УДК 338

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

№13,

Экономические науки

Бойкова Майя Владимировна (Кандидат педагогических наук)
Колобова Ирина Николаевна (Кандидат психологических наук)


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ; ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ; БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ; КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД; MANAGEMENT; MANAGEMENT SYSTEM; ORGANIZATION; MANAGEMENT PARADIGM; BUREAUCRATIC MODEL; CUSTOMER-ORIENTED APPROACH.


Аннотация: В статье рассматриваются основные причины смены модели управления, прослеживается эволюция моделей на примере таможенной службы, обозначены основные черты бюрократической модели и клиентоориентированного подхода.

Управление как наука сформировалась в двадцатом столетии. В этот период изменяются объективные условия деятельности организаций: происходит рост крупных организаций, управление отделяется от собственности, достигается значительный прогресс в точных науках и в науках о человеке. Возникает необходимость в научном подходе к организациям, принципам и методам управления ими. Кроме того, становится возможным обобщение богатой управленческой практики. Это приводит к возникновению многочисленных и разнообразных по своим подходам и содержанию теорий и школ менеджмента. Менеджмент начинает оказывать сильное влияние на жизнь общества, организаций и людей.

Эволюцию взглядов на управление можно наглядно представить по доминирующим в тот или иной период типам моделей организаций. Под моделью подразумевается упрощенное описание, дающее достоверное представление о свойствах и связях изучаемых явлений. Принято выделять две основные модели организаций: организация как закрытая система и организация как открытая система, имеющая множественные связи с окружающей средой.

В первой половине ХХ века организации рассматривались как закрытые системы и изучение всех факторов эффективности менеджмент производил с позиций внутренних ресурсов организации. Такой взгляд на организацию и управление ею демонстрировали представители школ научного управления, классической (административной) школы, школ человеческих отношений и поведенческих наук.

Основные черты парадигмы управления этих школ:
— организация является закрытой системой со стабильными целями, задачами, условиями деятельности,
— конкурентоспособность зависит от роста масштабов производства товаров и услуг,
— главная задача управления – рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и рост производительности труда,
— главные источники прибавочной стоимости – факторы производства и производительность труда производственных рабочих,
— основа системы управления – контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие порядок и эффективное использование ресурсов.

В научной литературе справедливо отмечается, что такой подход в менеджменте определяется логикой промышленного развития. Высокая деловая активность вела к росту числа и размеров предприятий, аккумулировавших большие капиталы, производственные мощности, трудовые ресурсы. Крупные предприятия состояли из большого количества структурных единиц, что требовало управленческой координации и высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений. Создаются бюрократические структуры управления, позволяющие установить четкую систему взаимоотношений и ответственности. Установленные стандарты обеспечивают целостность процесса, отклонение от них ведет к разрыву единого процесса, снижению уровня отдачи ресурсов и ухудшению экономических показателей.

Автором теории идеальной бюрократии был Макс Вебер, использовавший опыт двух тысяч немецких компаний в качестве статистической выборки. В теории Вебера, предприятие – это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Хорошее управление определяется системой показателей, отражающих использование внутренних ресурсов. Управление в рамках бюрократической модели осуществляется на базе следующих принципов:
— закрепленность в нормативных документах официальных должностных полномочий, контроль;
— иерархия и строгое подчинение;
— «идея профессионального призвания», основанная на правилах, стандартах и компетенции работника;
— неизменность правил управления;
— рациональность.

Принципы и формы рациональной бюрократии стали позднее использоваться при построении иерархических структур управления предприятиями.

Научно – технический прогресс и высокая концентрация научного и производственного потенциала (особенно во время второй мировой войны) повлекли за собой реструктуризацию мировой экономики Ведущую роль в ней начинают играть отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей населения. Конкурентоспособность бизнеса стала определяться его гибкостью и адаптивностью, умением соответствовать динамично меняющимся требованиям внешнего окружения.

