УДК 294.5

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИНДУИЗМЕ

№13,

Философские науки

Бабочкина Яна Олеговна


Ключевые слова: АПСАР; ТАНТРИ-МАНТРА; ПУНАРБХУ; ДХАРМА; АРТХА-ШАСТРЕ; APSAR; TANTRI MANTRA; PUNARBHU; DHARMA; ARTHA-SASTRA.


Аннотация: Положение женщины в обществе является одним из основных вопросов. Женщина и религия тесно взаимосвязаны. В данной статье рассматривается двойственность её положения в традиционном социальном обществе.

Положение женщин в индуизме — является важной проблемой нашего современного мира. Их роль рассматривают с одной стороны как благоприятное, с одной стороны как ужасное. Женский пол в индуизме обосновывается разного рода сакральных догматов, которые имеют высокий статус и свою тему. Основные положения заложены в писании «Рамаяна» и «Махабхара». В них заложены ущемления в правах женского пола, и рисует её идеал. Именно в индуистской религии женщины обязаны сохранять своё целомудрие и быть чистыми до замужества. [8, c.155]

Индийские философы разных эпох описывали образы женской нравственности. Они были найдены в религиозной литературе, в философских трактатах. Отдельные темы затронуты в таких научных работах Н.А. Конобы, М. Кокера, Б.Н.Луни, Б.Ч. Дегы, А.С. Ромона, М.Ф. Альбедиль, Г. Фертайна, Г. Ши-тенрона. [8, c.111]

Взаимоотношение женщины в индийской культуре взаимосвязано с эстетическим характером индуизма, и трудно воспринимаются с аспекта европейской культуры. Научные деятели не ставят цель анализа эстетического анализа, а интересует именно исторический контекст. [1, c.55]

«Камасутра» — это произведение о чувствах правильного наслаждения, которое фиксирует такую особенность, как безжалостное отношение к женщине и не может быть воспринят во внимание при постановке вопроса. В древних литературных произведениях содержатся сведения об обрядах плодородного культа, где служат упоминание о женщине — апсар – о девушках необыкновенной красоты, которые обогащали мужской пол и в конце приводили их к гибели. [2, c.150]

Полубогини — красавицы апсары, были невероятными профессионалами искусства танца и пения. Каждая имела имя и свою местность. Согласно легендам, апсар не имела брачного союза, так как не могла посвятить семье. Есть предположения, что они являлись символическими фигурами для проведения ритуала, так как на местности Индостана был распространён культ плодородия и божественного характера. [7, c.85]

В Индии, различают две категории женщин: те, что воспитаны в духе преданности и чистоты и те, кто обязаны заниматься проституцией. Их приглашают в богатые семьи для празднеств и событий, и она развлекала мужчин. Они никогда не были полноценными, по сравнению с замужними женщинами. [4, c.35]

В тантри-мантре, говорится, что женщина это высшая дхарма для мужского пола, она его рай. Если женщина довольна – то довольна вся вселенная. [5, c.75] Любовь жены даёт мужу непобедимость, а измена гнев богини Каталаммы. Если женщина ведёт праведный образ, то их семья благополучна. В Индии есть поговорка, что «если женщина не ценится, то боги там жить не будут ». И другая «женщине нельзя ходить в храм, так как бог у неё – это её муж». [7, c.85] Если понять суть этих высказываний, то можно понять что положение женского пола в индуизме на первый взгляд не такое ужасное, а есть своя прелесть и красота. [2, c.180]

Стоит отметить, что между бракующимися заключается брачный договор, где указана определённая денежный взнос за невесту, которая отдаётся её отцу с матерью и невесте. И муж не может к ним прикасаться. Однако «Ман-смирти» указывается, что вся денежная сумма женщины принадлежит и её мужу. Когда отец умирает, то не вышедшие замуж девочки получают часть наследства отца, а девушки замужем не имеют право рассчитывать на ничего, так как получили преданное. [6, c.105]

