УДК 34.096

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ.

№13,

Юридические науки

Горбылева Анна Андреевна


Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ; ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ; ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР; НЕФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПОЛНОМОЧИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ; TRADE UNIONS; EDUCATIONAL INSTITUTION; PROTECTION OF THE RIGHTS OF WORKERS OF EDUCATION; FISCAL FUNCTION; TRADE UNION LEADER; FUNCTIONAL ORGANIZATION; EMPLOYMENT LAW; POWERS OF TRADE UNION ORGANIZATIONS.


Аннотация: В данной статье речь пойдет о роли профсоюзных организаций в школах и других образовательных организациях. Проведя исследования, автор делает вывод, с одной стороны, о значимости профсоюзной организации для педагогов в настоящее время, а с другой – о все меньшей популярности данной организации в сфере образования. Проанализирована деятельность профсоюзов, в частности их права.

Профессиональные союзы — исторически сложившаяся форма организации объединения работников различных трудовых коллективов. Как неотъемлемая часть трудовых отношений они являются разнообразной и многоуровневой организацией взаимоотношений. Это наиболее многочисленная общественная организация.

Профессиональные объединения входят в политической системы общества. Это особенная общественная организация, имеющая свои цели, задачи и функции, содержащиеся в их уставах.

Главные задачи профсоюзов входят в их функции — представление интересов и защиты прав работников в профессиональной деятельности.

Создавать профсоюзы могут граждане, достигшие 14–летнего возраста и осуществляющие трудовую деятельность. Согласие на создание профсоюза или на его ликвидацию не требуется. Также, исключительно на добровольной основе, происходит вступление в профсоюз и выход из него [1].

В начале 80-х годов профессиональные объединения имели огромную популярность среди учителей. Профессиональные союзы активно охраняли права и интересы учителей, заботились об их здоровье и материальном благополучии. Давали путевки в оздоровительные организации бесплатно или со скидкой, помогали с жильем, разрешали трудовые споры, следили за начислением пенсии в полном объеме для тех, кто ушел на пенсию. Учителя не задумывались о том, вступать в профсоюз или нет.

На сегодняшний день многое изменилось. Сегодня школьная профсоюзная организация зачастую выполняет фискальную функцию: сбор средств на юбилеи, похороны, праздники и так далее. Каковы же права и обязанности профсоюзной организации и почему в настоящее время деятельность профсоюзов сводится на нет. Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений [2]. Права профсоюзов не могут быть ограничены. Первичные профсоюзные организации представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от членства.

Членство в профессиональном союзе личное решение каждого. В настоящее время часть коллектива в школе откололось от профсоюза. Работники уверены, что их принадлежность к профсоюзной организации никак не улучшит их материальное положение, здоровье и размер пенсии.

Проводя опрос в образовательных организациях нашего района, были сделаны следующие выводы: количество членов профсоюза в разных коллективах колеблется от 60% до 80%, на вопрос как часто вы обращаетесь в профсоюз за помощью 50% не обращались ни разу с момента вступления в данную организацию, 33% последний раз обращались около 3-5 лет назад, остальные 17% затруднялись ответить.

В противоречивость изначальных назначений профсоюзы сегодня работают в угоду администрации, которая часто ущемляет интересы учителей, заручаясь поддержкой профсоюзного лидера. Он не имеет возможности оказывать влияние на хозяйственную деятельность школы, распределение учебной нагрузки, соблюдение графика отпусков, нарушение размера выплаты заработной платы, повышающих коэффициентов, надбавок и так далее.

Ранее профсоюзным лидером выбирали личность грамотную, знающую законодательство, относящееся к деятельности профессиональных организаций, имеющую твердые жизненные установки и обладающую необходимыми задатками и качествами лидера, способного добиваться поставленных целей. Сегодня эту должность занимают те, кто приближен к администрации школы, те, кто меньше всего погружен в целесообразности данной организации и значении ее для коллектива.

Многие учителя, даже те, кто является членами профсоюза, считают ее нефункциональной организацией, не имеющей юридической силы, и никак не способной помочь ее члену. Во многих образовательных организация профсоюзы уже изжили себя и прекратили свое существование. В тех школах, где они сохранились, в своем составе имеют в основном молодежь и пенсионеров. Молодёжь вступает в профсоюз с целью влиться в коллектив, а те, кто собирается на заслуженный отдых, по привычке возлагают на эту организацию надежды на то, что та в свою очередь окажет содействие и помощь при начислении пенсии работнику. Оставшаяся категория учителей (те, кто имеет стаж работы от 8 до 20 лет) привыкли самостоятельно разрешать трудовые споры и надеяться только на себя.

