УДК 130.2

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

№13,

Философские науки

Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО; ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ENVIRONMENTAL CULTURE; ENVIRONMENTAL LAW; LEGAL SPACE; ENVIRONMENTAL PROTECTION.


Аннотация: Статья посвящена истории и основным тенденциям интеграции представлений об экологической культуре в современное российское правовое пространство.

Проблема формирования экологической культуры населения начала интенсивно разрабатываться в мировой философии начиная с конца шестидесятых – начала семидесятых годов прошлого века, сначала как аспект проблемы надвигающегося экологического кризиса, а впоследствии – и как особая проблемная область философской и культурологической мысли. Непосредственным стимулом к её разработке послужило осознание истинных масштабов и причин экологической угрозы, с которой во второй половине двадцатого столетия столкнулось человечество. Уже первый опыт разработки глобальных экологических стратегий и моделей будущего показал, что сущность вопроса далеко выходит за рамки собственно охраны окружающей среды. Оказалось, что для спасения человечества необходимо, прежде всего, переломить то потребительское отношение к природе, как источнику необходимых ресурсов, которое утвердилось в традиционной мировой культуре, и которому отчасти обязана своим процветанием современная цивилизация. Насыщение культуры экологическим содержанием сделалось, в итоге, одной из актуальнейших задач глобалистики.

Одним из актуальнейших, но и наименее исследованных аспектов решения этой задачи является интеграция понятия «экологическая культура» в мировое и национальное правовое пространство. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что именно в правовом пространстве экологическая культура, как и любая теоретически разработанная природоохранная концепция, обретает жизнь, превращаясь из чистой теории, интересной, главным образом, представителям научно-философского сообщества, в неотъемлемую часть повседневной жизни общества. В то же время динамичность законотворческого и правоприменительного процессов и их подверженность влиянию экономической и политической конъюнктуры затрудняют их исследование, особенно в столь узкоспециализированном аспекте. Тем не менее, такое исследование необходимо, поскольку без осмысления данного процесса невозможно планировать дальнейшее развитие экологического законодательства.

Начало становления российской экологической культуры в собственном смысле слова можно отнести к периоду от прекращения сталинских репрессий в середине 1950-х гг. до отставки Н.С. Хрущёва. Относительно содержания экологической политики государства он может быть охарактеризован как переходный между повсеместной ориентацией на покорение природы и осознанием необходимости её охраны. Для начала данного периода оставались характерными все черты потребительского природопользования, унаследованные от сталинской эпохи: недостаточная оценка возможных неблагоприятных последствий, стремление к получению максимально возможных результатов в кратчайшие сроки, бессистемность, а в ряде случаев – полное отсутствие мероприятий по обеспечению экологической безопасности и т.д. В основном программном документе шестой пятилетки – Директивах ХХ съезда КПСС [1] – ставилась задача на освоение целинных и залежных земель, но задачи по охране природы не ставились вовсе, а неисчерпаемость и богатство природных ресурсов СССР неоднократно подчёркивались. Определённые признаки перелома наметились лишь на рубеже пятидесятых – шестидесятых годов, когда был принят «Закон РСФСР об охране природы», основанный на принципе подобъектной охраны. Тем не менее, именно в эпоху оттепели закладывались основы экологической культуры последующих десятилетий. Фактически, в это время она начинает формироваться стихийно, с минимальным участием государственной власти и даже вопреки ее намерениям и действиям. Именно тогда общество впервые было подготовлено к появлению экологического права, как компонента правового пространства. Это происходит уже в позднюю советскую эпоху, на фоне популяризации идеи охраны природы в СССР. В программных документах КПСС, наряду с сохранением традиционных задач преобразования природы появляются задачи ее охраны, а наряду с задачами освоения природных ресурсов – задачи их рационального использования[2]. В период 1965 – 1991 годов принимается целый ряд законодательных актов, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды, использования и сохранения природных ресурсов, но единая и целенаправленная экологическая политика в это время ещё отсутствует. Важными достижениями этого периода можно считать включение СССР в пространство международного экологического права и формирование первых общественных природоохранных движений, позднее принявших активное участие в развитии экологической культуры общества.

За двадцать лет с момента распада СССР обновляется большая часть законодательных актов экологического права. К настоящему времени создан массив законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в области охраны природы и природопользования. Так, на федеральном уровне действуют законы «Об окружающей природной среде», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» и т.д. В них впервые в отечественной практике закрепляется понятие экологической культуры. Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 включает раздел, посвященный формированию экологической культуры. Для сложившейся к моменту издания Закона ситуации характерно отсутствие определения экологической культуры как таковой. Вместе с тем, Закон требует формирования экологической культуры во всех звеньях системы образования: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [3]. Идеи экологизации культуры нашли отражение в Экологической Доктрине Российской Федерации от 2001 года и принятых позднее правовых актах[4]. Совершенствование системы экологического законодательства РФ отразилось и в проектах Экологического кодекса и Закона об экологической культуре.

Таким образом, в начале двадцать первого века экологическая культура впервые становится предметом специального интереса отечественных законодателей. Характерными чертами этого процесса являются стремление к внедрению экологической культуры в процесс принятия решений и её активной пропаганде при отсутствии чёткого определения экологической культуры и единой стратегии её развития, на фоне большого количества законодательных актов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны природы.


Список литературы

  1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза: стенографический отчёт. — М.: Госполитиздат, 1956. Т.2. С. 460.
  2. Материалы XXVII съезда Коммунистической Партии Советского Союза. Москва, Издательство политической литературы, 1986. – 352 с.
  3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru /popular /okrsred/ 70_13. html#p803 (дата обращения: 21.05.2018).
  4. Экологическая доктрина Российской Федерации (обобщенный вариант). – М., 2001. – 16 с.