УДК 338

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№13,

Экономические науки

Ледовских Виктория Андреевна


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ; ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА; РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ; ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА; ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; ИМИТАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ; ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ; СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ, ФРАНШИЗА; RISK MANAGEMENT; RISK MANAGEMENT TOOLS; STATE ORGANIZATION; PROJECT DEVELOPMENT; RISK MANAGEMENT; EXPERT EVALUATION; ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING; STATISTICAL ANALYSIS; SIMULATION ANALYSIS; ORGANIZATIONAL CHANGES; INSURANCE SYSTEM, FRANCHISE.


Аннотация: Целью данной статьи является описание разработки проекта по совершенствованию системы управления рисками для государственной организации на основе страхования с помощью методов экспертной оценки, статистического анализа данных и экономико-математического моделирования на примере автохозяйства.

Деятельность любого предприятия, в том числе государственного, связана с различными рисками, имеющими свои особенности, различную вероятность наступления, величину и размер возможного убытка.

В процессе создания проекта необходимо использовать совокупность методов статистического анализа данных и экономико-математическое моделирование на основе баз данных организации при помощи построения имитационной модели и оптимизации параметров страхования. Построенная имитационная модель позволит выбрать наиболее эффективный способ страхования с учетом риска аварийности транспортных средств организации, что приведет к сокращению денежных затрат государства. [1, с. 180]

При проведении статистического анализа были получены следующие данные:
• Ежегодное количество текущего автотранспорта в организации, количество списанных и полученных новых транспортных средств за 2014-2017 гг. Согласно статистике среднее ежегодное количество транспортных средств в организации составляет 8646 штук.
• Перечень автотранспорта, подлежавшего обязательному страхованию по бюджету РФ (автомобили, мотоциклы, автобусы, грузовики, прицепы).
• Ежегодный размер стоимости страхового полиса автотранспорта (по системе КАСКО) в зависимости от их технических характеристик за 2014-2017 гг.
• Ежегодный размер стоимости страхового полиса автотранспорта (по системе КАСКО с учетом использования франшизы) в зависимости от их технических характеристик за 2014-2017 гг.

С помощью экспертной оценки специалистов страховой компании АО «СОГАЗ» и на основе исследований была выявлена обратная зависимость стоимости страховых полисов от размера франшизы: с ростом франшизы уменьшается стоимость страховки.

Исходя из полученных данных статистического анализа, можно сделать вывод, что для улучшения системы страхования автохозяйства необходимо комбинировать методы страхования и самострахования, что позволит снизить стоимость страховой защиты и передать часть рисков страховой компании. [2, с. 47] Организации будет выгодно перейти к договору с франшизой, размер которой можно выбрать самостоятельно, отталкиваясь от сформированного фонда и стоимости страховых полисов. С помощью имитационной модели был определен оптимальный размер франшизы в размере 90 000 руб.

После проведения анализа было выявлено, что текущая система страхования неэффективна. Для определения оптимальных условий страхования была построена модель, позволяющая генерировать случайное количество аварий, оценивать единичный и совокупный ущерб, причинный автотранспорту. С помощью модели была рассчитана оптимальная величина франшизы (для полиса КАСКО) при минимизации стоимости рисков, совокупная стоимость страховых полисов в зависимости от размера франшизы и необходимый размер фонда, необходимый для возмещения ущербов, не превышающих размер данной франшизы. [4, с. 47] Значение экономического эффекта перехода автохозяйства с обычного полиса КАСКО на КАСКО с использованием оптимальной франшизы составит 29 795 322 рублей за год. Экономия от перехода на новую систему страхования для организации составит 41%. Совокупная стоимость страховых полисов за последние 4 года составила 385 225 972 рублей. При использовании франшизы 90 000 рублей Учреждение смогло бы сэкономить примерно за этот период времени 158 000 000 руб. Разработанная система страхования для автохозяйства теоретически является эффективной, однако данная система для организации, финансируемой за счет государственного бюджета, является трудно внедряемой.[3, с. 47]

Результатом дальнейшей работы может стать разработка проекта-рекомендации, где необходимо будет провести ряд организационных изменений: разработку внутренне-нормативных и методических рекомендаций, распределение ролей и обязанностей в организации, предложения по информационно техническому обеспечению, обучение персонала.


Список литературы

  1. Бараненко, С.П. Управление проектами: Учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко. — М.: АП Наука и образование, — 2014. — 244 c.
  2. Казакова Н. А. Управленческий анализ. Комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности; Инфра-М, — 2013. — 272 c.
  3. Ледовских В.А. Управление рисками на основе страхования: выпускная квалификационная работа. – М., — 2016. — 54 с.
  4. Лычкина Н. Н. Имитационное моделирование экономических процессов; Инфра-М, — 2012. — 256 c.