МЕСТО ПРАВА НА ЖИЗНЬ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

№5,

Юридические науки

Омельченко Сергей Владимирович


Ключевые слова: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА; СВОБОДА; ПРАВО НА ЖИЗНЬ; ЖИЗНЬ; ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ; HUMAN RIGHTS; FREEDOM; THE RIGHT TO LIFE; THE SUPREME VALUE.


Аннотация: В статье рассмотрены основные вопросы как право на жизнь, которое в свою очередь является первоосновой для других прав и свобод. Право на жизнь представляет собой самую главную ценность, все остальные права при гибели человека, теряют смысл и значение.

Право на жизнь является первоосновой для других прав и свобод. Право на жизнь представляет собой самую главную ценность, все остальные права при гибели человека, теряют смысл и значение.

Жизнь возникает не по велению государства, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии государственных институтов. Согласно высказыванию Н.Н. Алексеева, «юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа».

В широком понимании жизнь определяют, как одну из форм существования материи, которая закономерно возникает при определенных условиях в процессе ее развития.

По определению В.Н. Барсуковой: «Жизнь – это самостоятельно возникающий, самостоятельно регулирующийся, и протекающий во времени социально-интегрированный, взаимосвязанный с окружающей средой процесс, осуществляющийся на основе многоуровневой белковой системы высшей степени сложности (человек)». Данное определение хорошо показывает, что жизнь – это естественный феномен, который подчеркивает взаимосвязь природного и общественного начал в жизни каждого человека, и также констатирующий, что жизнь – это протекающий во времени процесс, то есть имеет и начало, и конец.

Следовательно, жизнь представляет собой природно-биологическую форму существования человека, которая и является его предпосылкой» [1].

На сегодняшний день в природе человека существуют составляющие элементы биологического, социального происхождения и функционирующих одновременно. Однако, если биологическая форма жизнедеятельности все время находится под контролем сознания, то социальная форма функционирует автоматически, без никакого участия.

Эти две формы не независимы друг от друга, но образуют в обобщенной форме процесс жизни человека. Отсюда и берет свое начало рассмотрение жизни человека, которая состоит из биологической и социальной жизни. С.М. Сивец разделяет понятия биологическая жизнь и жизнь социальная. Под биологической жизнью понимается высшая форма существования человеческой материи, которая закономерно возникает в определенных условиях в процессе ее развития. К основным признакам биологической жизни относятся: обмен веществ, способность к размножению и росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемость к среде. Социальная жизнь определяется как форма реализации биологической жизни, которая проявляется в ходе участия человека во всех общественных отношениях. Основными признаками социальной жизни являются многочисленные права и обязанности, возникающие у человека на основе общественных отношений и отношений с другими людьми и государством.

В 16-17 вв. формировалась теория естественных прав, которая рассматривала право на жизнь как неотъемлемое свойство бытия: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченность пользования всеми правами и привилегиями естественного закона, и по природе своей обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество». Всем гражданским и политическим законам, как утверждает Ш.Л. Монтескье, предшествуют законы природы, которые так названы потому, что они вытекают из устройства нашего существа [2].

Понятие естественного права состоит из двух отличительных признаков, таких как, не отчуждаемость и неотъемлемость, это теоретический признак, который подразумевает существование субъективного права вне зависимости ни от какого законодательства.

Часть 1 статьи 20 Конституции РФ содержит положение о том, что «каждый имеет право на жизнь». В части 2 статьи 20 говорится, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей». Такая формулировка права на жизнь в Конституции РФ по факту отражает положения основных правозащитных актов – Всеобщей декларации прав и свобод человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Декларации прав человека и гражданина впервые было закреплено право на жизнь в Российской Федерации в 1991 г. Позднее, положения о праве на жизнь получили дальнейшее развитие в действующей Конституции 1993 года. Жизнь любого человека связана с охраной его здоровья, получением, при необходимости, медицинской помощи. Целесообразно с точки зрения особенностей юридической регламентации медицинской помощи и ее взаимосвязи с правом на жизнь раздельно рассматривать: право человека на охрану здоровья; право человека на получение медицинской помощи. Право на охрану здоровья подразумевает конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможно получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. А под правом человека на получение медицинской помощи имеется в виду возможность в случае необходимости, например, болезни, травмы, получить помощь со стороны медицинских работников. Важно указать, что ряд исследователей, при рассмотрении права на жизнь, включают в него и такое понятие как право на смерть [3].

Право на жизнь является институтом конституционного права, инструментом, с помощью которого государство обязано обеспечивать существование и развитие каждого человека и гражданина, соблюдение и защиту основных прав и свобод, которые закреплены в Конституции РФ.

Сама жизнь и право на жизнь являются понятиями не тождественными, право является социальной категорией, а жизнь – биологическая.

И именно биолого-социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право жить) в ранг позитивного.

В международно-правовых актах и в национальном законодательстве не содержится точной формулировки права на жизнь, которая регламентирует права человека, и, следовательно, происходит разное толкование его содержания, а это в свою очередь затрудняет его обеспечение органами государственной власти.

Таким образом, высшей ценностью человека выступает право на жизнь, поскольку выступает первоосновой других прав и свобод человека. Так как данное право не может реализоваться и обеспечиться самостоятельно вне системы других прав и свобод человека, которые непосредственно выступают гарантией реализации.


Список литературы

  1. Барсукова В.Н. Право человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. — 2016. — № 1. — С. 5.
  2. Теория государства. Под ред. А.Б. Венгерова. Учебник для юридических вузов. // — М., 2010. – 528 с.
  3. Мокосеева М.А. Проблемы юридического обеспечения права человека на жизнь // Юридический мир. — 2015. — № 8. — С. 32 — 37.