УДК 339

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

№13,

Экономические науки

Колодина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ; EFFICIENCY; CUSTOMS AUTHORITIES; EFFICIENCY OF CUSTOMS AUTHORITIES; APPROACHES TO EFFICIENCY ASSESSMENT.


Аннотация: В данной статье рассматриваются основные подходы к определению такой категории как «эффективность деятельности таможенных органов». Представлен анализ существующей системе оценки и определена её значимость для управления таможенными органами.

Основной целью деятельности таможенных органов РФ в современных условиях является обеспечение экономической безопасности, создание стабильных и благоприятных условий развития внешней торговли для всех участников внешнеэкономической деятельности. Противоречивость интеграционных процессов на постсоветском пространстве, расширение глобализационных процессов в таможенной сфере и нестабильность мировой экономики в большой степени влияют на развитие таможенного дела. На сегодняшний день система таможенных органов РФ претерпевает существенные преобразования в различных сферах. Цель этих преобразований повышение эффективности и качества механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Изменение и совершенствование системы управления таможенными органами невозможно без анализа эффективности их деятельности. Что поднимает актуальность вопросов сущности и методов (подходов) оценки эффективности таможенных органов.

Анализ существующих подходов к определению эффективности, представленных в различных источниках [3], позволяет выделить четыре основных подхода к трактовки данного определения (рис. 1).


Рис. 1 Структура понятия «эффективность»

Специфика деятельности таможенных органов выражается в двойственном характере стоящих перед ними целей (с одной стороны управленческая деятельность – ФТС орган исполнительной власти, с другой сфера услуг – деятельность таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности) определяет сложность понимания проблем эффективности деятельности таможенных органов. Их деятельность не связана с получением прибыли, а направлена на своевременное и качественное выполнение функций возложенных на них, которые, как правило, сложно выразить в количественных показателях. При этом эффективность деятельности таможенных органов обеспечивается управлением. Вместе с тем, эффективность управления для органов государственной власти должна рассматриваться с позиции обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов [6].

Структура понятия «эффективность деятельности таможенных органов» можно представить в рамках разных подходов, как показано в таблице 1.

Таблица 1

Анализ подходов к понятию «эффективность деятельности таможенных органов»

Элементы оценки Аспекты эффективности Содержание
1 2 3
Исходя из системного подхода
Субъект управления Организационный Оценка процессов, организационной структуры, регламентации деятельности, анализ расходов
Результативность выполнения функций Результативность деятельности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов
Качество государственного управления Соответствие требованиям административных регламентов и стандартам государственного управления
Качество обслуживания Качество таможенных услуг (своевременность и точность исполнения, доступность, наличие или отсутствие жалоб и др.)
Объект

управления

Социальный аспект Уровень жизни населения региона
Экономический аспект Уровень экономического развития региона, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности
Управляющее

воздействие

Результативность Степень реализации федеральных и ведомственных программ
Экономичность Эффективность ресурсов, в том числе бюджетных средств, государственной собственностью и т.д.
Оценка управляющего воздействия Оценка эффективности принятых управленческих решений
Исходя из народнохозяйственных целей
Таможенная политика Народо- хозяйственный эффект от реализации таможенной политики;

степень достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой.

Совместимость и непротиворечивость целей развития таможенных органов с целями таможенной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны.

Показатели должны отражать степень соответствия целей требованиям, в том числе в соответствии с техникой SMART.

Показатели отражают эффективность выбранных методов и способов достижения целей.

 

Административно-управленческого потенциала таможенной службы Эффективность в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений (функций, методов и технологий) и механизмов деятельности (проектов, стратегий и программ). Показатели используются для анализа результативности каждого отдельного элемента таможенной системы, как по отдельности, так и в их взаимодействии с учетом синергического эффекта для достижения поставленных целей
Использования информационных таможенных ресурсов Качество документооборота, в том числе электронного Показатели отражают уровень эффективности их применения при принятии и реализации управленческих решений, направленных на достижения поставленных перед таможенными органами целей
Материально-технической базы Качество ресурсов Выражает экономический эффект от вложенных в таможенную систему средств федерального бюджета.
Использования человеческого потенциала Соотношение объективных потребностей и реальных способностей персонала таможенных органов Показатели, характеризующие уровень профессиональных знаний и умений.

Показатели характеризующий качество организационных способностей руководства и исполнителей, в том числе, степень грамотности при осуществлении таможенных процессов.

Соответствие применяемых методов организации таможенных операций и технологий, стратегическим целям развития таможенных органов.

Способность противостоять коррупции и повышать качество обслуживания участников ВЭД.

