реальном «силовом» противоборстве, во-вторых, приводит к снижению уровня информированности правоприменителей о современных тенденциях в противодействия им со стороны правонарушителей (преступников), как в физическом так и в тактическом плане.

Выход из сложившейся ситуации видится в необходимости проведения обязательного мониторинга боевых приемов борьбы, так как полученные данные будут способствовать оптимизации правоприменительной деятельности в этой сфере, устранят проблему упорядочения содержания учебного материала по боевым приемам борьбы с выделением наиболее эффективных и часто применяемых приемов.

Уместно напомнить, что сотрудники полиции согласно положениям ФЗ «О полиции» (часть 8 статьи 19) о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, обязаны сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Своим рапортом сотрудник полиции по мнению авторов комментария к ФЗ «О полиции» «должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу, доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к физической силе, специальным средствам или огнестрельному оружию» [2].

В этой связи, сотрудникам ОВД мы рекомендуем при написании рапорта указывать информацию, касающуюся характера «внешних» физических и психологических воздействий на сотрудника ОВД до применения и в момент применения боевых приемов борьбы, в частности ударов.

Например, была ли физическая нагрузка (ходьба, бег, «силовое» противоборство с правонарушителем и т.д.), психическая нагрузка (сотрудник стал очевидцем убийства, увидел части расчлененного тела, кровь и т.п.), звукошумовое воздействие (крики, в т.ч. угрожающие, шум и т.п.), изменяющаяся освещенность (солнечный день, темная ночь).

Кроме того, следует учитывать, что служебная деятельность сотрудника ОВД, связанная с применением физической силы, характеризуется спонтанностью и непредсказуемостью действий нарушителя. Наличие внешних сбивающих факторов, таких как количественное превосходство потенциальных и явных правонарушителей, превосходящий весоростовой показатель, оказывают негативное влияние на способность принимать правильные решения. Ударная же техника применяется сотрудниками ОВД как правило, в быстро меняющейся ситуации задержания, а также экстремальных условиях, под которыми следует понимать нападение вооруженных преступников или неожиданная встреча с преступником, действия против превосходящих по численности правонарушителей и т.п.

В этой связи следует поддержать мнение отдельных исследователей о том, что «целесообразно подвергать статистическому анализу только те данные, которые получены из официальных документов» [1, с. 67] в нашем случае – из рапортов сотрудников ОВД о применении боевых приемов борьбы (ударов), как разновидности физической силы.

Следует также отметить, что первым идею изучения практики применения приемов предложил и реализовал В.А. Спиродонов, который организовал работу правоохранительных органов в начале ХХ века таким образом, что «Сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли анкеты, в которых указывали, каким приемом он был задержан» [5, c. 32].

Таким образом, системное изучение практики применения и использования боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД должно быть, организовано на постоянной основе, т.к. результаты подобных исследований будут востребованы как в территориальных органах ОВД, так и в образовательных организациях системы МВД России, что позволит достоверно говорить об имеющихся недостатках в физической подготовке сотрудников ОВД.

Кроме того, использование результатов мониторинга боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД позволит поставить на новый уровень качество физической подготовки сотрудников ОВД (полиции) и приведет к дальнейшему повышению профессиональной квалификации должностных лиц призванных обеспечивать правопорядок в нашей стране.


Список литературы

  1. Бекетов, О.И., Астафьев, Н.В. Совершенствование организационных форм изучения физических условий и правовых оснований применения и использования сотрудниками органов внутренних дел табельного оружия // Полицейское право № 3 (7) 2006. С. 67.
  2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. 552 с.
  3. Об утверждении форм статистической отчетности: приказ МВД России от 31.07.2012 № 747.
  4. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ. – М. Проспект, 2017.
  5. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Учебник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов. – М.: ДГСК МВД России, 2016 г.
  6. Филиппович, В.А. Педагогические аспекты психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в образовательных организациях МВД России / В.А. Филиппович // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. ХХI международная научно-практическая конференция (5-6 апреля 2018 г.) ч. 2. отв. ред. Н.Н. Цуканов. Красноярск СибЮИ МВД России. С. 220.