СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
№1,
Юридические науки
Ситников Евгений Сергеевич
Ключевые слова: СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА; ПОДСИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА; THE STRUCTURE OF THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY; THE SUBSYSTEM OF THE POLITICAL SYSTEM OF A SOCIETY.
Политическая система является чрезвычайно сложным явлением. Её структура основывается на организациях, объединениях, имеющих прямую или косвенную связь с осуществлением политики и политической деятельности. Структура политической системы определяется исходя либо из системного, либо из структурно-функционального подхода. [1, с. 19-20]
Толчок для развития системного подхода дал Дэвид Истон, чётко обусловивший границы политической системы, а также применивший понятие «входа» и «выхода». На «входе» он выделяет два главных элемента: требования и поддержку, на «выходе» — решение и действия.
Структурно-функциональный подход даёт, по-видимому, несколько больший простор для структуры политической системы общества. В научной литературе имеются разнообразные суждения авторов, но критерии у них всех практически одинаковы и охватывают по большому счету одни и те же элементы. Составными элементами называются диалектические стороны, а политическая система выступает как диалектическое единство этих сторон.
Отдельные авторы считают, что политическая система состоит из подсистем или так называемых элементов. Попытаемся передать структуру политической системы общества в некотором обобщенном виде. Учитывая то, что любая составляющая часть политической системы вполне может представлять собой некоторую совокупность достаточно сложных взаимоотношений своих элементов [2, с. 27], наиболее приемлемым действием, на наш взгляд, является обозначение составных элементов политической системы как подсистем.
Как представляется, политическая система общества состоит из следующих подсистем:
1. Институциональная – включает в себя государство и политические партии, организации с социально-экономической направленностью и иные объединения, а также их внутренние взаимоотношения, которые во всей совокупности образуют политическую организацию общества. В данной подсистеме центральное место отведено государству.
2. Регулятивная (нормативная) — включает в себя право и политические нормы, традиции, некоторые нормы морали, определящие и регулирующие политическую жизнь общества.
3. Функциональная — включает методы и способы осуществления политической деятельности, которые составляют основу политического режима, другими словами, совокупность методов и способов осуществления власти.
4. Идеологическая — включает в себя политическое сознание, прежде всего это властвующая в данном обществе идеология, совокупность всевозможных по своему содержанию политических точек зрения, идей и представлений, а также чувств участников политической жизни общества.
Доктор философских наук А.И. Демидов замечает, что организационные связи в политической сфере наделены следующими характерными чертами:
1. всеобщая цель для всех участников объединения;
2. иерархичность структуры взаимоотношений внутри объединения;
3. чёткая разграниченность норм для руководителей и руководимых. [3, с. 64]
В структуру политической системы также включают и политические движения, которые, как правило, характеризуются отсутствием жесткой централизованной организации, в них нет регистрированного членства, программы и доктрины заменяются целью или системой политических целей.
Зачастую в структуру политической системы включают такие объединения, которые к политическим, строго говоря, отнести невозможно, поскольку в их деятельности выражены не политические интересы, а лишь только экономические или иные интересы, не связанные с политикой. К таким организациям относятся профсоюзы и иные организации кооперативного плана. Как известно, профсоюзы организовываются для защиты интересов лишь только своих членов относительно вопросов, связанных с трудовыми отношениями. Вместе с тем профсоюзы обладают широкими возможностями для влияния на деятельность государства. К примеру, профсоюзы принимают участие в разработке проектов государственных программ занятости, обладают правом на участие в решении вопросов, которые связаны с проведением забастовок, и др.
Однако имеются и некоторые дискуссионные моменты в вопросе причисления отдельных общественных образований к структуре политической системы. К примеру, достаточно спорным является вопрос отнесения церкви к составным элементам политической системы. Очевидно, что в обществе, где присутствует государственная религия, церковь обладает правом участия в политической жизни государства. Что касается государства с отделённой от него церковью (светского государства), то в таком государстве религиозные объединения не имеют никакого отношения к компонентам политической системы, несмотря на то, что в жизни общества церковь может играть достаточно активную роль, к примеру, заниматься благотворительностью и воспитанием населения.
Некоторые исследователи к элементам политической системы общества относят средства массовой информации (СМИ). СМИ во многом оказывают поддержку относительно формирования государственной политики, они участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений. На выборах они активно участвуют в обеспечении успеха той или иной партии, в деятельности государственных органов формируют имидж того или иного политического деятеля. Однако они достаточно разрозненны и часто меняют политическую направленность. С учетом сказанного нельзя однозначно отнести СМИ к главным элементам политической системы общества. В крайнем случае СМИ можно признавать в качестве инструмента для реализации деятельности важнейших структурных элементов политической системы. [4, с. 40]
Также стоит отметить, что политическая система разделяется на подсистемы трех уровней власти и политических отношений:
1. мегауровень — высший или верхний;
2. мезоуровень — средний или промежуточный;
3. микроуровень – нижний или массовый.
Они затем делятся на параллельные, как правило, конкурирующие между собой структуры, находящиеся на тех же уровнях: признанные законными и теневые.
Изучение элементов и уровней политической системы общества позволяет оказывать влияние на формирование государственной политики в разных сферах, имиджа руководителей и способствует обеспечению стабильности (или, напротив, дестабилизации) общества.
Список литературы
- Курьянов, М. А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / М. А. Курьянов, М. Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 80 с.
- Сырых, В. М. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В. М. Сырых. — М.: Эксмо, 2008. — 528 с.
- Матузов, Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М., 2001. — 776 с.
- Лазарев, В. В. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.