УДК 101.9

ПОНИМАНИЕ СОБОРНОСТИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИО-ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

№13,

Философские науки

Сабирова Лиля Андреевна (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: СОБОРНОСТЬ; КОРПОРАТИВНОСТЬ; ОБЩИННОСТЬ; CONCILIARITY; CORPORATISM; COMMUNITY.


Аннотация: Статья посвящена проблеме философского понимания соборности в XX-XXI веке в русской философии, проблеме вырождения соборности и перетекания в общинность и корпоративность.

Соборность изучалась и была наиболее глубже рассмотрена ранними и поздними славянофилами и трактовалась как религиозное явление. Зародившись в трудах А.С. Хомякова, идеологически соборность продолжила развиваться в трудах Аксакова К.С, Киреевского И.В., Флоренского П.А., Флоровского Г.В.

Соборность в трудах славянофилов XIX века трактовалась как религиозное явление. В XX в. эти представления несколько изменились: появилось понятие «симфоническая личность», тождественное соборной личности, но являлось светским отражением действительности. Философы стали искать способ предопределения исторических разногласий между интеллигенцией и народом. Понятие соборная (симфоническая) личность раскрывается в работах различных философов: А. Л. Анисина, Е. А. Гончарова, Л. П. Карсавина, Н. Н. Савицкого, В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, А. С. Хомякова и д.р. С. Л. Франк предложил понимать соборность как неразрывное органическое единство, которое вырастало из единства «мы». «Соборность, – пишет он, – … есть «органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы». [4] С.Л. Франк в своем осмыслении соборности более близок к его современной интерпретации как единению к общинности и т.д. Соборность предполагает единомыслие, единодушие, общность судьбы и жизни объединенного множества людей, возможность любви к соотечественникам, теплоту внутреннего родства и взаимопонимание. Первичной и основной формой соборности Франк считал единство брачно-семейное, затем видел её проявления в религиозной жизни, и наконец – в «общности судьбы и жизни всякого объединения множества людей».

По мнению А.Л. Анисина, «соборность» подразумевает отсутствие противоположности между коллективностью и индивидуальностью, а точнее
говоря, отменяет собою эти понятия [1.]. То есть соборность не выходит из конфликта противоположных начал, ликвидируя их противоречие его воспроизведением на новом уровне, она является скорее исходной точкой, некоторой изначальной данностью. Многие современные философы отождествляют соборность с общинностью и общиной. Такой точки зрения придерживаются Т.И. Благова и В.С. Семенов. «В России, – пишет В.С. Семенов, – традиция приоритета в бытии людей социального единения выражалась в повседневных отношениях социального общения людей, их общинности, товарищества, коллективизма. Всегда это была огромная и тесная социальная связанность людей между собой, живущих вместе, активно помогая друг другу. Это проявлялось… в русской общине, соборности. В совокупности духовность и коммунальность, социальность с самого начала были и остаются двумя главнейшими отличительными чертами цивилизационного облика и цивилизационного развития народов России» [3].

Подобные точки зрения, наш взгляд, под «соборной личностью» понимают личность высокодуховную и созидающую. Соборность требует от каждого члена общества наличия индивидуальности и социальных качеств, отличающей личность человека от других личностей. Соборная личность не только выполняет приказы, она сама участвует в создании нового общества, она сотворчествует в духовном единении с другими личностями. Такая соборная личность не всегда удобна для построения экономического уклада и способствует формировании корпорации и корпоративной культуры, а также в иных сферах хозяйственно- экономической жизни страны. Под влиянием рыночной экономики соборный человек постепенно становится и (или) человеком корпоративным. В этом процессе мы видим позитивные и негативные черты. Под корпоративностью следует иметь в виду объединение индивидов для осуществления коллективными усилиями их личных целей, не осуществимых в одиночку и потому ставших на какое-то определённое время для них вынужденно общими или взаимно дополняющими, достижение которых представляется им возможным в течение ограниченных сроков — в пределах продолжительности жизни каждого из них. Корпоративность не подразумевает взаимопомощи, так как главным отношением между людьми является профессиональная конкуренция и при любой возможности – вытеснение конкурента. Т.е. корпоративность может привести к формированию тоталитарного общества. Необходимость конкуренции вытекает из требования высокого профессионализма. Профессионализм – это ярко выраженный индивидуализм и свобода профессии. Исходя из этого определения, сделаем вывод, что для создания корпораций необязательно наличие регламентированного распорядка работы, вполне достаточно общие или взаимно дополняющие друг друга интересы, и их носители действовали в жизни соответственно им и опознавали друг друга в качестве «своих людей», «людей своего круга», отличая их от «чужих».

