УДК 372.862
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ МЕЖДУНАРОДНОЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
№13,
Педагогические науки
Герасимова Ольга Владимировна
Минкин Александр Владимирович (Кандидат физико-математических наук)
Садирова Язиля Илсуровна
Ключевые слова: РОБОТОТЕХНИКА; ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА; ROBOTICS; OLYMPIAD TASKS; PROFESSIONAL COMPETENCE; PRIMARY SCHOOL.
Согласно пункту третьему статьи второй Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 7.03.2018), обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].
Из определения следует, что главной задачей обучения должно стать создание необходимых условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков по самообразованию, которые бы они могли применить в реальной жизни. В этом контексте четко прослеживается акцент на демократизацию и гуманизацию образования, как основные направления современного образования.
Для решения данной задачи на практике все чаще используют активные методы обучения, то есть такие методы, при которых деятельность обучаемого носит творческий, продуктивный и поисковый характер. Одним из популярных примеров служит занятия по робототехнике.
Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Основной целью занятий является развитие у детей творческого мышления, а также глубокое понимание структуры вещей.
Для обучающихся начальных классов важным элементом учебной деятельности является игра, через которую они обучаются. Им сложно усидеть на месте и воспринимать на слух большой объем информации. При этом они остро нуждаются в помощи учителя для указания направлений учебной работы. В данный возрастной период формируются основы для дальнейшего успешного обучения в средней школе такие, как: память, внимание, наблюдение, упорство в решении задач. В связи с этим занятия по робототехнике являются отличным способом для развития необходимых навыков и умений для обучающихся начальных классов [2].
Но способ ведения занятий у учителей отличается. Каждый педагог по-своему может вести уроки. И это совсем неплохо, если достигается основная цель – развитие профессиональных компетенций обучающихся. Профессиональная компетенция — это такая компетенция, которая отражает способность человека успешно решать профессиональные задачи, опираясь на свой практический опыт, умения и знания. Другими словами, это умение применить на практике свои знания при решении конкретной задачи.
Отличным вариантом для развития профессиональных компетенций является международная олимпиада по робототехнике. С ее помощью происходит процесс унификации знаний и конкретизации круга компетенций, необходимых для усвоения обучающимися начальных классов. К сильным сторонам данного подхода можно отнести адекватную оценку компетентности обучающихся на международном уровне, а также понимание направления дальнейшего развития.
Существует два основных подхода к описанию компетенций: функциональный и личностный. Первый основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй – на основе качеств личности человека, обеспечивающих успех в работе. Остановимся на втором, так как, основываясь именно на нем, составляются задания по международным олимпиадам по робототехнике.
Итак, традиционно для оценки профессиональных компетенций используют систему KSAO, в которой:
— K (knowledge) знания;
— S (skills) умения;
— A (abilities) способности;
— O (other) иные характеристики.
Рассмотрим задачи, которые предлагались обучающимся, по Международной олимпиаде «Mindstorms» для обучающихся 2-4 классов 2017 года [3].
Обучающимся предлагались задачи по таким темам, как:
1. История робототехники.
2. Роботы для соревнований. Использование механизмов для решения соревновательных задач.
3. Домашние роботы-помощники. Конструирование моделей с заданными характеристиками.
4. Роботы-помощники в космосе. Физические и математические основы робототехники.
Первое задание предполагает знаний основ развития робототехники как науки. То есть четко нацелено на проверку такой характеристики профессиональных компетенций как знание. Второе задание проверяет способность решать абстрактные задачи, применяя свои знания. Это и есть умения. Третье задание предлагает конструирование моделей, другими словами, это способность применять на практике знания и умения. Четвертое задание, на первый взгляд, нацелено на проверку знаний физики и математики, но, зная школьную программу, в начальных классах не преподают физику, а по математике изучаются только основы. Значит, это и есть те самые другие характеристики такие, как: творческое мышление, эрудиция, логика.
Таким образом, на основе анализа и сопоставления заданий международной олимпиады по робототехнике для обучающихся начальных классов и характеристик, используемых для описания профессиональных компетенций, очевидно, что при решении задач международной олимпиады формируются профессиональные компетенции.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292679/ (дата обращения: 23.05.2018).
- Киргизов Н. О. Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 159-160. — URL https://moluch.ru/archive/198/48547/ (дата обращения: 24.05.2018)
- Центр «Снейл» — Массовые дистанционные образовательные конкурсы для детей и педагогов. URL: https://nicsnail.ru/calendar/mezhdunarodnaya-olimpiada-po-robototehnikemindstorms_2017 (дата обращения: 25.05.2018).