УДК 34

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ В ОКАЗАНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР И КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ

№13,

Юридические науки

Тутатчикова Анастасия Михайловна


Научный руководитель: Тышта Е.В., кандидат политических наук, доцент кафедры истории и политологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.


Ключевые слова: ПРАВОСОЗНАНИЕ; ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; LEGAL AWARENESS; LEGAL EDUCATION; PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MINORS.


Аннотация: В статье рассматривается необходимость изучения процессов правосознания и психофизиологических особенностей несовершеннолетних, роль правового воспитания в системе комплексно-профилактических мер работы с несовершеннолетними.

Сегодня дает опасный звонок ситуация с такими явлениями как детская безнадзорность, преступность и наркомания. Нарастает факт роста преступности, противоправных действий, несоблюдения норм законов, аддиктивного поведения в молодежной среде. Недопустимым остается тот факт, когда совсем молодые люди оскверняют память, хранимую нашей страной долгими годами, подкуривают сигарету или занимаются приготовлением блюд на Вечном огне монумента в память о погибших в Великой Отечественной войне. Аналогичной случай вандализма бы зафиксирован в одном из регионов, когда две малолетние школьницы сплясали у Вечного огня, а юноши затушили символ памяти снегом. Своим поведением несовершеннолетние подростки показывают равнодушие к нормам и законам, с агрессией и жестокостью совершая противоправные действия в отношении своих сверстников. Страшно и неодобряемо человеческое безрассудство к нормам человеческой морали, непримирим факт безнравственности в человеческой среде. При этом часто подростки не могут объяснить свое поведение, не могут понять ответственность за содеянное, сформулировать ряд правил и норм морали. Становится необходимым изучение особенностей формирования и факторов, влияющих на правовое сознание данной категории населения. По мнению ученых С. Г. Еремеева, В.С. Бредневой, Н.В. Дворянчикова, И.А. Савкиной и др., данная проблема носит не только научно-теоретический, но и практический характер и требует изучения в научных исследованиях.

К сожалению, в настоящее время глубоко недооценивается роль правового воспитания. Что впоследствии приводит к сокращению научных разработок в данной области, правового компонента в образовательных программах, к массовой невоспитанности и юридической безграмотности.

Актуальные исследования педагогов и специалистов указывают на нарастание агрессии у подростков, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стремление проявить себя в асоциальных поступках, также наблюдается тенденция отторжения детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых российским обществом сегодня, это — потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизация нации.

В свою очередь сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение несовершеннолетних. [11, C. 28]

Категорией несовершеннолетних принято считать лиц, не достигших возраста, с которым Закон связывает наступление дееспособности. По Законодательству Российской Федерации несовершеннолетние лица — лица, не достигшие 18 лет. Законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. Закон предусматривает ряд мер, охраняющих трудовые, гражданские, алиментные и другие права несовершеннолетних. В уголовном процессе установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающих наиболее тщательное их расследование и рассмотрение.

Возникающие в процессе жизнедеятельности человека отступления от норм права, выражающиеся в совершении преступлений или правонарушений должны рассматриваться не только с юридической точки зрения. Для того чтобы вернуть человека к нормальному существованию в обществе, необходимо и с психологической точки зрения изучить, какие нарушения правосознания у него существуют, какие пробелы в его формировании были допущены, чтобы в процессе исправления компенсировать эти недостатки и реадаптировать личность к нормальной жизни в обществе.

Правосознание является формой общественного сознания и характеризуется тем, что:

— носителем правосознания является человек или общность людей;
— она отражает государственно-правовые явления;
— выражается посредством идей, эмоций, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
— носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
— тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным) и т. д.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. [6, С. 179 – 180]

Правосознание несовершеннолетних имеет ряд специфических черт, при изучении которых необходимо учитывать физиологические и психологические особенности несовершеннолетних подростков. Рассматриваемый подростковый возраст резко отличается от всех других этапов жизни человека.

