СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

№4,

Юридические науки

Омельченко Сергей Владимирович


Ключевые слова: ПРИЗНАНИЕ; СОБЛЮДЕНИЕ; ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА; ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ; ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ; ВОЕННЫЙ РЕЖИМ; УГРОЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА; МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ; ТЕРАКТЫ; THE RECOGNITION; OBSERVANCE; PROTECTION OF THE RIGHTS OF MAN AND CITIZEN; SPECIAL LEGAL REGIMES; A STATE OF EMERGENCY; THE MILITARY REGIME; THE THREAT TO HUMAN LIFE; RIOTS; ACTS OF TERRORISM.


Аннотация: В данной статье рассмотрены особые правовые режимы, возникновение различных ситуаций чрезвычайного характера, при котором обычное функционирование общества и государства становится невозможным по различным причинам, обеспечение прав и свобод граждан приобретает особое значение.

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина являются обязанностью государства. Реальное обеспечение прав и свобод граждан и безопасности личности относится к жизненно важным интересам Российской Федерации» [1].

В период действия особых правовых режимов, возникновение различных ситуаций чрезвычайного характера, при котором обычное функционирование общества и государства становится невозможным по различным причинам, обеспечение прав и свобод граждан приобретает особое значение. Согласно высказываниям В.В. Маклакова и Б.А. Страшуна, которые считают, что наиболее часто в основных законах государства содержатся нормы, которые предусматривают ограничения прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах.

К вышеотмеченным обстоятельствам следует отнести, агрессию со стороны иностранного государства, безопасность и угроза жизни гражданина или конституционному строю государства, например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др. При таких обстоятельствах национальным законодательством предусмотрено введение особого чрезвычайного правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций.

Как гласит статья 87 и статья 88 Конституции РФ, что «военное положение вводится только Президентом Российской Федерации на территории страны или в отдельных ее местностях и только при угрозе национальной безопасности, исключительно внешнего характера, тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силу причин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом» [1].

Были приняты Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30.05.2001 и «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30.01.2002, являющиеся в настоящее время в исключительных для государства обстоятельствах основой особых режимов деятельности органов местного самоуправления и организаций, органов государственной власти, иных государственных органов.

Этими обстоятельствами считаются для военного положения против России, это агрессия или непосредственная угроза агрессии, непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации (для чрезвычайного положения).

При подготовке и в процессе обсуждения проектов, названных Федеральных конституционных законов, в особенности закона «О военном положении», делался акцент на тщательное изучение норм международного права, главным образом в связи с определением оснований, условий и порядка ограничений прав и свобод граждан. Необходимость в этом выражалась не только появляющейся тенденцией нарастающего влияния международного права на систему и отрасли внутреннего права Российской Федерации, но и в тем, что детальный анализ и использование норм международного права имели большое значение из-за развернувшейся дискуссии по вопросу ограничения прав и свобод граждан [2].

В законодательстве зарубежных стран по практике применения чрезвычайных режимов и военного положения в целом, данные режимы рассматривают как институты, регламентирующие один из режимов, который осуществляется органами власти в различнейших ситуациях, когда уже не представляется возможным нормальное функционирование государства и общества. Следовательно, применение чрезвычайного или военного режима, это прежде всего ограничение прав и свобод граждан.

В период обсуждения законопроекта «О военном положении» [3] наиболее весомой и обоснованной явилась точка зрения, при которой в условиях военного положения могут быть предусмотрены ограничения некоторых прав граждан, которые, так же как и в период чрезвычайного положения, допускаются только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не могут затрагивать основополагающих прав и свобод и должны согласовываться с требованиями ст. 55 и ст. 56 Конституции Российской Федерации.

Согласно перечню прав и свобод, закрепленного в Конституции РФ, не подходящих под ограничение при введении чрезвычайного положения, более широк, если сравнить с Международным пактом о гражданских и политических правах, за счет указания таких прав, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну частной жизни и другие. По такому поводу, были сделаны предложения по внесению соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации, позволяющие более эффективно осуществлять режим чрезвычайного положения.

Изучение и анализ норм международного права и практики применения особого военного режима позволило определить необходимость введения ограничения некоторых прав и свобод граждан в таких условиях, а также введения их возможных пределов.

Как показывает анализ зарубежной практики, ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения, не распространяются на основных правы граждан, а носят ограниченный по объему и времени действия характер, применяются только на основании соответствующего законодательного акта. Несмотря на введение чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека должны не укоризненно соблюдаться.

Следовательно, принцип, закрепленный в Конституции России (ч.3 ст. 55), а именно содержится необходимая мера ограничения прав и свобод человека и гражданина, направленная в первую очередь на обеспечение безопасности и обороны нашего государства, в продолжение сказанного отметим также, что должна соблюдаться степень разумности и достаточности вышерассмотренных мер и что данные меры не должны быть несовместимыми с обязательствами Российской Федерации по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации и не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного положения.

Законопроектом могут предусматриваться ограничения отдельных прав граждан России, иностранных граждан, а также лиц без гражданства на время военного положения, однако, это возможно только в соответствии с требованиями норм международного права. Соблюдение данного требования является основой обеспечения безопасности человека и гражданина в условиях военного положения, и также возможно обеспечение безопасности в условиях чрезвычайного положения.


Список литературы

  1. Конституция Рос. Федерации от 12 декабря 1993г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законом о поправке к Конституции от 21 июля 2014 №11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — №31. — Ст.4398.
  2. Михайлова И.А. Право на жизнь: актуальные проблемы законодательства, теории и практики // Российский судья. — 2015. — № 8. — С.34.
  3. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27.12.2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 16.01.2002 г.: в ред. Федер. закона от 12 марта 2014 г. № 5 // Рос. газ. — 2002. — 2 февраля.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газ. — 1998. — 10 дек.