УДК 37.013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ ШКОЛ

№13,

Педагогические науки

Зиатдинова Регина Радиковна


Ключевые слова: КАДЕТСКАЯ ШКОЛА; СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; СЕТЬ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; CADET SCHOOL; NETWORK INTERACTION; NETWORK; EDUCATIONAL SYSTEM.


Аннотация: В статье рассматривается организация сетевого взаимодействия кадетских школ как фактор инновационного развития учреждений данного сегмента образовательной системы Российской Федерации.

В современном мире, в котором одни технологии быстро сменяют другие, инновации стали инструментом достижения конкурентных преимуществ, стабильного развития и прогресса. Данная тенденция касается всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и образовательной системы. Сегодня любым хозяйствующим субъектам, включая образовательные учреждения, необходимо стремиться к достижению определенного уровня гибкости, который позволит адаптироваться к изменяющимся требованиям внешней среды с помощью использования инновационных технологий. В данной статье будет обоснована целесообразность сетевого взаимодействия таких звеньев российской образовательной системы как кадетские школы. Кадетские школы — это средние общеобразовательные учреждения, имеющие своими целями как общеобразовательное, так и начальное военно-профессиональное обучение. Дети в кадетских школах наряду с общими предметами изучают предметы военной подготовки. Актуальность развития данного сегмента среднего образования обусловлена тем большим значением, которое придается сегодня военно-патриотическому воспитанию молодежи в Российской Федерации.

Сетевая теория вошла в науку как новая концепция и стала предметом широких научных дискуссий. В то же время остаются не до конца изученными и обоснованными вопрос интерпретации сетевой теории в системе современного образования, тем более таких специализированных учреждений, которыми являются кадетские школы, что также актуализирует исследования этого направления. В условиях глобализации все большее значение приобретают процессы распространения, распространения и использования сетевых форм организации образовательного процесса, поскольку современная образовательная деятельность выходит за традиционные границы и становится потребностью в течение жизни. Стремительное вхождение теории сетевого взаимодействия в отрасль образования связано с необходимостью повышения качества образования.

В педагогических источниках теория сетевого взаимодействия рассматривается в сочетании с такими категориями как гибкость, динамизм, сотрудничество, кооперация, партнерство и тому подобное. Другой аспект исследования сетевой теории в образовательной системе связан с изучением влияния уровня связей сетевых структур, выявлением совокупности их свойств и показателей результативности, которые проявляются в результате организации и выполнения совместных действий.

Зарождение академического интереса к межорганизационным формам сотрудничества возникло в 1960-е годы после появления первых транснациональных компаний и развития международной кооперации.

Сеть, по определению зарубежных исследователей, — это набор взаимоотношений между индивидами, группами или организациями, которые устанавливаются между отдельными членами или между административными органами. [4]

Среди основных признаков сетевого взаимодействия субъектов образовательной системы исследователи выделяют следующие: [3]
— наличие участников (субъектов) сети;
— общие цели в сфере деятельности;
— добровольность связей;
— согласованность распределения ресурсов между участниками сети;
— заинтересованность и удовлетворение интересов участников сетей;
— наличие коллегиальных органов управления и независимость партнеров, что свидетельствует о наличии горизонтальных связей.

Толкования сущности понятия «сеть» связано с необходимостью обоснования уровней завязок, которые сказываются на результативности достижения цели как ожидаемого результата совместной деятельности.

Сетевая структура, как новая реальность, представленная не только субъектами деятельности, но и «пространством потоков», которые используются участниками образовательного процесса с помощью налаженных взаимосвязей между ними.

