УДК 130.2

РОССИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ АГРЕССИИ

№13,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: РУССКАЯ КУЛЬТУРА; ЦИВИЛИЗАЦИЯ; МЕГАПОЛИС; МУДРОСТЬ; КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; RUSSIAN CULTURE; CIVILIZATION; METROPOLIS; WISDOM; CULTURAL COOPERATION.


Аннотация: В данной статье речь идёт о том, что Россия и русская культура в настоящее время, впрочем, как и всегда, находятся под влиянием цивилизационной агрессии Запада. Русская культура, ориентированная на высокие идеалы, сохранила свою самобытность и связь поколений. В этом её главная значимость для России и ценность для остального мира. Не потеряв связи с Творцом, русский человек и русская культура остаются загадочными явлениями для мира. В самой России происходит столкновение агрессивной цивилизации и несущей смирение культуры. Мегаполисы в России и русская глубинка стоят по разные стороны философских и научных дебатов. В последнее время преобладает точка зрения о превосходстве беззащитного явления – культуры.

Русская культура долгое время находилась в униженном состоянии, русских боялись и формировали русофобские умонастроения на внешнеполитической арене. Кому –то было нужно настроить против русских весь остальной мир. Но при этом мир не знает, что в российской глубинке люди живут очень скромно, их обошли стороной многие искушения современной цивилизации, однако средства самоуничтожения человека и туда проникли. Но в своей основной массе глубинка живёт по совести, по традиции, не нарушая заветы предков. В мегаполисе, где люди накопили определённые богатства, устроились в жизни, вдруг начинают обращаться к культуре и образу жизни своих предков. Отчего бы? Получается, что провинция возрождается из мегаполиса? Полагаю что не так, напротив, если бы провинции с её невинной простотой и святой наивностью погибла, то мегаполис бы воссоздал её всего лишь в музее, салоне и т.д. Но тот огромный потенциал культуры, который таит в себе русская провинция, глубинка, способен возродить целые исторические эпохи, привести в движение большие массы людей, изменить их образ мышления. «У русских в глубинке вообще особое отношение ко времени — считает Йохан. По России финские дизайнеры путешествовали на автобусах, в электричках (в них Ааму и Йохан видят архетип русской культуры) и поездах дальнего следования. «Русские не считают, что провести 20 часов в поезде, это потеря времени — они пьют чай, поедают захваченную с собой в дорогу домашнюю снедь, а главное — ОБЩАЮТСЯ, раскрывая порой случайному попутчику то, что не смогли сказать дома родному человеку» [1; с. 335]. В мегаполисе жизнь кипит в полном смысле слова, люди суетятся, не замечая времени. В провинции тоже не замечают время, но это время, проведённое с пользой, в рамках устоявшейся традиции, занятий, общения и т.д. Каждое слово, сказанное в глубинке, значимо. Это слово соприкасается с основами культуры, придавая словам смысл и значимость. Культура выступает мерой жизни, которая направляет человека. С культурой можно сравнивать жизненные ситуации и черпать из культуры силы для деятельности. В мегаполисе человек вынужден постоянно переделывать результаты своего труда и затраченного времени, потому как во многом этот труд не осознанный, а необходимый для зарабатывания денег. Социальная система ставит человека в рамки, выйти из рамок человек не может, чем бы он ни занимался. Это означает, что человек вынужден следовать этим социальным рамкам, стараясь не думать о последствиях своего труда, да и не представляя конечной цели своей деятельности. Депривация усиливается и социальная система всё больше уводит человека от культуры. Человек готов зарабатывать любой практически деятельностью.

Современные либералы будут считать, что русская культура отстала на целые века от европейской культуры. Но собственно что они понимают под европейской культурой? Умение вести себя в метро и театре? Или красоту тату нанесённых на тело? Всё это социальные нормы и социальные стереотипы, не имеющего никакого отношения к культуре. Философия и культура Запада также не способна накопить мудрость для потомков, потому как её главная задача — объяснить эпоху. Но западная философия не отвечает на вопрос: кто создал эту эпоху? Почему Западная цивилизация вынуждена распространяться по Планете и почему она не в силах существовать в рамках одного региона? Ответ очевиден – под видом культурного превосходства и цивилизационной развитости Запад просто расширяет свои сферы влияния, потому как запущенный механизм они уже не в силах сдерживать, не владея сами собой, не имея достаточно сил для того, что бы остановиться и осознать происходящее. Создаются иллюзии, мифы и утопии, которые западная цивилизация под видом культурного сотрудничества должен распространять по планете. «Цивилизация ищет выходы из многочисленных тупиков, (которые она сама и создает) с помощью культуры, которая утопично предлагает кардинальные способы выхода из них: за аквалангом следует доктор Сарториус, пересаживающий легкие акул беднякам, которым нет места на Земле. («Человек-амфибия» Александра Беляева). Утопия раздвигает освоенные цивилизацией границы телесного, социального и духовного бытия человека. Она говорит: должное не только необходимо, но и возможно. Утопия цивилизует саму цивилизацию, делает возможной её продвижение во внешний космос и внутренний – человеческий»[5; с.45]. В цивилизованном мегаполисе, а именно мегаполисы являются следствием развития цивилизации, создаются социальные стереотипы, которые человек из провинции воспринимает именно как иллюзию, а житель цивилизованный житель мегаполиса этого уже не замечает. Провинциалу в городе всё кажется непонятным, чуждым, искусственным. Потому как провинциал ориентируется на ту культуру, которая воспитала его и у него мало представлений о цивилизованном устройстве жизни. Можно выбрать нечто среднее во взаимодействии цивилизации (мегаполиса) и культуры (провинции). «Мезоутопический подход к анализу социальных процессов, таким образом, нам представляется более эвристичным по сравнению с утопическим и антиутопическим. Его преимущество над утопизмом заключается в том, что он отражает модель не идеального, а реального бытия (идеал – это то, к чему стремятся, но не то, чего можно достичь)» [4].

Желая понять русскую культуру, Западу необходимо считаться с её основами и вековыми вехами развития. «С точки зрения социокультурного подхода, в случае, если культура эмпатии не развита, то мы имеем дело с неблагополучным и опасным обществом» [3; с.113]. Безудержный прогресс не может быть бесконечным, рано или поздно с очевидностью проявится нехватка культуры, которая всегда опирается на здравый смысл, всегда рациональна и не бывает враждебной для человека. На Западе «…Создаваемые культурой образы теряют свою «грубо-архаическую функцию», перестают иметь функциональное предназначение, они навязываются, превращаясь в «парад навязанных представлений», проникают во внутренний мир человека, доказывая ему свое существование «избыточным излиянием своих видимостей» [2; с.101]. Данная эксплуатация культуры позволяет сформировать иллюзорное представление о реальности, которое вначале кажется чем-то неестественным, но затем люди к этому привыкают. Привыкнув, люди начинают предлагать другим усвоенные ими образцы поведения и потребления. Если кто-то отказывается воспринять данные образцы, то против них начинают применять различные методы скрытой агрессии и т.д. Русская культура своей древностью и глубиной разоблачает акты этой скрытой агрессии. Имея представление о целостном мире, любая культура является духовным иммунитетом для того или иного народа, однако многие культуры в наше время подверглись воздействию цивилизации, направленной на уничтожение Планеты и Человека.

«Западная культура становится, современным компенсаторным механизмом психической неустойчивости травмированного человека, который, в свою очередь, переводит в план своих внутренних переживаний это, так называемое социальное «попечительство», которое производит не только необходимые материальные блага, но и иллюзию теплоты и доверия общения. Разумеется, декларируемое Западом социальное «попечительство» имеет своей целью увеличение сбыта и рост прибыли, но правильная «подача» культуры как дара свыше дает ощущение ее демократичности» [2; с.101]. В современных мегаполисах происходят подобные процессы. Человек мегаполиса находится под постоянной опекой общества. Если человек болен, то волонтёры организуют сбор средств. Это выглядит как социально одобряемое действие и поэтому привлекает молодых людей быть или казаться лучше, чем они есть на самом деле. Это просто помогает им занять (или убить????) своё свободное время. Конечно же, не стоит в этом явлении видеть только плохое, есть, безусловно, и хорошее в этом, однако здесь можно говорить о скрытой агрессии. Для общества лучше было бы сделать так, что бы люди, не становились инвалидами. В русской культуре русский человек к людям с ограниченными возможностями относится доброжелательно и в данном случае русского человека не стоит заставлять оказывать помощь инвалидам при помощи закона или социальной рекламы.

Русская культура – это культура мудрости. Мудрость не лежит под ногами и простым поднятием ею не овладеть. Русскому человеку необходимо быть в постоянной связи с живыми силами своей культуры. Русская культура, опираясь на высокие идеалы, воплощает их в реальной жизни не в чистом виде, а в виде образцов, трудных для понимания непосвящённому человеку. Культура является тем, к чему человек склоняется независимо от своего социального положения. Уважение к традиции возвышает человека над природой и происходит внутренний рост самого человека. Духовная энергия не тратиться понапрасну, она используется для созидательного труда человека. Выражение культуры в философии и обозначение её значимости необходимо лишь для использования её могучего потенциала в целях развития цивилизации. Использование сил культуры в науке способно привести к непоправимым последствиям для человека. Отрыв от культуры невозможен для правильного развития, хотя и само развитие есть не что иное как расширение, при этом внутренняя энергия культуры слабеет всё больше и больше. Со временем эта энергия совсем исчезнет и тогда сложная система придёт к хаосу. Хаоса не будет лишь у тех, кто живёт в рамках культуры. Культура не знает хаоса, философия имеет дело с различными категориями науки, в том числе и с категорией хаоса. Живая связь философии, как целостного мировоззрения, и культуры, как целостности, обеспечит правильное применение науки в жизни человека и общества.


Список литературы

  1. Михалкова Т.К. Проект «Секреты России» в Хельсинки и Петербурге // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2016. № 16. С. 332-339.
  2. Рязанцев А.А. «Грамотно» травмированная культура // Аналитика культурологии. 2012. № 22. С. 101-105.
  3. Слесаренко З.Р. Философские и научные аспекты понимания культурной эмпатии / Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 110-113.
  4. Смирнов С.В. Мезоутопия: к анализу социальных проектов будущего // NovaUm, 2017, №5. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p150
  5. Стрелец Ю.Ш. Утопия как ресурс пресуществления цивилизации в культуру // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 7 (182). С. 42-46.