УДК 339.5

КОНТРОЛЛИНГ КАК КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

№13,

Экономические науки

Иванова Алёна Викторовна


Научный руководитель: Кнышов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»; доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»


Ключевые слова: КОНТРОЛЛИНГ; МЕНЕДЖМЕНТ; КОНТРОЛЬ; КОНТРОЛЛЕР; ИНФОРМАЦИЯ; ИННОВАЦИИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; АНАЛИЗ; CONTROLLING; MANAGEMENT; CONTROL; CONTROLLER; INFORMATION; INNOVATIONS; INFORMATION TECHNOLOGY; ANALYSIS.


Аннотация: В статье рассматриваются основные положения, характеризующие специфику контроллинга, применимо к процессам, протекающим в таможенных органах Российской Федерации.

В связи с ускоряющимися глобализационными и интеграционными процессами современное состояние общемировой экономической и политической среды является крайне неустойчивым, что порождает проблемы не только на макро-, но и на микроуровнях. На сегодняшний день предприятиям и государственным учреждениям необходимо обеспечивать внутреннюю гибкую систему управления и искать новые методики, которые позволяли бы без потерь адаптироваться к активно изменяющимся условиям внешней среды. Особое место в рамках такого процесса занимает контроллинг в качестве достаточно обособленного элемента принятия оперативных, тактических и стратегических управленческих решений на основе анализа совокупности информационных потоков, окружающих организацию как открытую систему.

Генезис термина «контроллинг» напрямую связан с английским глаголом «to control», плотно обосновавшимся в русском языке в виде глагола «контролировать», а также в качестве семантически производного существительного «контроль». Само понятие, однако, пришло в современные экономические глоссарии из Германии, в то время как в англоговорящих государствах, в альтернативу «контроллингу», использовался термин «управленческий учет» (также широко распространенный в российской практике) [4].

Контроллинг представляет собой направление системной интеграции методов, тех¬нологий и инструментальных средств автоматизированного управления сложными объекта¬ми или процессами. Однако важно понимать, что контроллинг – это не только система, но особая философия, присущая мышлению руководителей, стремящихся достичь всех долгосрочных целей при наибольшей эффективности использования ресурсного потенциала.

Сегодня контроллинг активно используется во всех развитых странах мира, играя важную роль в сфере международных экономических отношений. Взаимодействуя на мировой арене, страны получают возможность не только обмена опытом и знаниями, но и возможность учета специфики и национальных особенностей, что, впоследствии, помогает выстраивать систему контроллинга с использованием факторов повышения эффективности ее применения. В Соединенных Штатах широко распространены функции контроллера, который непременно должен быть вовлечены в широкий спектр бизнес-операций. Ему вменяется нести ответственность за финансовую сферу деятельности предприятия, контролировать информационные потоки и системы, отслеживать бухгалтерские документы [5]. В Японии контроллинг получил основное воплощение в процессах планирования и контроля над ходом достижения стратегически важных показателей.

Элементы контроллинга в наши дни применяются практически во всех государственных структурах, но основной проблемой реализации его функций является достаточно условное понимание сущности данной системы. Контроллинг нельзя связывать только с целевым планированием или осуществлением контроля над правильностью и достоверностью ведения отчетностей. Процесс контроллинга предполагает всестороннее использование технологий и инновационных инструментов поддержки принятия управленческих решений [2;6].

В условиях развития современной таможенной службы в России применение контроллинга как целостной системы носит весьма выборочный характер, не все элементы могут получить полноценную реализацию в рамках управления таможенным делом. Тем не менее применение отдельных элементов механизма контроллинга в деятельности таможенных органов способно привести к повышению эффективности работы ведомства.

Как известно, среди основных стратегических целей таможенной службы, ожидаемых к достижению к 2020 году, особо выделяют обеспечение экономической безопасности государства, повышение качества предоставляемых таможенных услуг и снижение издержек бизнес-структур при осуществлении внешнеэкономических операций и таможенных формальностей [15]. Неудивительно, что оценка эффективности деятельности таможенных органов в рамках исполнения установленной законодательно таможенной политики во много определяется эффективностью принятия управленческих решений и применения различных инструментов управления внутренней средой.

Современное состояние мировых информационных связей требует от всех участников налаживания процесса обмена информационными данными, направленного на обеспечение постоянного совершенствования процессов управления и на автоматизацию отдельных процедур. Возникающая в связи с этим предпосылка развития контроллинга в управлении таможенным делом основывается на том, чтобы создать мощную информационно-техническую систему и обеспечить ее квалифицированным кадровым составом, что позволило бы наиболее оперативно решать все возникающие тактические и стратегические задачи. Это требует от таможенных органов современной и эффективной системы автоматизированной обработки различных данных и сведений, характеризующих процессы таможенного администрирования [3].

В своем распоряжении таможенная служба имеет не только высококвалифицированных и узкоспециализированных специалистов, но и вычислительные сети и центры, обеспечивающие ее бесперебойное функционирование (в том числе Единая автоматизированная информационная система ФТС, Автоматизированная информационная система таможенного оформления «АИСТ-М» и узлы связи, объединяющие все элементы иерархии системы таможенных органов) [7;14]. Это в совокупности облегчает проведение контроллинга в таможенных органах, интегрируя всю необходимую информацию и обеспечивая свободный доступ к ней в рамках должностных полномочий.