Исходя из функций таможенных органов
Фискальная функция показатели своевременности и полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет процент выполнения плана по администрированию таможенных платежей, своевременное поступление таможенных платежей, соотношения доначисленых и взысканных таможенных платежей и т.д.
Управленческая функция показатели скорости совершения

таможенных операций, сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности

скорость совершения таможенных операций, ускорение и упрощение таможенных формальностей, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности

 

Правоохранительная функция показатели, характеризующие эффективность

противодействия преступлениям и административным правонарушениям

Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр;

Доля таможенных досмотров, в результате которых выявлен факт нарушения таможенного законодательства;

Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров;

Исходя из понятия деятельности таможенных органов, как таможенных услуг
Субъекты таможенных (правовых) взаимоотношений С позиции таможенного органа заключается в минимизации совершения обоснованных действий при предоставлении государственных таможенных услуг.

Это позволят минимизировать затраты временных, трудовых, материальных, и других ресурсов при заданном уровне качества услуг

С позиции участника внешнеэкономической деятельности сокращение времени предоставления

услуг вследствие минимизации обоснованных действий сотрудников и служащих таможенных органов, что выражается в снижении логистических издержек участника ВЭД

Анализ представленных в таблице данных отражает многообразие теоретических подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Каждый из этих подходов определяет требования к построению системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, доказывая целесообразность применения качественных и количественных показателей с возможностью их дифференциации для разных уровней управления и типов таможенных отношений. Оценка эффективности деятельности таможенных органов должна проводиться во взаимоувязке с функциональной ролью таможенных отношений и таможенных органов в экономической системе. Для выбора критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов, можно использовать концепции «SMART» и «4C» [4].

Исторически первый подход к оценке эффективности деятельности таможенных органов применяемый в рамках управления таможенными органами РФ основывался на сравнение фактических результатов деятельности с плановыми значениями, с показателями деятельности за предшествующий период. Цель — сравнительная оценка работы таможенных органов по основным функциям. Данный подход применим, только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить, в этом существенный недостаток этого подхода [2]. Но на практики он применяется и в настоящее время для оценки деятельности по администрированию таможенных платежей.

На данный момент таможенными органами РФ для оценки эффективности их деятельности применяется система контрольных показателях эффективности деятельности (КПЭД). С момента утверждения данной системой Указом Президента России в 2005 году, содержание и структура КПЭД постоянно изменяются, но эти изменения не всегда носят системный характер. Их целью является регулирование и оперативное совершенствование процесса анализа и оценки деятельности таможенных органов.

Критический анализ теоретических положений системы комплексной оценки и практики ее применения показывает, что система критериев и показателей эффективности таможенных органов на современном этапе ее развития характеризуется рядом системных недостатков, существенно осложняющих выявление, анализ и решение проблемных вопросов развития и деятельности таможенных органов. Для систематизации выявленных проблем, построим дерево проблем оценки эффективности деятельности таможенных органов, представленное на рисунке 2.


Рис. 2. Дерево проблем системы показателей и критериев эффективности деятельности таможенных органов

Современная система оценки эффективности деятельности таможенных органов содержит ряд системных проблем связанных с ориентации оценки эффективности деятельности таможенных органов на получение конкретного результата, с организацией процесса оценки и показателями, включенными в систему. Соответственно для развития системы управления таможенными органами необходима качественная трансформация системы оценки эффективности таможенных органов.

Проанализировав представленные подходы к понятию эффективности деятельности таможенных органов и систему оценки фактически реализуемую, можно сделать вывод о том, что ключевым элементом управления таможенными органами становится комплексная и непредвзятая системы показателей, наиболее полно отражающих деятельность таможенных органов. При этом система показателей оценки эффективности должна выстраивается на основании концепции SMАRT и учета требований государства и участников внешнеэкономический деятельности к качеству таможенных услуг, производителем которых по сути является таможенные органы.


Список литературы

  1. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение ФТС России от 28.02.2012 № 2575-р) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Александрова, М.С. Анализ подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов / Александрова М.С., Попова Д.А. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 12-1. — С. 7-12.
  3. Бондаренко А.В. О сущности понятий результативность и эффективность в экономике [Электронный ресурс] / Бондаренко А.В.// Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2012: Материалы международной научно-практической конференции – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/ Economics/10_ 111530.doc.htm.
  4. Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности : Диссертация, канд. экон. наук РТА – М.: РИО РТА, 2004. – 300 с.
  5. Кнышов, А.В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России / Кнышов А.В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — № 2 (96). — С. 33.
  6. Костин, А.А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности / Костин А.А., Посметухина Е.А. // Российское предпринимательство. — 2014. — № 3 (249). — С. 75-88.