УДК 62

МЕТАН КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

№13,

Технические науки

Гарнаев Ильяс Ильсиярович


Научный руководитель: Епанешников В.В., к.п.н., доцент.


Ключевые слова: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО; СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ; ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ; БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ТРАНСПОРТА; ALTERNATIVE FUEL; THE LIQUEFIED HYDROCARBONIC GAS; ECONOMY OF MATERIAL INPUTS; SAFETY AND ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS OF TRANSPORT.


Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема роста цен на горючее топливо и проблема перехода автомобильно-транспортного парка нашей страны на газомоторное топливо. Проанализированы положительные и отрицательные стороны метана как топлива.

Цены на бензин в России снова бьют рекорды. Проблема роста цен на горючее топливо остается актуальной и на сегодняшний день. С 7 по 13 ноября 2017 года оптовые цены на АИ-92 выросли на 2,3% — до 42 тысяч 850 рублей за тонну, АИ-95 — на 1,7%, до 44 тысяч 990 рублей. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Проблема перехода автомобильно-транспортного парка нашей страны на газомоторное топливо обозначена постановлением правительства РФ от 13 мая 2013г. Информация об этом стала известна в ходе совещания о перспективах использования в России газомоторного топлива под председательством В.В. Путина, состоявшегося 14 мая 2013 г. Правительство РФ отмечает, что автомобили, работающие на газе, являются одними из самых перспективных видов транспорта.

В ходе обсуждения проблемы особый акцент был сделан на необходимость развития использования газа в качестве топлива для муниципального транспорта в крупных городах, что позволит значительно улучшить экологическую ситуацию в мегаполисах.

Правительством РТ ведётся планомерная работа по переводу автомобильно-транспортного парка республики на метан. Реализуются стимулирующие программы развития рынка газомоторного топлива. В феврале 2016 года вышло постановление правительства РТ о возмещении части затрат юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на перевод транспорта на газомоторное топливо.

Растёт сеть АГНКС (Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции) в республике. К 2020г. планируется ввести в эксплуатацию 25 единиц АГНСК. С каждым годом увеличивается количество автомобилей с метановым оборудованием.
Метан – это газ природного происхождения, не имеющий цвета и запаха. Это химическое соединение не представляет вреда и опасности для здоровья человека, так как не содержит вредных токсичных веществ. Наверняка многие из вас слышали иностранную аббревиатуру CNG, но не многие задумывались, что, же это такое. CNG (CompressedNaturalGas) – в переводе с английского это сжатый природный газ. Именно в таком сжатом виде метан используется в качестве автомобильного топлива. По сравнению с бензином метан является экологически чистым и относительно дешевым природным компонентом. При его использовании объем отработанных вредных выбросов существенно уменьшается. Заправка автомобиля обходится в 2,5 — 3 раза дешевле заправки бензиновым или дизельным топливом. На сегодняшний день метан является перспективным видом топлива и все больше распространяется.

Рассмотрим основные положительные стороны метана как топлива. Первое положительное качество — это цена. Заправка транспортных средств метановым топливом будет намного дешевле заправки бензином либо дизельным топливом. Так как в России имеются огромные запасы данного топлива — значит и цена будет намного меньше, чем у его конкурентов. Метанового топлива хватит как минимум, на ближайшие лет двести. Так как метану не нужна специальная обработка, это еще раз экономит затраты на его производство. Для того чтобы использовать метан как автомобильное топливо нужно просто-напросто сжать его с помощью специального оборудования.

Второе положительное качество — это безопасность. Так как метан имеет свойство летучести, то когда он взаимодействует с воздухом, он не воспламеняется, а просто улетучивается, следовательно, он не представляет серьезной опасности. В Америке неоднократно проводились краш-тесты автомобилей, оборудованных данной системой питания двигателя, результаты которых показали, что даже при серьезных авариях баллоны с метаном не повреждаются. Метан признан самым безопасным видом топлива, он имеет стандарт Евро 5 (экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах), в то время как бензин Евро 3, а пропан Евро 2.

