УДК 339.543

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ДО 2020 ГОДА

№13,

Экономические науки

Воронин Антон Алексеевич
Третьяков Павел Андреевич


Научный руководитель: Юсупова С.Я., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Российской таможенной академии


Ключевые слова: СТРАТЕГИЯ; КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФТС РОССИИ; СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; РЕОРГАНИЗАЦИЯ; ФТС; ЦЭД; РЭТ; ТАМОЖНЯ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ; STRATEGY; COMPLEX DEVELOPMENT PROGRAM OF THE FCS OF RUSSIA; THE SYSTEM OF CUSTOMS AUTHORITIES; REORGANIZATION; FCS; CED; REС; CUSTOMS OF ACTUAL CONTROL.


Аннотация: В статье анализируется современная система таможенных органов Российской федерации, а также процесс реорганизации системы таможенных органов до 2020 года. Определено место ЦЭД, РЭТ, ТПФК и таможен фактического контроля в структуре таможенных органов. Приведена схема взаимодействия новых элементов в системе таможенных органов Российской Федерации.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования любой системы является четкая структуризация элементов системы и хорошая организация взаимосвязей этих элементов. Таможенная система на сегодняшний день имеет довольно структурированную иерархию, функционирующая на протяжении довольно долгого времени. Подобная стабильность в условиях динамично изменяющейся внешней среды обуславливает необходимость ее изменения с целью адаптации к новым условиям и реалиям современного мира.

На данный момент таможенная служба России имеет 4-ех уровневую систему, включающая:
1. Федеральная таможенная служба (далее – ФТС);
2. Региональные таможенные управления (далее – РТУ);
3. Таможни;
4. Таможенные посты.

По состоянию на 12.03.2018 года в структуру таможенных органов входят 8 РТУ, 73 таможни, 534 таможенных поста. Более подробная структура таможенных органов России приведена на рисунке 1.


Рис. 1. Структура таможенных органов Российской Федерации

Приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065 была утверждена «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» (далее – Программа), которая определила направления развития таможенных органов и закрепила ключевые показатели решения задач Программы. Приоритетом развития таможенных органов, прописанной в программе, является концентрация декларирования товаров на таможенных постах – центрах электронного декларирования (далее – ЦЭД) и их размещение на площадях, находящихся в федеральной собственности. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 августа 2017 года № ДМ-П4-5613 в целях концентрации процесса электронного декларирования в 2018-2020 годах Министерством финансов Российской Федерации утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год.

Основными целями данной карты является:
– повышение эффективности и результативности таможенного контроля;
– снижение издержек участников ВЭД;
– содействие росту международной торговли Российской Федерации;
– снижение коррупционных рисков в деятельности таможенных органов;
– перераспределение и оптимизация декларационного массива в соответствии с реальными экономическими потребностями регионов Российской Федерации.

Ключевыми показателями успешной реализации «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов является увеличение к 2020 году доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в ЦЭД, до 95%. При этом 100% ЦЭД должны быть размещены на площадях, находящихся в государственной собственности. Таким образом, все оформление переносится с 534 таможенных постов в 16 ЦЭД.

При этом будут реформироваться не только места декларирования товаров, но и структура таможенных органов целиком. Так, «дорожной картой» подразумевается создание региональных электронных таможен (далее – РЭТ), таможен фактического контроля, а также таможенных постов фактического контроля (далее – ТПФК).


Рис. 2. Место РЭТ и ТПФК в структуре таможенных органов

Взаимодействие ЦЭД с таможенными постами фактического контроля, в регионе деятельности которых фактически располагаются товары, будет осуществляться с применением технологии удаленного выпуска товаров.

Исходя из того, что ЦЭД осуществляет исключительно документальный контроль без использования документов на бумажных носителях, ЦЭД может взаимодействовать с любым ТПФК, в который декларанту товаров удобно представить документы на бумажном носителе.

По мере создания ЦЭД предполагается внедрение технологии диспетчеризации декларации на товары, предусматривающей автоматическое направление поданной в информационную систему таможенных органов декларации в ЦЭД в зависимости от категории товара, вида транспорта или места налогового учета участника ВЭД.

На данный момент нет четкого представления о том, как именно новая система таможенных органов будет функционировать. По утвержденному плану реорганизации таможенных орнаов в 1 квартале 2018 года должны быть разработаны положения о РЭТ, ТПФК и таможне фактического контроля. Планируется также оптимизация штатной численности должностных лиц таможенных органов.

В настоящее время новая структура таможенных органов все еще находится на стадии обсуждения. Стоит отметить, что это одно из самых крупных изменений в структуре таможенных органов за последние 25 лет.

Влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает подстраиваться систему под динамически изменяющуюся внешнюю среду. Реорганизация системы таможенных органов имеет как положительные влияния, так и отрицательные. Предполагаемая новая система таможенных органов должна обеспечить автоматизацию процессов, связанных с таможенным администрированием, а также взаимодействие таможенных органов с бизнесом преимущественно в электронном виде, сократит временные и финансовые издержки для участников ВЭД и повысит эффективность таможенного контроля.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: / Консультант Плюс // — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года» О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Макрсуев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев. – М.-Берлин: Дирек-Медиа,2015. – 401 с.
  5. Макрусев В.В. Механизм «единого окна» как основа развития института таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2015. N 2 (31). С. 130 — 136.
  6. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. М.: Проспект, 2016. 382 с.
  7. Макрусев В. В., Суглобов А. Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2018. — 348 с.