По своим характеристикам образовательная сеть является динамичной, способной к адаптации и имеет ряд преимуществ перед иерархическими образовательными системами. [5] В то же время в сетевой структуре возникают определенные противоречия, требующие координации действий участников сети, распределения функций и ресурсов, согласованности управленческих структур, в том числе с теми элементами, которые выходят за пределы образовательного округа. Сетевое взаимодействие как система завязок между субъектами сети способна влиять на качество образовательного процесса, улучшать условия его осуществления, обеспечивать рост интеллектуального потенциала участников взаимодействия, расширять образовательное пространство для получения профильного образования. В этом перечне важное значение придается процессам логистики, росту контактов и обогащению потоков информации, которые способствуют концентрации субъекта на личностных, индивидуально значимых образовательных потребностях. [2]

Нормативную основу сетевого взаимодействия в системе образования определяет Федеральный Закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). [1] Здесь сетевая форма взаимодействия рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как выстраивание отношений образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными, суть деятельности которых состоит в использовании ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

Что касается кадетских учреждений, сегодня в России существуют: кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Проведенный анализ показывает, что они отличаются друг от друга по следующим параметрам:
а) по ведомственной принадлежности (кадетские корпуса Минобороны России, МВД России, ФПС России, ФСЖВ России, других ведомств готовят юношей для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; кадетские школы, кадетские школы-интернаты системы Минобразования России создают основы для подготовки начальной военной подготовки не совершеннолетних);
б) по организационно-правовой форме (государственные, муниципальные и др.);
в) по источникам финансирования (кадетские корпуса военных ведомств полностью финансируются государством; кадетские школы, кадетские школы-интернаты – из бюджета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также средств родителей). [6]

Тем не менее, воспитательная система в кадетских учреждениях основывается на одних и тех же принципах и представляет собой комплекс мер, в основе построения которых лежит принцип общепризнанных морально личностных потребностей: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности. [6]

Ответим на вопрос, каким должно быть сетевое взаимодействие кадетских школ, и чем вызвана необходимость активизации данного (инновационного для отечественной практики) процесса.

Прежде всего, это повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса. Желаемый результат в данном направлении может быть достигнут путем формирования единого информационного пространства в сфере кадетского образования учащихся, организации совместных учений в форме соревнований. Наиболее тесным в данном случае будет региональное взаимодействие, однако не исключается проведение масштабных общегосударственных мероприятий с участием учеников-кадетов.

Во-вторых, повышение профессионализма педагогического состава, которое является следствием прохождения педагогами курсов повышения квалификации, обмена опытом как в официальной, так и неофициальной форме, что должно способствовать накоплению и распространению инновационных педагогических методик кадетского образования. Следует отметить значение интернет технологий в реализации перечисленных задач. Создание виртуального информационного пространства с применением сетевых и облачных технологий значительно облегчит процесс обмена знаниями и информацией. Профессиональные форумы представляют ценность не только как инструмент обмена знаниями, но и как способ их накопления.

И, наконец, необходимо отметить организационную и экономическую целесообразность сетевого взаимодействия кадетских школ. В этом разрезе немаловажным является формирование нормативной, методической и материально- технической базы в области кадетского образования (рис.1).


Рисунок 1 – Основные направления сетевого взаимодействия кадетских школ

Результатом продвижения сетевого взаимодействия кадетских школ по трем перечисленным направлением должно стать получение синергетического эффекта, повышение квалификации педагогов и эффективности образовательно-воспитательного процесса. Кроме того, такого рода практика будет способствовать постепенному и последовательному преобразованию российской образовательной системы в соответствии со стандартами развитых стран, в сфере образования которых широко внедряются инновационные технологии.


Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 19.02.2018г.) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Голубицкий А.В. Сетевое взаимодействие в системе общего образования в формате требований ФГОС // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. — №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-v-sisteme-obschego-obrazovaniya-v-formate-trebovaniy-fgos (дата обращения: 30.05.2018).
  3. Казанникова А.В., Старовойтова Е.Н., Буйнова Е.В. Сетевое взаимодействие как условие инновационного развития образовательного учреждения (на примере проекта «Вслух о семье») // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  4. Лобок А.М. Сетевой механизм развития культуры как ключ к сетево- му развитию образования // Народное образование. 2014. № 5. С. 9–17.
  5. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2016. — Том 4.- №6 URL:http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf
  6. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение// Вестник ОГУ, 2011. — №11 URL: http://vestnik.osu.ru/2011_11/43.pdf