УДК 140.8

«УПРАВЛЕНИЕ» БИОСФЕРОЙ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

№13,

Философские науки

Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: АНТРОПОЭКООМНИЦИД; БИОСФЕРА; НООСФЕРА; ЧЕЛОВЕК; ANTHROPOECOOMNICIDE; BIOSPHERE; NOOSPHERE; HUMAN.


Аннотация: В статье рассматриваются модели «управления» биосферой, изложенные в работах последователей создателя учения о ноосфере В.И. Вернадского. Критически анализируя подобную возможность, автор обосновывает мысль о необходимости человека не управлять, а подстраиваться под естественные механизмы функционирования биосферы.

В условиях актуализации угрозы антропоэкоомницида, особое значение приобретает задача оптимизации путей социоприродного развития. В данном отношении большое значение приобретает необходимость анализа представлений о «технологиях» рационального управления природой.

Натуралистические традиции европейской культуры, связанные с представлениями о человеке как существе, способном воздействовать на развитие природы, берут начало с эпохи Античности. В это время человек воспринимается как часть природы – Космоса, воплощающего в себе идеи Разума, всеобщего Блага, Добра и Справедливости стремление к которым, является целью существования человека, своей повседневной деятельностью, вносящего гармонию в природное и социальное бытие.

В Античности, человек рассматривается как малое подобие Космоса – микрокосм. Мышление и деятельность человека данной эпохи имеет природосообразный характер и характеризуется целостным и ценностным восприятием природы как субстанции, равнозначной объективному Бытию частью которого он является.

В Средние века, человек превращается в хозяина и господина природы. Природа, из воплощения объективного бытия производящего и творящего самого себя становится бытием творимым, произведенным божественной волей. Человек, как малое подобие Бога приобретает возможность «управлять» природой, властвовать над ней. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и, над птицами небесными, и над скотом, и над всей землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле…» [1, с. 605].

Возникновение и интенсивное развитие в Новое время науки, позволило человеку, проникшему в тайны законов природы, осознать себя как фигуру, соперничающую с Богом, способную, стать хозяином и господином природы [2, с. 305].

Представления о человеке как хозяине и господине природы приводит к формированию в XIX-XX веках утилитарного взгляда на мир. Данное мировоззрение характеризует природу как совокупность материальных объектов, ценность которых определяется лишь их способностью удовлетворять материальные потребности людей.

Данное мировоззрение, в итоге, привело к формированию утопических представлений о способности человека не просто воздействовать, но и управлять развитием биосферы.

Особенно четко, подобные взгляды получили свое отражение в созданном В.И. Вернадским учении о ноосфере.

Ноосфера (с греч. нус – ум, сфера – оболочка) – это этап эволюционного развития биосферы на котором человек, обретет способность управлять природными процессами.

Учение о ноосфере отразило сциентистские взгляды В.И. Вернадского, сформировавшиеся в условиях фундаментальных открытий в физике, биологии, космологии, антропологии и других науках, открывших перед человечеством перспективу управления микроструктурами, генетическим кодом живых организмов; возможность проникнуть в тайну происхождения и эволюции Вселенной.

Возможность управления человеком природными процессами, В.И. Вернадский видит в превращении разумного существа, вооруженного техникой и научными технологиями в грандиозную геологическую силу, по масштабам своего проявления, сопоставимую с планетарными и космическими процессами, определяющими тепловой и радиационный режим Земли, газовый состав ее атмосферы, химическое строение гидросферы и т.д.

Взгляды В.И. Вернадского о перспективах управления биосферой получили развитие в работах его последователей: Г.В. Платонова, Э.В. Гирусова, В.П. Казначеева, Е.А. Спирина, А.К. Адамова и других.

Так, В.П. Казначеев, переход к управлению природными процессами видит в возможности проникновения человека в мир атомных и молекулярных микроструктур, следствием чего станет возможность искусственного синтеза им органических веществ в целях личного потребления и удовлетворения сельскохозяйственных нужд [3, с. 219, 220].