Корпоративность предлагает активное сотрудничество и стремление к достижению общих целей на основе приобретенных навыков всех участников межкультурной коммуникации. Корпоративность играет положительную роль в формировании русской нации как единого целого. Корпоративность, в отличие, от соборности предполагает строгую иерархию отношений в корпорации, где мнение начальника более значимо, чем мнение подчиненного. Таким образом. личность корпоративная отличается от личности соборной в негативном плане: корпоративная личность больше склонна к крайностям тоталитаризма (например, фашизму и национал-социализму), такая личность не способна к духовной высоконравственной свободе. Соборность как сквозная идея проявляется в увеличении количества общественных и политических организаций, в повышении интереса к жизни в обществе и стране, в участии граждан в общественных акциях, в патриотичном единодушии большинства населения России. Соборность – это перспективное качество, которое поможет сохранить достойное государственное и национальное лицо, поэтому необходимо прилагать усилия для дальнейшего его сохранения и развития. Для этого необходимо продолжать патриотическое и политическое воспитание подрастающего поколения, способствовать развитию буддизма, ислама и христианства, развивать финансовое и экономическое благополучие. Необходимо способствовать развитию солидарности и партнерства на паритетных началах, обеспечивать права и свободы человека.

Нам кажется такое понимание соборности несколько утрированным, прагматизированным, хотя мы признаем, что на современном этапе после семидесяти лет коллективизации, после резкого перехода от одного строя экономики к другому, после резкой смены политического курса, трудностей, нищеты и больших проблем девяностых, слома коллективизма, духовной и психогической опустошенности, перестройки на индивидуалистический капиталистический лад прежде всего души и мировоззрения человека, до этого советского, а теперь российского, украинского, белорусского и т.п., такое понимание соборности наиболее реалистично. Оно ближе для миропонимания современному человеку и более реализуемо на практике в будущем. Однако, мы смеем оспаривать такое обмирщенное понимание соборности, потому-то община — это понятие социологическое, отношения внутри нее обусловлены ролевым поведением, выполнением социальных функций. Отношения в общине часто испытывают давление извне, обусловленное стереотипами, предрассудками, что нарушает внутреннюю духовную жизнь общины. Такая общинная жизнь больше присуща коллективизму, который воспитывался верховными властями Советского Союза.

Понятие соборность глубже, метафизичнее, духовнее, чем понятие общинности. Если общинность может привести или смениться индивидуализмом, то соборность – это преодоление индивидуализма. Соборность, на наш взгляд, в полной мере раскрывается только по-настоящему верующим людям. Понятие «соборность» является одним из ключевых понятий христианского миропонимания. Оно зафиксировано в «Символе веры»: «верую в… соборную… Церковь», используется в богословии. Община же – это одно из тех дохристианских мировых сцеплений, которые рассекаются освобождающим мечом Христовым: «не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф.10:34). Таким образом, Иисус Христос первым как бы санкционировал личностный способ отношения к Универсуму, выражающийся в свободно-ответственном поступке, апеллирующем не к традиции, не к тому или иному «установленному», а исключительно к личной совести человека. И община этого не прощала: принимавший христианство становился изгоем, отщепенцем, его побивали камнями. [2]

В перспективе соборность русского человека будет в ближайшие годы развиваться, параллельно приспосабливаясь к рыночной экономике.

Соборность не есть некая уникальная модель общественного устройства существовавшая только в России. Соборен не только русский человек, но и национальности — носители мусульманского и буддистского мировоззрения. Поэтому, соборность вполне можно использовать для формирования общегосударственной объединяющей идеологии.


Список литературы

  1. Анисин А.Л. К соборной онтологии личности // Вестник Тюменского государственного университета. — 2000. — №1. — С. 36-40.
  2. Общинность и соборность. URL: http://baznica.info/article/obshchinnost-i-sobornost/ . (дата обращения: 29.04.2018)
  3. Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. № 9. — С. 30.
  4. Франк С. Л. Духовные основы общества. / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992. — С. 60.