УДК 339
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
№13,
Экономические науки
Колодина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ; EFFICIENCY; CUSTOMS AUTHORITIES; EFFICIENCY OF CUSTOMS AUTHORITIES; APPROACHES TO EFFICIENCY ASSESSMENT.
Основной целью деятельности таможенных органов РФ в современных условиях является обеспечение экономической безопасности, создание стабильных и благоприятных условий развития внешней торговли для всех участников внешнеэкономической деятельности. Противоречивость интеграционных процессов на постсоветском пространстве, расширение глобализационных процессов в таможенной сфере и нестабильность мировой экономики в большой степени влияют на развитие таможенного дела. На сегодняшний день система таможенных органов РФ претерпевает существенные преобразования в различных сферах. Цель этих преобразований повышение эффективности и качества механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Изменение и совершенствование системы управления таможенными органами невозможно без анализа эффективности их деятельности. Что поднимает актуальность вопросов сущности и методов (подходов) оценки эффективности таможенных органов.
Анализ существующих подходов к определению эффективности, представленных в различных источниках [3], позволяет выделить четыре основных подхода к трактовки данного определения (рис. 1).
Рис. 1 Структура понятия «эффективность»
Специфика деятельности таможенных органов выражается в двойственном характере стоящих перед ними целей (с одной стороны управленческая деятельность – ФТС орган исполнительной власти, с другой сфера услуг – деятельность таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности) определяет сложность понимания проблем эффективности деятельности таможенных органов. Их деятельность не связана с получением прибыли, а направлена на своевременное и качественное выполнение функций возложенных на них, которые, как правило, сложно выразить в количественных показателях. При этом эффективность деятельности таможенных органов обеспечивается управлением. Вместе с тем, эффективность управления для органов государственной власти должна рассматриваться с позиции обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов [6].
Структура понятия «эффективность деятельности таможенных органов» можно представить в рамках разных подходов, как показано в таблице 1.
Таблица 1
Анализ подходов к понятию «эффективность деятельности таможенных органов»
Элементы оценки | Аспекты эффективности | Содержание |
1 | 2 | 3 |
Исходя из системного подхода | ||
Субъект управления | Организационный | Оценка процессов, организационной структуры, регламентации деятельности, анализ расходов |
Результативность выполнения функций | Результативность деятельности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов | |
Качество государственного управления | Соответствие требованиям административных регламентов и стандартам государственного управления | |
Качество обслуживания | Качество таможенных услуг (своевременность и точность исполнения, доступность, наличие или отсутствие жалоб и др.) | |
Объект
управления |
Социальный аспект | Уровень жизни населения региона |
Экономический аспект | Уровень экономического развития региона, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности | |
Управляющее
воздействие |
Результативность | Степень реализации федеральных и ведомственных программ |
Экономичность | Эффективность ресурсов, в том числе бюджетных средств, государственной собственностью и т.д. | |
Оценка управляющего воздействия | Оценка эффективности принятых управленческих решений | |
Исходя из народнохозяйственных целей | ||
Таможенная политика | Народо- хозяйственный эффект от реализации таможенной политики;
степень достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. |
Совместимость и непротиворечивость целей развития таможенных органов с целями таможенной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны.
Показатели должны отражать степень соответствия целей требованиям, в том числе в соответствии с техникой SMART. Показатели отражают эффективность выбранных методов и способов достижения целей.
|
Административно-управленческого потенциала таможенной службы | Эффективность в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений (функций, методов и технологий) и механизмов деятельности (проектов, стратегий и программ). | Показатели используются для анализа результативности каждого отдельного элемента таможенной системы, как по отдельности, так и в их взаимодействии с учетом синергического эффекта для достижения поставленных целей |
Использования информационных таможенных ресурсов | Качество документооборота, в том числе электронного | Показатели отражают уровень эффективности их применения при принятии и реализации управленческих решений, направленных на достижения поставленных перед таможенными органами целей |
Материально-технической базы | Качество ресурсов | Выражает экономический эффект от вложенных в таможенную систему средств федерального бюджета. |
Использования человеческого потенциала | Соотношение объективных потребностей и реальных способностей персонала таможенных органов | Показатели, характеризующие уровень профессиональных знаний и умений.