Третье положительное качество — это экологичность. Вредные выбросы автомобилей являются серьезной проблемой, т. к. людям необходим чистый воздух. Особенно остро заметна эта проблема в городах с маленьким населением и с большим количеством машин. Со временем данная проблема серьезно сказывается на нашем с вами здоровье и загрязнении природы. В то время как если большинство автомобилей перейдут на метановое топливо загрязнение атмосферы уменьшиться в разы. Метан является самым экологичным топливом.

Четвертое положительное качество — это отсутствие детонации в двигателе автомобиля. При сгорании некачественного бензина происходит так называемый эффект детонации двигателя. А в свою очередь детонация сопровождается самым максимальным износом мотора. В нашем случае при работе двигателя на газовом топливе – октановое число его составляет 102-105 единиц. А если взять в пример бензин его максимальное октановое число достигает 98 единиц (АИ98). Но все-таки детонацию на газу можно встретить, но очень редко, а на метане, где октановое число 120, детонации нет вообще.

Из отрицательных сторон этого топлива можно выделить следующее. Так как метан хранится в толстостенном, объемном газовом баллоне под давлением 200-300 атмосфер, который занимает много свободного пространства и устанавливается в багажник автомобиля, что и препятствует перевозке багажа. Исключением являются немецкие автомобили с заводским оборудованием. У немецких автомобилей метановое оборудование устанавливается под раму и не мешают перевозке багажа. Вторая отрицательная сторона — это малое количество заправок, примерно 1 АГНКС на средний город. Возникают трудности при заправке на различных АГНКС из-за потребности в переходнике для заправки метаном. Так как на многих заправках отсутствует данное оборудование, поэтому его придется покупать самостоятельно. При езде на метановом топливе мощность двигателя падает примерно на 20%, а в случае с пропаном на 5-10%.

Для того чтобы перейти на альтернативное топливо нужно либо приобрести машину с установленным газобаллонным оборудованием заводом изготовителем, либо установить его в специализированном сервисном центре. В среднем метановое оборудование обойдется примерно в 50 тысяч рублей. Стоит отметить, что использование метана как альтернативное топливо в бензиновом двигателе внутреннего сгорания не исключает прохождение технического обслуживания газового оборудования каждые 15000 километров. Но за чет того, что газ стоит дешево (9-12 рублей) и у автовладельца в планах проездить на этом автомобиле хотя бы несколько лет то такие затраты окупятся где-то через 30000 км пробега – это в среднем 1 — 2 года езды.

Газовое моторное топливо сейчас, вообще, единственная полноценная альтернатива бензиновому и дизельному топливу. Электричество, этанол, водород, для этого слишком дороги. Более того, КПГ (компримированный природный газ) и СУГ (сжиженный углеводородный газ) позволяют автовладельцам существенно экономить на топливе и хорошо подходят для общественного и коммерческого транспорта. По большинству характеристик газ, особенно метан, превосходит и бензин, и дизельное топливо.

Из сказанного выше можно сделать выводы об актуальности перехода на метановое топливо, т.к. это сэкономит материальные затраты автовладельца, предоставит хорошую безопасность, поддержит экологию окружающей среды. Рассмотрев все положительные и отрицательные стороны данного вида топлива можно видеть перевес положительных сторон относительно отрицательных сторон. Поэтому тенденция перехода на метан занимает центральное место.


Список литературы

  1. Батталханов А.А., Метан на транспорте. Проблемы, задачи и перспективы развития рынков компримированного природного газа., Москва, Издательские решения., 2012 г.
  2. Распоряжение правительства РФ от 13.05.2013 N 767-р “О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива”.
  3. Постановление об утверждении Государственной программы Республики Татарстан «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 — 2023 годы»
  4. Интернет-ресурс: https://newsland.com
  5. Интернет-ресурс: http://ikarm.ru/metan-kak-toplivo