С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется серьезными физическими изменениями, связанными с интенсивным развитием желез внутренней секреции (гипофиза, половых желез, щитовидной, поджелудочной и др.) Изменяется моторика, вследствие чего подросток совершает множество неоправданных движений, сопровождающихся значительной затратой энергии, приводящей к быстрой утомляемости. В этом периоде серьезные изменения происходят в центральной нервной системе. Количественно (по объему и весу) головной мозг подростка почти не отличается от мозга взрослого человека. Происходят значительные качественные изменения: формируются лобные, височные и теменные зоны больших полушарий мозга, кора мозга приобретает микроструктуру, свойственную взрослому человеку. Нервные центры в подростковом возрасте функционируют с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, что находит проявление в повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости настроения, импульсивности, неуравновешенности. Важнейшим биологическим процессом рассматриваемого возрастного периода является половое созревание, подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Информация сексуального характера становится для подростка чрезвычайно привлекательной и актуальной. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности.

Гормональный взрыв, способствующий выбросу энергии, в 12 раз превышающий потребности организма, часто выбивает подростков из устоявшейся жизненной колеи, приводит к правонарушениям.

Интеллектуальное развитие подростка 13-15 лет отличается переходом от конкретных форм мышления к абстрактным, повышением способности критического мышления и запоминания, наблюдательностью все менее фрагментарной и более целостной, и, как следствие, интенсивным развитием памяти.

Старший подростковый возраст – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Также для подросткового возраста характерно развитие личности через изменение структур самосознания, находящихся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной (образ Я). [9, C. 153]

Л.И. Божович отмечала, что в моральной сфере подростков возникают следующие две особенности: а) вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и взаимоотношений между людьми, привлекают их пристальное внимание; б) у подростков начинают складываться устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения и оценки. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки той или иной подростковой группы, возникающие под влиянием собственного (нередко искаженного опыта) не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто следуют моральным нормам, принятым в их среде, а не морали взрослых. [5, С. 13-16]

Многие несовершеннолетние не приучены сопоставлять свое поведение (планируемое или реализованное) с законом и мыслить правовыми категориями. Они преимущественно оперируют оценками «плохо», «хорошо», что бывает явно недостаточным. «Плохо – это может быть и просто аморально, а может быть одновременно и противоправно со всеми вытекающими отсюда последствиями. Некоторые несовершеннолетние реально себе не представляют социальную роль закона, его значимость как регулятора общественных отношений, рассматривая право преимущественно как систему формальных запретов. По мнению подрастающего поколения, законы существуют только для борьбы с преступлениями и в основном сводятся к перечню того, что запрещается и к изложению мер наказания.

Что касается правовой осведомленности, то в основном у подростков преобладают знания уголовного закона, хотя и они носят фрагментарный характер. Многие неправильно себе представляют содержание важных уголовно-правовых положений. Так, при опросах подростков выяснялось, что они значительно занижали размер правовой ответственности, необоснованно сужали круг деяний, влекущих уголовное наказание, не знали об ответственности за укрывательство, соучастие и др.

Для подростков характерна сильная переоценка роли мотива поведения и недооценка объективной общественной опасности содеянного, тяжести наступивших последствий, в связи с этим очень важно учить подростков давать правильную оценку объективной опасности содеянного.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и достаточно глубокая деформация их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Эти деформации проявляются как в выборе перспективных и текущих целей, так и в выборе средств достижения целей. Понятие товарищества, долга, совести и т.п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых ценностей. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта в группе, сиюминутных удовольствий, потребительства. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески облагораживать их мотивы, искажать оценку поведения потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания или предельного смягчения собственной ответственности.

