УДК 658.5.012.7

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЯХ

№13,

Экономические науки

Ахметшин Эльвир Мунирович
Вайпан Андрей Олегович
Зайнуллин Алмаз Ильдарович


Ключевые слова: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА; КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА; КОНТРОЛЬ; SYSTEM OF MANAGEMENT; CORPORATE CULTURE; CONTROL.


Аннотация: В статье изложены результаты исследования роли корпоративной культуры в компаниях. Знание факторов влияния корпоративной культуры на систему менеджмента может быть полезным для практики управления.

Для обеспечения выживаемости и конкурентоспособности в современных условиях, когда норма прибыли постоянно падает, компании вынуждены расширять масштабы своей деятельности. Интеграционные процессы являются одним из механизмов адаптации бизнеса. В свою очередь, расширение бизнеса влечет за собой усиление делегирования полномочий и контроль их реализации, способствует формированию корпоративных отношений. Сегодня российские компании стремясь найти и сохранить свое присутствие на глобальном рынке, вынуждены внедрить базовые принципы корпоративного управления, предусматривающие, в том числе, морально-этические нормы и социальную ответственность [4].

Революционные изменения среды современного бизнеса, формирование принципиально0новых характеристик человеческого капитала инициируют поиск новых систем, технологий и инструментария управления, адекватных вызовам XXI века и обеспечивающих эффективность объектов управления [9], [1]. Изменения, происходящие в обществе и экономике, выдвигают как альтернативу жестким иерархическим отношениям модель управления, основанную на социальном воздействии на персонал через морально психологический, этический инструментарий и культуру организации, что способствует повышению эффективности менеджмента и улучшает морально- психологический климат в коллективах [7], [5].

Культура, определяющая границу между дозволенным и недозволенным, всегда имеет нормативный смысл. При сильной корпоративной культуре поведение и действия людей регулируются не только иерархическими отношениями, но и признанными и принятыми членами коллектива морально-этическими нормами, что при согласованности корпоративной культуры организаций со стратегией её функционирования и развития, становится мощным ресурсом эффективности деятельности [6]. Жесткое администрирование и управленческий контроль уступают место самоуправлению, самоконтролю, и взаимному контролю. М. Кассон утверждает, что «… эффективная культура имеет сильное моральное содержание. Мораль может преодолеть проблемы, которые формальные процедуры – основанные на контроле за исполнением условий контрактов – преодолеть не могут. Поэтому сильная культура снижает транзакционные издержки и повышает производительность – успех экономики зависит от качества её культуры» [3]. По мнению Геральда Егана, культура является мощнейшей системой контроля, так как она воздействует не только на открытое организационное поведение, но и на его скрытую теневую сторону [10].

Эдгар Шейн считает, что менеджмент и культура организации неотделимы друг от друга и последовательно влияют на восприятие и установки наемных работников [8]. Уровень и характер использования социально-культурного инструментария является одним из ключевых факторов снижения сопротивления персонала к системам управления и контроля [2]. Дополнительные возможности управления и контроля корпоративной культуры способствуют снижению сложности и неопределенности в системе менеджмента, что способствует повышению эффективности и качества процедур управленческих решений [11].

На основании изучения результатов проведенных исследований относительно роли корпоративной культуры в системе менеджмента можно выделить некоторые обобщенные факторы. Таким образом, характеристики корпоративной культуры могут:
– влиять на менеджмент персонала (определять системы принятия и увольнения, поощрения и наказания, повышения квалификации работников, продвижение работников по вертикали и горизонтали);
– способствовать социализации работников, формировать условия труда;
– способствовать развитию связей в системе менеджмента;
– способствовать снижению неопределенности в системе управления;
– влиять на другие характеристики систем управления (формировать приоритет социально-гуманитарной составляющей, способствовать сокращению уровней управления, обеспечить быструю реакцию на запросы персонала, способствовать привлечению работников к процедурам управленческих решений) [12].

Таким образом, корпоративная культура становится одним из важнейших направлений работы по обеспечению эффективности менеджмента компаний в современных условиях. Она должна способствовать повышению эффективности бизнес-процессов, непрерывному развитию организации и её персонала, формированию комфортных условий и благоприятной атмосферы в коллективе, повышению общественной значимости и статуса организации в своей сфере деятельности.


Список литературы

  1. Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш., Жуков В.М. Возможности адаптивной модели AGILE для менеджмента // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2017. № 1. С. 7-15.
  2. Ахметшин Э.М. Проблема сопротивления персонала контролю в системе менеджмента // Казанский экономический вестник. 2014. № 3 (11). С. 32-38.
  3. Каммингс С. Реконструкция стратегии. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. 560 с.
  4. Муллахметов X. Корпоративное управление в России // Общество и экономика. 2009. № 4-5. С. 118-123.
  5. Муллахметов X. Организация персонала в системе контроля // Управление персоналом. 2008. № 19. С. 44-53.
  6. Муллахметов Х. Корпоративная культура в системе менеджмента // Общество и экономика. 2016. № 11. С. 41-53.
  7. Муллахметов Х.Ш. Влияние эволюции менеджмента на организацию контроля // European applied sciences: modern approaches in scientific researches. Papers of the 4th International Scientific Conference. Edited by Ludwig Siebenberg, technical editor: Peter Meyer. Штутгарт: ORT Publishing, 2013. С. 176-182.
  8. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство. СПб: Питер, 2002. 336 с.
  9. Adizes I. Theory and practice of management transformation before new challenges — Russia has to catch up // Harvard Business Review — Russia, January-February, 2017, P. 6-10.
  10. Egan G. Working Shadow Side Management. New York: Jossey Bass, 1994. 276 p.
  11. Mullakhmetov K. Control in the system of managerial decisions procedures: a conceptual view // Problems and Perspectives in Management. 2016. Т. 14. № 3. С. 64-76.
  12. Mullakhmetov K.S., Sadriev R.D., Krotkova E.V., Sharafutdinov R.I. Culture as a Factor of Influence on the Management Potential of Modern Organizations // Helix. 2018. Т. 8. № 1. С. 2843-2846. doi:10.29042/2018-2843-2846