УДК 377.5/621.3

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№13,

Педагогические науки

Хуснуллина Анжела Айдаровна


Ключевые слова: СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ЭЛЕКТРОТЕХНИКА; ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ; ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ; SPECIALIZED EDUCATION; ELECTRICAL ENGINEERING; ELECTRIC MOTORS; DEMONSTRATION EXPERIMENT.


Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности изучения темы «Электродвигатели» в учреждениях среднего специального образования. Показано, что изучение основных понятий и законов темы «Электродвигатели» в системе среднего специального образования должно непременно происходить на базе демонстрационного эксперимента.

Физика – это фундамент естественнонаучного знания о природе во всем ее многообразии явлений. Особенности изучения физики в современной науке характерно отличаются от изучения физики в прошлые века. Существенно расширились разделы и объекты физических исследований. Неотъемлемо частью стало развитие изучения космических явлений (астрофизика), явлений живого мира и свойств живых объектов, а также информационных систем (лазерная техника как основа ЭВМ). Физика стала не только теоретической основой современной техники, но и ее неотъемлемой составной частью.

В учреждениях среднего специального образования (СПО) физика должна изучаться как дисциплина, выполняющая не только познавательную роль, но также развивающую и воспитательную функцию. Основной упор в обучении в средних профессиональных учреждениях делается на трудовую подготовку, которая включает способность гибкой мобильности, развитие качеств и навыков, необходимых для студентов СПО, чтобы приспособиться к преобразованиям, которые связаны с переходом из школы на следующую ступень обучения, а именно способности решать проблемы и принимать решения.

Особенности изучение темы «Электрические двигатели» в программе среднего профессионального образования заключаются в том, что содержание учебной программы включает школьный объем знаний с некоторыми поправками и изменениями, а также с закреплением новых получаемых знаний. В СПО тема «Электродвигатели» изучается в рамках раздела «Электротехника и электроника». Основная цель изучения данной темы состоит в изучении устройства и принципа работы электродвигателей. Для достижения этой цели при изучении темы «Электрические двигатели», входящей в раздел «Электротехника и электроника» необходимо выполнение следующих задач:
— повышение уровня знаний об устройстве и принципах работы электродвигателей;
— развитие умений и применение имеющихся знаний в области электродвигателей в техническом производстве;
— произведение анализа проделанной работы;
— содействие развитию необходимых личностных качеств обучающихся;
— формирование практических электротехнических навыков у учащихся СПО, а именно в области сборки электродвигателей, их ремонта, обслуживания и эксплуатации.

Цели изучения данного раздела непосредственно связаны с целями и задачами технологической подготовки, которая является главной частью обучения в СПО.

Образовательный процесс в СПО осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и рабочей учебной программой для каждой отдельной специальности, которые разрабатываются учебно-методическим управлением на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Рабочая программа дисциплины – это документ, являющийся частью программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей среднего профессионального образования или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессий СПО. Рабочая программа дисциплины разработана с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната [1, 2].

Необходимо за пройденное время, которое отводиться на изучение электротехнического раздела трудового обучения в СПО, сформировать у учащихся устойчивые навыки по пройденным темам.

Главной особенностью изучения темы «Электродвигатели», да и других тем в целом, в программе СПО это то, что большое количество часов отводиться на практическую деятельность студентов [3]. Теоретических информационных сведений по теме «Электродвигатели» в разделе «Электротехника и электроника» занимают примерно 35% учебных занятий в целом, когда остальные 65% учебных занятий занимает практическая деятельность. В практические занятия так же входит контрольно-оценочная проверка знаний учащихся, дополнительные творческие работы и другие [4-6]. Дополнительные творческие работы на тему «Электродвигатели» представляют собой различные доклады, рефераты, проекты, научно-исследовательские работы, презентации, статьи. Творческие работы должны быть разнообразны по своей тематике, так как тема «Электродвигатели» очень обширна по своей структуре. Все возможные творческие задания, которые выполняют студенты, способствуют прочному закреплению знаний по этой тематике.

В обучении среднего профессионального образования основной упор делается на трудовую подготовленность студентов, так как профессиональные учреждения непосредственно направлены на подготовку квалифицированных рабочих. Главная особенность обучения в СПО состоит в том, что используется два вида деятельности: интеллектуальная (умственная) и моторная (ремесленная), так как система СПО изначально ориентирована на обучение практическим навыкам профессии. Чтобы достичь максимальной продуктивной работы от студента, преподаватель использует различные средства обучения, число которых на современном этапе достаточно велико.

Неотъемлемой частью стало использование различных информационных технологий, которые помогают реализовать многие известные принципы обучения (особенно принципов наглядности, связи теории с практикой и др.) [7-9]. Так, например, благодаря росту значимости компьютерных технологий любую модель электродвигателя можно представить в разрезе, и сформировать четкое представление об устройстве электрических двигателей. Электротехнические навыки представляют сборку определенных схем и их последующий анализ, который носит преимущественно интеллектуальную направленность, и данная часть навыка может быть сформирована не только с использованием материальных, но и материализованных ресурсов, что предоставляет возможность значительно увеличить число упражнений.

Введение основных понятий темы «Электродвигатели» должно непременно происходить на базе демонстрационного эксперимента, который в полной мере может быть поставлен на типовом оборудовании физического кабинета в СПО.

Таким образом, изучение основных понятий и законов темы «Электродвигатели» в системе СПО должно непременно происходить на базе демонстрационного эксперимента, который в полной мере может быть поставлен на типовом оборудовании физического кабинета.


Список литературы

  1. Цапенко В.Н., Филимонова О.В. Методика преподавания электротехнических дисциплин. Учебное пособие. – Самара: СМГТУ, 2009. – 140 с.
  2. Веников В.А., Путягин Е.В. Введение в специальность. Электроэнергетика. – М.: Высшая школа, 2013. – 344 с.
  3. Самедов М.Н., Шибанов В.М., Шурыгин В.Ю. Общая электротехника и электроника / Учебное пособие для бакалавров. Елабуга: изд-во ЕИ КФУ, 2015. – 112 с.
  4. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. – 2015. – V.12, № 3. – Р. 2711-2722.
  5. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Реализация принципа последовательности и преемственности в работе с одаренными детьми // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 358-362.
  6. Шурыгина И.В., Фунт И.П. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Вопросы педагогики. – 2017. – № 8. – С. 79-81.
  7. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. –2015. – № 8. – С. 125-139.
  8. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психоло¬гия. – 2016. – Т. 5, № 4 (17). – С. 289-293.
  9. Тимербаев Р.М., Шурыгин В.Ю. Активизация процесса саморазвития студентов при изучении курса «Теоретическая механика» на основе использования LMS Moodle // Образование и саморазвитие. – 2014. – №4 (42). – С. 146-151.