Для А.К. Адамова, это управление есть целенаправленная сознательная деятельность человека, организующая социальную и природную жизнь по законам интеллектики, воплощением которых станет формирование ноосферного инициатора ¬– коллективного разума человечества, управляющего эволюцией материей и Космосом. [4, с. 139-159].

А.И. Субетто развивает представления о космогонической интеллектуализации Космоса. Под этой интеллектуализацией он понимает «преодоление Стихийности в космогонической эволюции, перевод ее на новый структурный уровень… Человечество на рубеже XX и XXI веков стоит перед выбором космического масштаба, – пишет ученый. Оно есть интеллект Космоса, Земли, Биосферы. Его функция – управление будущим через управление гармонией Творчества Человека и Творчества Природы – Онтологического творчества» [5, с. 38-39].

В целом, говоря об управлении природой, авторы утверждают перспективу интеллектуализации биосферы и Космоса. Под этой интеллектуализацией они понимают рост разумного начала в постановке целей и реализации задач социоприродного развития (интеллект, в отличие от разума, связан с целеполаганием).

Но может ли человек, посредством своего интеллекта, управлять биосферой, ведь «у будущего есть одно большое преимущество: оно выглядит в реальности не так, как себе его представляешь» [6].

На наш взгляд, перспектива подобного «управления» не более чем миф. Обусловлено это тем, что, несмотря на рост технологического могущества человечества, масштабы его деятельности в биосфере несопоставимы с масштабами геологических и биогенных процессов формирующих облик Земли, ее геологические и геохимические параметры. Данные параметры сформировались за миллиарды лет космопланетарной эволюции Земли, результатом которой, стало формирование геологических и биогенных круговоротов вещества и энергии, поддерживающих динамическую стабильность биосферы.

Человек же, создал антропогенный «круговорот» вещества и энергии, основой которого, является изъятие ресурсов природы, их переработка и превращение в отходы, в основном, не имеющие ценности для биосферы, способствующие ее радиационному и химическому загрязнению. В этих условиях, речь должна идти не об управлении человеком биосферой, а о его сохранении в ее составе, и то, лишь в случае адаптации своей деятельности к естественным механизмам функционирования биосферы.

Утопичность идеи управления человеком биосферой обусловлена, также и другими обстоятельствами. Перечислим их.

1. Элемент системы (человек), не может управлять системой в целом (биосферой).

2. Развитие человека и природы подчиняется объективным законам, воздействовать на которые, человек не в состоянии.

3. Организация «управления» биосферой требует знания всех законов и закономерностей, которым, подчинено развитие природных и социальных систем.

4. Вмешательство человека в естественные механизмы регуляции биосферы (согласно принципу положительной обратной связи) может привести к их разбалансировке и последующей деградации среды обитания человека [7, с. 7-8].

Таким образом, перспектива управления человеком биосферой является не более чем мечтой, иллюзией. Основой этой иллюзии являются представления об экспоненциальном росте технологического могущества человечества, умножение масштабов его техногенной деятельности. Существование подобного заблуждения приводит к отсутствию должного внимания к экологическим проблемам, к формированию мифов о всесилии науки, техники и технологий. Следствием этого становится дальнейшее усугубление экологической проблематики, актуализация угрозы антропоэкоомницида.


Список литературы

  1. Августин Блаженный. О граде божием. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 1296 с.
  2. Декарт Р. Избранные произведения / Р. Декарт. – М.-Л.: Госполитиздат, 1950. – 712 с.
  3. Казначеев В.П. Проблемы человековедения / В.П. Казначеев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. – 332 с.
  4. Адамов А.К. Ноосферная философия / А.К. Адамов. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 342 с.
  5. Субетто А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов) / А.К. Адамов. – Тольятти: МАБиБД, 1994. – 50 с.
  6. Ильин А.Г. Человек в новой системе образования / А.Г. Ильин // NovaUm, 2017 г. – № 5. Режим доступа – http://novaum.ru/public/p140.
  7. Смирнов С.В. Структура и функции биоинтеллектосферы / С.В. Смирнов // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Коллективная монография. – Краснодар, 2017. Книга 16. – 208 с.