Стоит выделить, ещё один момент, что если муж бесплоден, или изменил, стал аскетом, ушел из общества, исчез, либо развод по обоюдному согласию, то женщина в праве снова выбрать себе мужа и выйти второй раз замуж. [6, c.125]

В индуистских традиционных семьях, вдовы обязаны носить белое сари и быть без украшений. Их участие на религиозных обрядах является страшным знаком. Права у вдов были ограничены, выделяется это в высоких кастах. Женский пол обязан был бриться на лысо, где должны ограничиться от повторного замужества, так как она носит признак неприятности для брака. [4, c.65]

Согласно данным на 2016 год, вдовы составляют 5 % населения Индии. Многим из них приходится жить в бедности и боязнь выходить замуж повторно.

Замужняя девушка, которая родила сыновей, пользуются уважением, в отличие от женщин, которые рожают девочек. Рождение женского пола – является определенным наказанием за грехи совершенные в семье. Существует так же практика омертвления девочек. В основном душили, либо не кормили, или убивали ядом. [3, c.118]

В законах так же говорится, что природа девушек – вредоносна, так как женщина может привести мужчину по неверному пути, поэтому многие мудрецы остерегаются женщин. Свидетелем на суде может быть только мужчина. С отшельницами – женского пола мужской пол не имеет право заводить разговор. [3, c.128]

Женский пол почитаем, украшены, благодаря её красоте мужской пол воспроизводит будущее потомство. Они имеют магическую силу. Та семья, где чтиться женский пол, благополучно расцветает под её воздействием. В детстве она должна быть под волей отца, в молодости – мужа, в старости – сыновей. Никогда женский пол не может быть самостоятельной. После смерти мужа, она обязана издеваться над своим организмом, питаться кореньями и не выказывать имена других мужчин. Если она не может родить, то прежнюю жену он может выгнать либо с её согласием взять другую жену. [4, c.85]

Удивительно, но женщина рассматривается как существо неполноценное, но и сакральное, что ей должны все поклоняться. Глубинное объяснение лежит в специфике индуизма. А. М. Дубянский, утверждает, что одна женщина может проявляться в нескольких видах. Мышление основано на божественной энергии, которая присуща женщине – природе. Так как природа представляет собой как различные состояния женщины в различных фазах. [3, c.148]

До сих пор разводов в Индии очень мало. Мужчина ищет себе другую жену, а женщине гораздо сложно вступить второй раз в брак или рожать ребёнка вне законного брака. Так, казалось бы, традиционные представления должны были отступить под влиянием европейской культуры, но как мы видим, что индусы сохраняют свои традиции до сих пор.

Разговор культур в Индии не достиг высочайшей точки, и поэтому сложно найти такую страну подобной Индией, где будет существовать несравненная историческая лаборатория тесного взаимоотношения религии и индуизма.


Список литературы

  1. Валильков Я.В., Гнуров Н.В. Страна Арата // Вестник восточного института. СПб., 2009. № 2 (Т.1). 580 c. ISBN: 6-12-018944-9.
  2. Глушакова И. Индийская любовь // Восточная коллекция. 2002. № 3. 190 c. ISBN: 5-02-017954-Х.
  3. Дубянский А.М. Индийская религия // Дерево индуизма. М., 2009. 252 c. ISBN 5-06-003789-4
  4. Дублянский А.М. Мифологические истоки древнетамильской лирики. М., 2009. 168 с. ISBN 5-02-016976-5
  5. Индийская лирика II-XI веков / Пер. с санскрита; сост., предисл. и ком. Ю. Анрихановой и В. Верноградовой. М., 1978. С.12-13.
  6. Законы Ману. М., 2002. 327 с.
  7. Пословицы и поговорки Северной Индии / Сост., пер. с хинди и урду и ком. А.С. Бархударова, В.М. Бескровного и Г.А.Зографа. СПб., 2008. 650 c.
  8. Тагор Р. Дом и мир. М., 2003. 250 c. ISBN: 978-5-699-48065-4