УДК 355/359

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

№13,

Юридические науки

Мезакс Юрий Юрьевич


Ключевые слова: ПОЛИЦИЯ; ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; ПРИНУЖДЕНИЕ; ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ; POLICE; FIREARMS; ENFORCEMENT; PUBLIC DANGEROUS ACT.


Аннотация: Статья посвящена характеристике права применения огнестрельного оружия. Рассмотрено содержание права применения огнестрельного оружия, основания применения огнестрельного оружия.

В выполнении государственных задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности важную роль играет такой правовой институт как право на применение огнестрельного оружия. Государством устанавливается право на применение огнестрельного оружия. Данное право служит воплощению социальной справедливости в том, что общественно опасное деяние должно быть неизбежно прекращено.

Право на применение огнестрельного оружия характеризуется тем, что оно имеет насильственный характер. Применение огнестрельного оружия предусматривает причинение правонарушителю физического вреда, оно возможно тогда, когда выполнение норм, предписанных правом, не обеспечивается ненасильственными средствами.

В крайних случаях используется право на применение огнестрельного оружия, а именно тогда, когда нет возможности иными средствами (например, специальными средствами и физической силой) пресечь противоправное деяние, при этом степень опасности деяния является достаточно высокой, что обуславливает возможность причинения вреда здоровью правонарушения или даже лишения его жизни.

В литературе отмечается, что природа права на применение огнестрельного оружия исходит природы принуждения [5, С. 138]. Использование такого права объясняется наличием опасности правонарушения, которое влечет за собой тяжкие последствия, являющиеся нередко необратимыми.

Огнестрельное оружие может быть применено лишь в соответствии с требованиями правовых норм, основным источником которых выступает Федеральный закон «О полиции» [2]. В частности, сотрудником полиции оно может быть применено для того, чтобы защитить другое лицо от насильственного посягательства, опасным для жизни или здоровья, для освобождения заложников, для отражения группового или вооруженного нападения на объекты граждан, организаций, государственных и муниципальных органов и др. Физический контакт с другим лицом без его согласия можно считать насилием, что вытекает из судебной практики [1].

На законодательном уровне устанавливается исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых правомерным будет являться применение огнестрельного оружия.

На две группы разделены в Федеральном законе «О полиции» основания применения полицией огнестрельного оружия: 1) случаи, которые допускают производство выстрела с целью поражения человека, и 2) случаи, которые допускают производство выстрела в иных целях, не предусматривающих поражение человека.

Г.И. Калмыков к возможным случаям применения огнестрельного оружия относит: посягательство на жизнь и здоровье, посягательство на физическую свободу человека, общественную безопасность и государственную безопасность, посягательство на собственность, побег из мест изолирования от общества лиц, являющихся подозреваемыми или обвиняемым в совершении общественно опасных деяний [3, С. 53]. Однако, огнестрельное оружие применяться должно только в том случае, когда какими-либо другими мерами указанные противоправные деяния пресечь не позволяют складывающиеся в реальности условия.

Сотрудники полиции получают право на применение огнестрельного оружия после прохождения специальной подготовки, а также периодической проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, которые связаны с применением огнестрельного оружия.

Если сотрудник полиции, не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, которые связаны с применением огнестрельного оружия, то он подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности. До вынесения аттестационной комиссией решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением огнестрельного оружия.

Такой подход, как верно отмечается в литературе, обусловлен потенциальной опасностью применения сотрудниками огнестрельного оружия [4].

Итак, применением сотрудниками полиции огнестрельного оружия признается производство выстрелов из такого оружия в целях, предусмотренных Федеральным законом «О полиции». Другие манипуляции с огнестрельным оружием, допускаемые на законодательном уровне, например, приведение в боевую готовность, обнажение, угрозы таким оружием (демонстрация, словесная угроза), использование такого оружия как ударный предмет, стрельба в тире и т.д., не являются применением огнестрельного оружия по смыслу соответствующих норм Федерального закона «О полиции».

Итак, правовая природа применения огнестрельного оружия определяется целями, для достижения которых этот правовой институт служит. В качестве цели применения огнестрельного оружия выступает прекращение со стороны лица, совершившего общественно опасное деяние, такого деяния, а также его задержание для того, чтобы в дальнейшем привлечь его к юридической ответственности.

Основанием для применения огнестрельного оружия является:

— общественно опасное деяние, совершающееся в реальном времени, для пресечения которого предусмотрено право на применение огнестрельного оружия;
— правонарушитель отказывается прекратить действия противоправного характера;
— противоправное деяние следует немедленно пресечь;
— другие меры были применены, но не привело к прекращению противоправного деяния, либо вообще не представляется возможным применить иные меры.

Таким образом, применение огнестрельного оружия – это воплощение в реальное действие правового предписания по пресечению общественно опасного деяния. Право на применение огнестрельного оружия в системе механизма правового регулирования выступает в качестве составной части государственного принуждения, которое относится к особым мерам административного пресечения.

Итак, право применения огнестрельного оружия характеризуется реализацией требования правового предписания – пресечь общественно опасное деяние и прекратить его посредством огнестрельного оружия, когда указанное требование другими мерами не представляется возможным исполнить.


Список литературы

  1. Постановление Европейского суда по правам человека от 10 февраля 2009 г. «По делу Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации» (жалоба № 14939/03) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. — 2010. — № 1.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
  3. Калмыков Г.И. Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД: дис. … канд. юрид. наук / Г.И. Калмыков. — М., 2003. — 172 с.
  4. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. — М.: Проспект, 2012. — 552 с.
  5. Степанюк В.И. Понятие и сущность права применения огнестрельного оружия / В.И. Степанюк // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. — 2017. — № 3 (72). — С. 138-141.