Правосознание подростков сильно зависит от правосознания их родителей, ровесников, широко распространённого общественного мнения по вопросам права. Поэтому изменение неверных правовых взглядов и убеждений несовершеннолетних может быть эффективным только за счет одновременного воздействия на взгляды, убеждения их родных и близких. [3, C. 29]

Учащиеся должны осознать, понимать и принимать те цели образования, которые перед ними ставят родители и педагоги. Факторами, влияющими на выбор таких целей, выступают политика и идеология государства, каким бы демократичным оно не было и потребности права. Если же школьники не осознают задачи воспитания, которые перед ними ставят, у них слабо сформировано правосознание и правовая культура, это может привести к совершению правонарушений. Несовершеннолетние нуждаются в специальном воздействии, которое должно помочь им осознать аморальность и противоправность своих неверных взглядов и взглядов близких, понять, почему такие взгляды неприемлемы, убедить в справедливости и необходимости правовых норм. Как правило, наибольшей концентрации взгляды достигают в семьях несовершеннолетних правонарушителей и в кругу тех друзей, с которыми они преимущественно проводят свободное время.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями должна заключаться также в выявлении источников отрицательных влияний на них. А также предполагать целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Правовое образование должно охватывать все возрастные группы. Необходимо активизировать его, сделать особенно эффективным для учащихся 5 – 9 классов. Большую роль для подростков играет развитие эмоционального интеллекта, интерес будут вызывать те занятия и задания, которые задевают чувства, близкие им. Необходимо обеспечить первичную правовую грамотность для старшего подросткового возраста, так как с 14 лет дети вступают в период дееспособности, могут привлекаться к юридической ответственности.

На занятиях по праву необходимо серьезно, с использованием текстов статей законов, вести разговор о возрастании ответственности за свое поведение, о важности и умении несовершеннолетних детей совершать мыслительные опережающие действия о негативных последствиях своих поступков, о необходимости применения к подросткам таких мер ограничения свободы, как:

— помещения в спецшколы с 11 лет;
— привлечения за противоправные действия к административной и уголовной ответственности с применением ареста (с 16 лет), исправительных работ, штрафа, лишения свободы (до 10 лет).

Таким образом, подростки должны быть заблаговременно проинформированы о применении к ним принуждения и ограничения их свобод в случаях нарушения ими прав и свобод окружающих.

Процесс перевоспитания несовершеннолетних, совершивших преступление, должен быть выстроен также и индивидуально, с учетом именно особенностей конкретной личности, его внутренних психологических структур.

Необходимо учитывать, что формирование правосознания — это процесс комплексный, в котором изменению должны подлежать как личностные конструкты, так и условия, в которых функционирует личность. Так как, в подростковом возрасте продолжается процесс формирования правового сознания, а также учитывая, что стержневой особенностью личности подростков выступает чувство взрослости, высокая сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей и рефлексия на себя и сверстника, оказывается важной необходимость своевременной коррекции правового сознания несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и формирования позитивного правового сознания.

Всем субъектам воспитания нужно обеспечить целенаправленное повышение уровня правовой культуры и правосознания подрастающего поколения, это будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.


Список литературы

  1. Аграновская Е.В. Академия НАУК СССР «Правовая культура и обеспечение прав личности». Ответственный редактор Е.В. Лукашева Москва «Наука» 1988 г. – 145 с.
  2. Долгова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних (Пособие для слушателей). М., «Знание» 1997. – 96 с.
  3. Долгова А.М. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. М., 1972. – 117 с.
  4. Ильин И.А. О сущности правосознания. /Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. – М.: «Радогь», 1993. – 235 с.
  5. Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие. – М.: Издательство «Щит – М», 2004. – 270 с.
  6. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма, 2009. – 384 с.
  7. Малюшина Ю.А. Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей. // Актуальные проблемы российского права. — М.: Изд-во МГЮА, 2010, № 2 (15). — С. 234-243.
  8. Нерсесянц В.С., Муромцеы Г.И., Мальцев Г.И., Лукашева Е.В., Варламова Н.В., Лапаева В.В., Соколова Н.С. Право и культура: Монография. – М.: издательство РУДН, 2002. – 423 с.
  9. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
  10. Теория государства и права: учебник / кол.авт.; отв.ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. – 400 с.
  11. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.