УДК 339.5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РАБОТУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

№13,

Экономические науки

Камашкина Ксения Алексеевна
Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА; УПРАВЛЕНИЕ; МЕНЕДЖМЕНТ; ТАМОЖНЯ; УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ; РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ; QUALITY MANAGEMENT SYSTEM; MANAGEMENT; MANAGEMENT; CUSTOMS; MANAGEMENT DECISION; REGIONAL CUSTOMS ADMINISTRATIONS.


Аннотация: В статье рассматриваются ключевые вопросы о необходимости применения системы менеджмента качества и последствия внедрения системы для Федеральной таможенной службы. Даётся характеристика применения принципов система менеджмента качества в таможенной практике.

В современных условиях развития экономики сформировались предпосылки для мобилизации системы менеджмента качества. На практике неоднократно применялась система менеджмента качества на предприятиях разного рода деятельности в экономической системе нашей страны, в том числе и в таможенных органах. Общеобязательными являются принципы, которые заложены в теоретическом базисе системы менеджмента качества [1].

По мнению ученых, системное управление качеством стоит выделять как часть общей системы управления предприятием, которая находится в тесной взаимосвязи с другими элементами менеджмента [2]. Практика выявляет различные случаи применения системы менеджмента качества, в которой отражены все положительные и отрицательные стороны теории.

Стандарты ИСО 9000 «Системы менеджмента качества» направлены на улучшение системы таможенного контроля, повышение работоспособности кадров, упрощение операций в области таможенного дела и создание единых требований для участников ВЭД [3]. Исходя из стандартов ИСО 9000; 9001, таможенные органы производят самый главный продукт- верное управленческое решение. От правильности решения Таможенного органа зависит эффективность таможенного контроля внешнеэкономической деятельности Российской федерации.


Рис. 1. Периодизация внедрения системы менеджмента качества [4].

Практика внедрения СМК в таможенные органы позволила выделить критерии и требования к процессам таможенного контроля. Развитие системы контроля качества поможет в дальнейшем построить прогнозы и ориентиры для таможенной политики государства. На основе каждого принципа можно по отдельности рассмотреть все проблемы, связанные с функционированием таможенных органов. Стандарты ИСО считаются признанными на мировом уровне, что говорит о единообразии операций и способствует развитию политики глобализации и стандартизации. В таблице 1 приведены основные принципы стандарта ИСО 90001 на примере работы Федеральных таможенных органов [4].

Таблица 1

Сравнение основных принципов СМК с деятельностью таможенных органов [6]

Принципы системы СМК

Применение принципов СМК в таможенной практике

1 Организация, сфокусированная на заказчика Участники ВЭД заинтересованы в экспорте и импорте своей продукции. Таможенные органы готовы оказать им торможеные услуги разного рода.
2 Лидерство руководства Единство — цели- это защита экономических интересов государства. Четкое разделение задач помогает более качественно выполнять поставленные цели.
3 Вовлечение людей Мотивация сотрудников, работа на благо государства. Ответственность за каждое действие, непрерывность процессов.
4 Процессный подход Большое ресурсное обеспечение таможенных органов, которые тесно взаимосвязаны, дает конечный результат (продукт) таможенную услугу.
5 Системный подход к управлению Любое решение и изменение одного процесса отражается на последующем. В таможенной сфере каждый процесс взаимосвязан с другими. Изменение одного отражается на другом.
6 Постоянное улучшение Постоянное развитие Федеральных таможенных органов. Изменение в структуре нормативно-правовых актов и в структуре их практического применения.
7 Подход принятия решений, основанных на фактах Любые решения обоснованы и доказаны статистикой. Данные ведутся за каждый год, исходя из которых и формируется управленческое решение.
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиком Поставщик (участник ВЭД) перевозит товар через границу, а таможня взимает таможенные пошлины, выполняя свою основную функцию.

В настоящее время, не до конца разработаны механизмы, способствующие функционированию таможенных органов. На практике есть изъяны, над которыми ведутся работы по их устранению. Организация должна быть готова к внедрению СМК, в противном случае она может не выдержать перемен. Для этого необходимо заложить стандартные основы. Для этого выделяют стадии, для постепенного внедрения системы контроля [5]:

-во-первых, исходя из нормативно-правовых актов, определить функции органа государственной власти;
-во-вторых, создание перечня услуг, которые может оказывать организация;
-в-третьих; структурирование основных процессов, которые обеспечат выполнение основах функций.

После выполнения анализа предприятия, важно проверить соответствие стандартам ИСО 9001 и зафиксировать первые и последующие результаты деятельности. Единый стандарт 9001 берет за базис ИСО 9000 и формулирует на его основе единые нормы [5]. Постепенные нововведения должны обеспечивать конечный результат- достижения качественной работы. В дальнейшем необходимо составить прогноз и политику развития организации. Только таким способом можно создать ту организацию, которая будет соответствовать современным стандартам экономической системы государства.

Жалобы — один из показателей работы структур таможенных органов. Исходя из статистики, можно сделать вывод насколько удовлетворяет качество таможенных услуг потребителя. Для этого сравнивают количество жалоб за определенный период, их уменьшение говорит об изменениях и улучшениях в работе организации.


Рис. 2. Количество обращений (жалоб) в таможенные органы Приволжского таможенного управления [4].

Жалобы в таможенные органы поступают как от участников ВЭД, так и он граждан. Как показывает статистика, количество жалоб уменьшается. Это связано с улучшением качества оказания таможенных услуг. С каждым годом проблем становится меньше. Система менеджмента качества призывает к единству операций и более структурному разделению обязанностей в организации. На основе обращений таможенные органы делают выводы и пытаются искоренить проблемы.

Таким образом, внедрение СМК в таможенные органы даёт точную оценку деятельности ТО и выявляет минусы, над которыми нужно работать. Деятельность в сфере производства таможенной услуги стала наиболее упрощенной, о чем говорит практика современного таможенного дела. Так как один из принципов- это непрерывное улучшение, к чему и стремится Федеральная таможенная служба, то СМК необходимо развивать и в дальнейшем.


Список литературы

  1. Кане М.М, Иванов Б.В, Корешков В.Н. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. «Издательский дом «Питер»» 2-е изд. 2017 г.
  2. Искандерова Р. Р. Методика оценки результативности СМК предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/85/15905/ (дата обращения: 17.05.2018).
  3. Пивоваров С.Э, Максимцев И. А, Хутинова Е.С, Рогова И.Н. Операционный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Из-во: Москва, 2010 г.
  4. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru (дата обращения: 5.03.2017).
  5. Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Сборник научных статей / под общ. ред. Фотиной Л.В. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 428 с.
  6. Кнышов А.В., Рощина К.С. Управление качеством в таможенном деле согласно международному стандарту ИСО 9000:2000 // NovaUm.Ru. — 2018. — № 11. — С. 114-117.