Таможенный контроллинг представляет собой комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие им технологии, системы и инфраструктуру автоматизации деятельности таможенных органов и управления ей [3]. Идентифицируя и анализируя проблемы, принимая соответствующие меры по исправлению кризисных ситуаций, препятствующих достижению стратегических целей, должностные лица таможенных органов реализуют одну из основных функций и задач контроллинга. Ключевой же целью выступает поддержка руководителей информацией и методиками, необходимыми для оперативного решения возложенных на таможенные органы задач и разрешения возникающих проблем.

В рамках таможенного контроллинга выделяются три направления: технологизация и автоматизация деятельности таможенных органов, мониторинг и регулирование внешнеэкономической деятельности, а также принятие решений, связанных с таможенным администрированием [9]. Наиболее актуальным представляется направление, связанное с процессом таможенного администрирования, так как именно на данном уровне происходит обработка и анализ необходимой информации и непосредственно само принятие управленческих решений. Это включает в себя и процесс оперативно-ситуационного моделирования, и формирование совокупности знаний о тех или иных процессах, протекающих в таможенной среде, и совокупную координацию процесса оперативного планирования, и управление информацией в автоматизированных системах, в том числе планирование [1;13].

Несмотря на то, что контроллинг со своей сущности информационно поддерживает принятие руководствующим составом управленческих решений, он не заключается только лишь в информационном обеспечении данного процесса. Контроллинг также включает в себя контроль над последующим исполнением вынесенных решений, что, по сути, является уже заключительным этапом процесса управления деятельностью субъекта. В структуре контроллинга по этой причине выделяют таможенные органы как объект управления, методологию контроллинга, сам процесс принятия решений и последующий контроль, а взаимодействию между данными структурными единицами способствуют прямые и обратные связи, позволяющие сделать информационный обмен наиболее точным и достоверным, обеспечивая необходимую для проведения контроллинга прозрачность в таможенных системах [8]. Если же имеется недостаточно автоматизированная система, то может возникнуть проблема разнородности и неструктурированности необходимой информации, что становится серьезным препятствием сначала для распространения и сбора информации, а затем и для проведения самого контроллинга.

При этом важно помнить, что система контроллинга не может быть внедрена в организацию в одночасье. Касаемо таможенного органа разумно выделить три этапа: подготовительный, период внедрения контроллинга и автоматизацию процессов [10]. В совокупности эта очередность позволяет организации перестраивать свою деятельность с наименьшими потерями и с наибольшей отдачей, так как предваряет внедрение контроллинга всегда анализ текущего внутреннего состояния субъекта.

Включаемое в систему подразделение обязательно должно быть допущено к оперированию информационными потоками, получению необходимых сведений, организации дополнительного сбора информации (при условии согласованности), внедрению новых основ анализа и оперативному доведению всех данных до руководства. Учитывая такие особенности, внедрение контроллинга в организации как целостной системе становится более планомерным и рациональным.

Контроллинг проявляется в своих функциях и, говоря о таможенных органах, необходимо понимать, что речь идет не только о системе поддержки принятия управленческих решений, но и, как следствие, о повышении качества таможенных услуг путем мониторинга обратной связи от участников внешнеэкономической деятельности и обнаружения, и исправления системных недочетов внутри таможенных организаций (с помощью диаграммы Исикавы в частности) [12]. Однако наивысшая эффективность применения системы контроллинга достигается лишь при условии комплексного применения всех его функций и элементов при реализации процесса управления.

Конечно, основная цель таможенных органов, требующая использования основ процесса контроллинга, — это оптимизация деятельности и упрощение взаимодействия между структурными единицами [11]. Особое место в данном процессе фундаментального развития занимает и подготовка кадров, которые могли бы быть эффективно включены в процесс развития информационных систем. Внедрение контроллинга в деятельность таможенных органов призвано облегчить жизнь руководителям путем снятия с них задач по анализу достаточно стандартных ситуаций, что намного ускорило бы процесс принятия управленческих решений и повысило бы его эффективность.

На сегодняшний день многие элементы контроллинга успешно интегрированы в деятельность таможенных органов, но утверждать, что осуществление полного внедрения произошло, пока рано. Будущие процессы, направленные на оптимизацию контроллинга в управленческой деятельности таможенных органов, должны способствовать взаимодействию руководителей подразделений в принятии тактически и стратегически важных задач, полной автоматизации информационных потоков и формированию наиболее эффективной технологии контроллинга, приспособленной к специфике деятельности таможенной службы.


Список литературы

  1. Липчанская К.А., Подопригора А.А. Специфика контроллинга и мониторинга в таможенном деле // Евразийский научный журнал, 2017, №10.
  2. Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. — М: РИО Российской таможенной академии, 2006. — с. 576.
  3. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебник. — М: РИО Российской таможенной академии, 2009.
  4. Нечеухина Н.С. Контроллинг как инструмент управления предприятием // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009.
  5. Юсупова С.Я., Макрусев В.В. Контроллинг в системе международных экономических отношений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 5. С. 39.
  6. Юсупова С.Я., Макрусев В.В., Бойкова М.В. Инновация в системе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 13.
  7. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  8. Бойкова М.В. Совершенствование теории администрирования: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. — 95 с.
  9. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. – 2016. – № 3-2 (33). – С. 39-42.
  10. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  11. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  12. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.
  13. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Теоретические аспекты применения финансового и управленческого учёта как элементов механизма контроллинга в управлении таможенными органами России // Вестник Российской таможенной академии. — 2016. — № 2 (35). — С. 35-42.
  14. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  15. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.