Показатели характеризующий качество организационных способностей руководства и исполнителей, в том числе, степень грамотности при осуществлении таможенных процессов. Соответствие применяемых методов организации таможенных операций и технологий, стратегическим целям развития таможенных органов. Способность противостоять коррупции и повышать качество обслуживания участников ВЭД. |
Исходя из функций таможенных органов | ||
Фискальная функция | показатели своевременности и полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет | процент выполнения плана по администрированию таможенных платежей, своевременное поступление таможенных платежей, соотношения доначисленых и взысканных таможенных платежей и т.д. |
Управленческая функция | показатели скорости совершения
таможенных операций, сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности |
скорость совершения таможенных операций, ускорение и упрощение таможенных формальностей, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности
|
Правоохранительная функция | показатели, характеризующие эффективность
противодействия преступлениям и административным правонарушениям |
Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр;
Доля таможенных досмотров, в результате которых выявлен факт нарушения таможенного законодательства; Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров; |
Исходя из понятия деятельности таможенных органов, как таможенных услуг | ||
Субъекты таможенных (правовых) взаимоотношений | С позиции таможенного органа | заключается в минимизации совершения обоснованных действий при предоставлении государственных таможенных услуг.
Это позволят минимизировать затраты временных, трудовых, материальных, и других ресурсов при заданном уровне качества услуг |
С позиции участника внешнеэкономической деятельности | сокращение времени предоставления
услуг вследствие минимизации обоснованных действий сотрудников и служащих таможенных органов, что выражается в снижении логистических издержек участника ВЭД |
Анализ представленных в таблице данных отражает многообразие теоретических подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Каждый из этих подходов определяет требования к построению системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, доказывая целесообразность применения качественных и количественных показателей с возможностью их дифференциации для разных уровней управления и типов таможенных отношений. Оценка эффективности деятельности таможенных органов должна проводиться во взаимоувязке с функциональной ролью таможенных отношений и таможенных органов в экономической системе. Для выбора критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов, можно использовать концепции «SMART» и «4C» [4].
Исторически первый подход к оценке эффективности деятельности таможенных органов применяемый в рамках управления таможенными органами РФ основывался на сравнение фактических результатов деятельности с плановыми значениями, с показателями деятельности за предшествующий период. Цель — сравнительная оценка работы таможенных органов по основным функциям. Данный подход применим, только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить, в этом существенный недостаток этого подхода [2]. Но на практики он применяется и в настоящее время для оценки деятельности по администрированию таможенных платежей.
На данный момент таможенными органами РФ для оценки эффективности их деятельности применяется система контрольных показателях эффективности деятельности (КПЭД). С момента утверждения данной системой Указом Президента России в 2005 году, содержание и структура КПЭД постоянно изменяются, но эти изменения не всегда носят системный характер. Их целью является регулирование и оперативное совершенствование процесса анализа и оценки деятельности таможенных органов.
Критический анализ теоретических положений системы комплексной оценки и практики ее применения показывает, что система критериев и показателей эффективности таможенных органов на современном этапе ее развития характеризуется рядом системных недостатков, существенно осложняющих выявление, анализ и решение проблемных вопросов развития и деятельности таможенных органов. Для систематизации выявленных проблем, построим дерево проблем оценки эффективности деятельности таможенных органов, представленное на рисунке 2.
Рис. 2. Дерево проблем системы показателей и критериев эффективности деятельности таможенных органов
Современная система оценки эффективности деятельности таможенных органов содержит ряд системных проблем связанных с ориентации оценки эффективности деятельности таможенных органов на получение конкретного результата, с организацией процесса оценки и показателями, включенными в систему. Соответственно для развития системы управления таможенными органами необходима качественная трансформация системы оценки эффективности таможенных органов.
Проанализировав представленные подходы к понятию эффективности деятельности таможенных органов и систему оценки фактически реализуемую, можно сделать вывод о том, что ключевым элементом управления таможенными органами становится комплексная и непредвзятая системы показателей, наиболее полно отражающих деятельность таможенных органов. При этом система показателей оценки эффективности должна выстраивается на основании концепции SMАRT и учета требований государства и участников внешнеэкономический деятельности к качеству таможенных услуг, производителем которых по сути является таможенные органы.
Список литературы
- О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение ФТС России от 28.02.2012 № 2575-р) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Александрова, М.С. Анализ подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов / Александрова М.С., Попова Д.А. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 12-1. — С. 7-12.
- Бондаренко А.В. О сущности понятий результативность и эффективность в экономике [Электронный ресурс] / Бондаренко А.В.// Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2012: Материалы международной научно-практической конференции – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/ Economics/10_ 111530.doc.htm.
- Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности : Диссертация, канд. экон. наук РТА – М.: РИО РТА, 2004. – 300 с.
- Кнышов, А.В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России / Кнышов А.В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — № 2 (96). — С. 33.
- Костин, А.А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности / Костин А.А., Посметухина Е.А. // Российское предпринимательство. — 2014. — № 3 (249). — С. 75-88.