Данное положение вещей связано с тем, что для профсоюзов изменилась сегодняшняя реальность их функционирования, что оказало влияние на цели, способы и методы их работы. В работе профсоюзных объединений появились забастовки, система коллективного договора, акции протестов. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на создание общественных объединений и на сегодня таковых в учебных заведениях общего среднего образования великое множество. Например: школа молодых педагогов, методические объединения по отраслям наук, объединение учителей дополнительного образования, классных руководителей и т.д. Но все же профсоюзу в данном перечне отводится особенная роль, профсоюзная организация имеет иную направленность деятельности, правовую особенность и ту значимость которую она играет в функционировании коллектива школы.

Профсоюзная организация в школе создается для того, чтобы осуществить основные задачи по защите трудовых прав учителей и других работников в конкретном коллективе образовательной организации.

Значение данной организации заключается в том, что с помощью нее работники образовательных организаций могут выстраивать взаимоотношения с работодателями, защищать свои права, взаимодействовать с органами местной власти и управлением образования. Учителя с помощью профсоюза могут выдвигать требования и надеяться на то, что их проблемы, предложения, трудности будут услышаны и решены.

Урегулирование работы профсоюзов с точки зрения закона в Российском государстве содержится в трудовом праве, 43 Международных конвенциях, в трехстах законодательных актах. На местном уровне документами, определяющими работу профсоюзного объединения, являются устав, коллективный договор, приказы, распоряжения руководителя образовательной организации и так далее.

Полномочия профсоюзных организаций. Всемирное сообщество осмыслило значимость профсоюзов в начале 60-х годов XX века. Доклад «Профсоюзные права и их связь с гражданскими свободами», принятый в 1969 году в Женеве на 53 сессии Международной конференции определил значимость профсоюзного движения. Основанием для этого считалось появившееся иное мышление личности и изменение законодательства [3].

За полутора вековой период профсоюзные движения развились от нелегальных объединений до организации, деятельность которой закреплена законом. Профессиональные объединения стали частью политической системы. Соответственно изменилось и их правовое положение.

Права профсоюзов можно разделить на три группы.

Первая – общие права. В Законе РФ «Об общественных объединениях» прописаны основные права профсоюзов: беспрепятственно тиражировать информацию о своей работе; принимать участие в разработке документов принимаемых органами управления; организовывать разного вида мероприятия по выражению воли трудящихся; издавать печатную продукцию; осуществлять защиту прав членов Профсоюза в органах управления и объединениях; выполнять свои задачи, которые предусмотрены законом об общественных объединениях; выступать с предложениями вопросам, касающихся жизни общества, озвучивать предложения в органы государственной власти; участвовать в предвыборных мероприятиях [4].

Вторая – особенные права. В соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Прописываются права на: представление интересов и защиту трудовых прав работников; оказание помощи безработным; организация коллегиальных собраний, участие в составлении и внедрении нормативно-правовых актах организаций и соблюдении всех правил при их выполнением; рассмотрение трудовых споров и вынесение решений по ним; взаимодействие с другими уровнями осуществления государственной и местной власти; участие в политической и общественной жизни общества; право на получение полной информации по трудовым вопросам; участие в проведении и получении образования или повышения уровня квалификации членов профсоюза; выполнение контроля профсоюзного лидера за соблюдением законодательства о труде; осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды; социальную защиту работников; на защиту интересов работников в органах по разбирательству трудовых споров [1].

Третья группа прав регулируется Уставом Профсоюза, который принимается отдельно взятым трудовым коллективом, но в это же время есть ряд основополагающих прав, таких право определять способ организации своей структуры; — право по собственной инициативе устанавливать правила выборов и нормы работы выбираемых членов профсоюзной организации, входящих в какой – либо орган; — право осуществлять дополнительные выборы членов профсоюза; — право выбирать способы обучения профсоюзных лидеров; — право определять способы включения в состав в Профсоюз и принимать других членов Профсоюза; — право исключать из Профсоюза.

Несмотря на то, что условия работы профсоюза изменились, изменилось отношение к нему как к органу, способному защитить права педагогов, все же профсоюз продолжает существовать, а значит есть надежда на то, что он станет своеобразным тылом для каждого работника образования по значимым вопросам касающимся трудовой деятельности каждого из них.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
  3. «Международная Конференция Труда ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ЖЕНЕВА, 1969 Седьмой пункт повестки дня Процедура установления минимальной оплаты труда». URL: http://doc.knigi-x.ru/22konferenciya/438932-1-mezhdunarodnaya-konferenciya-truda-pyatdesyat-tretya-sessiya-zheneva-1969-sedmoy-punkt-povestki-dnya-procedura-ustano.php (Дата обращения: 18.03.2018)
  4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях»