УДК 130.2

ФИЛОСОФСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

№13,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: КУЛЬТУРОЛОГИЯ; ФИЛОСОФИЯ; МУДРОСТЬ; ОБЩЕСТВО; СОЦИАЛИЗАЦИЯ; CULTUROLOGY; PHILOSOPHY; WISDOM; SOCIETY; SOCIALIZATION.


Аннотация: Философия сейчас понимается так же как и в Древней Греции 2500 лет назад – любовь к мудрости. Однако открываемые в настоящее время истины говорят, что подобное понимание философии не может быть полезным более, потому как мир вышел или выходит из под влияния умозрительных истин. Сейчас всё более очевидным становится то, что человек должен проявить разум и стать носителем мудрости в мире, а не просто дистанционно любить мудрость. Мудрость не отрицается, но и не реализуется полностью в жизни человека. В статье говорится о понимании современной философии в рамках культуры.

В настоящее время человек лицом к лицу столкнулся с подлинной культурой, которая на протяжении многих веков подвергалась поруганию, однако не погибла, а пришла на помощь современному человеку. То, что ещё недавно понималось, как культура, является искусством и созданными человеком образцами поведения. Однако нагромождения социальных стереотипов и событий в жизни современного человека поставили под вопрос истинность культуры, её зависимость от человека и социума. «Процесс дивергенции, в результате которого научное знание о культуре отделилось от его философского осмысления и стало развиваться в вариантах гуманитарного осмысления. Мы видим, что в философии культуры получает рациональное выражение самосознание человека в культуре, а культурология предстает как знание об отдельных культурах и культуре как системе. На первом этапе становления культурологии как науки дивергенция философии культуры и культурологии была доминирующим процессом. Параллельно с процессом дивергенции развивался и процесс конвергенции, набирающий силу в настоящее время»[2; с.64]. Современный человек предпочитает избегать ответственности за свои действия, списать всё на Бога, а религия тут как тут подхватывает падшего человека и предлагает ему утешение в виде прощения греховности. Однако, культура всегда приходит на помощь человеку. Мало того, культура является спутником человека на протяжении всей жизни. В детстве человек ребёнок, но он уже человек. Затем подростковость, юность, молодость, зрелость и старость. Все этапы жизни отражены в культуре. В этой связи философия, главной в которой является мудрость, способствует накоплению культурного опыта человечества. «К концу 20 века тема внутренней диалогичности культуры и механизмов взаимодействия различных ее пластов получила новый импульс развития в связи с попытками спрогнозировать социально-исторических последствий глобализации формирования информационного общества. Особенно острые дискуссии развернулись в последние годы вокруг проблемы соотношения национальных культур и так называемой, глобальной культуры» [3; с.168]. Развитие техники и науки не уничтожают культуру. Культура остаётся последней опорой для современного человека. Современный образованный человек позиционирует себя образцом для других людей, ведёт себя соответственно своему социальному статусу, при этом считает себя человеком культурным. Однако ничего общего с культурой это не имеет. Культура определяется как рациональное действие человека в природе. Рациональность является главной ценностью культуры. В культуре нет лишних элементов, а всё что нам кажется не понятным, не должно восприниматься как лишнее и ненужное. Если же всё-таки нас что-то смущает в элементах культуры, то это всего лишь наше непонимание. «Человек, включенный в современную систему массовых коммуникаций, оказывается очень податливым к пропагандистским воздействиям всякого рода. Это используется в современном пиаре и так называемых политтехнологиях. Главная цель профессионалов пиара – не развитие рациональных способностей человека, а, напротив, притупление его критической рефлексии. Старый идеал либерализма – индивид, который свободно, без всякого внешнего давления принимает решения на основании собственных размышлений, представляется сегодня менее осуществимым, чем это было 100 лет тому назад» [4; с. 77]. В этих условиях человеку невозможно самостоятельно принимать решения без посторонней помощи. Человек это система открытая, способная взаимодействовать с другими людьми без ущерба себе. Напротив, взаимодействие с другими людьми делает человека лучше, помогая ему полнее раскрыть себя и обозначить полезность своих усилий. Например, в сфере образования сейчас педагоги часто вынуждены заниматься пустой работой. Это понижает их труд в собственных глазах, а без самоуважения трудно быть полезным для других. Сейчас, впрочем, как и всегда, необходимо более внимательно относиться к явлениям собственной культуры, потому как именно своя культура позволяет сохранять и преумножать тот потенциал, который был накоплен многими предшествующими поколениями предков. Это придаёт уверенность в правоте деятельности человека и правильности выбранного им пути. Такая уверенность исчезает, как только человек отвлекается на чуждые ему ценности. Иная культура может быть значима лишь постольку, поскольку значим для нас самих наша культура.

«Современным людям уже не интересны поэты, писатели, композиторы ушедших эпох. Им симпатизируют современные реперы, блогеры и писатели, что вместо действительно проработанных и продуманных романов которые писались годами выпускают чуть ли не каждый год современные бестселлеры, продиктованные требованиями современной эпохи, но проблема заключается в том, что, выпуская такой второсортный контент во всемирную сеть они тем самым способствуют еще большему понижению уровня развития общества, что опять же опускает культурный уровень»[1].

Таким образом, современному человеку приходится сталкиваться со множеством трактовок и пониманий происходящих событий. Человек подвержен многочисленным воздействиям информационной среды, которые управляют его жизнью, давая рекомендации и советы. Однако, жизнь человека, как набор последовательных этапов жизни, зафиксирована в культуре. Человек сейчас подменил понятие культура понятием социальная норма. Следовать социальным нормам и стереотипам – значит быть в потоке жизни. Однако почти никто не задаёт вопрос кто и для чего создаёт те или иные стереотипы. Эти стереотипы созданы не для отдельного человека, а для большой массы людей. Потому как отдельный человек может и не последовать за новой социальной нормой ввиду боязни быть осужденным обществом или просто от непонимания, для чего это надо. Но когда определённому стереотипу следуют многие, то отдельный человек уже не задумывается о рациональности и полезности данного типа поведения, моды и т.д. Традиционная культура способна снять это непонимание, однако привычки цивилизации и её комфорт мешают осмыслению человеческой жизни. Рано или поздно человеку придётся задуматься над пониманием собственной жизни и её значимости.


Список литературы

  1. Быстров Д. С. Деградация культуры человека как обратная сторона научного прогресса // №10, 2017. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p467
  2. Денисова И.В., Воденко К.В. Структура культурологического знания: философия и социология культуры / Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 12. С. 62-71.
  3. Кузнецова Т.В. Философская теория культуры: этапы развития / Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7 (71). С. 163-168.
  4. Лекторский В.А. Вызовы рациональности в современной культуре / Стратегические приоритеты. 2014. № 2. С. 71-86.