Теоретики и практики менеджмента начинают разрабатывать новые подходы к управлению организацией. Складываются новые подходы и школы, рассматривающие организацию как отрытую систему, активно взаимодействующую с окружающей средой. К ним можно отнести: теории принятия решений и количественного подхода, системный и ситуационный подходы, теории стратегий, инноваций и лидерства.

Происходит смена парадигмы управления. Ее основные черты следующие:
— организация – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды,
— предприятие ориентируется на качество товаров и услуг, а не на объемы выпуска,
— ситуационный подход к управлению, ориентированный на гибкость и адаптивность и при котором рационализация производства становится отходит на второй план,
— главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями и условия для реализации их потенциала,
— система менеджмента ориентирована на повышение роли организационной культуры и на нововведения, на мотивацию работников и новый стиль руководства.

В новой модели управления главный акцент делается на человеке, который рассматривается как ключевой ресурс организации.

Важной составляющей новой парадигмы управление стала корпоративная социальная ответственность перед стейкхолдерами (обществом в целом, работниками организации потребителями, местными сообществами и пр.).

Эволюцию моделей управления можно проследить на примере Федеральной таможенной службы.

Во времена СССР основными функциями таможенных органов было осуществление контроля за соблюдением монополии государства на внешнюю торговлю, борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой, в особенности «идеологически вредных» товаров.

Сплошной контроль товарных потоков был основной технологией таможни, а жесткая иерархия в системе строилась на бюрократических принципах.

Такой подход к управлению в сфере таможенного дела был объективно обоснован необходимостью упорядочения, организованности, регулирования, ответственности, контроля и иных моментов, возникающих из действия власти с учетом относительной стабильности процессов и явлений в достаточно закрытом обществе.

Смена политического режима, трансформация экономической системы привели к высокому уровню неопределенности и в политической и в социально-экономической жизни общества. Переход к рынку создал внешние условия для смены парадигмы управления.

Экономическими особенностями данного периода стали:
— «шоки» рынков»;
— обесценивание национальной валюты;
— высокий бюджетный дефицит и большая социальная нагрузка на бюджет, сформировавшаяся в социалистической системе в виде функций государства;
— переход к открытому рынку и формирование конкуренции как экономического института;
— утрата монополии государства на внешнюю торговлю и другие.

Помимо решения социальных и экономических проблем народное хозяйство России должно быть интегрировано в мировую экономику Переход от экономики социалистического хозяйства к экономике рыночно –предпринимательского типа требует и смены модели управления как в государственных структурах, так и в бизнесе.

В качестве новой модели управления в таможенных органах был принят клиентоориентированный подход, часто называемые сервисным или сервисно-ориентированным. Данный подход базируется на следующих принципах:
— децентрализация;
— государство — производитель услуг;
— гражданин, общество, социальные группы – получатели услуг;

Децентрализация вынуждает государственные организации переориентироваться на рынок общественных интересов, на граждан, которые одновременно являются избирателями, налогоплательщиками и потребителями публичных услуг. В результате организации будут нести ответственность за итоги своей деятельности не только перед вышестоящими органами государственной власти, но также и перед своими потребителями.

Исходя из современной, автономной модели государственной организации, ориентированной на общественные интересы, можно сформулировать следующие концептуальные положения:
1. Смысл и назначение деятельности государственной организации в оказании публичных услуг населению.
2. Публичные услуги только тогда что-либо значат, когда они удовлетворяют потребности граждан.
3. Лица, которым оказываются услуги – это потребители, требующие высокого качества.
4. Для того чтобы качество обслуживания было высоким, надо ориентироваться на потребителя.
5. Ориентация на потребителя означает отношение к нему не как к верноподданному, а как к равному партнеру.
6. Взаимодействие персонала с потребителем призваны поддерживать функциональные службы организации.
7. Эти службы должны контролироваться не только сверху, но и снизу, быть подотчетными гражданам.

Государственному учреждению нелегко определить своего потребителя. К сожалению, российские чиновники до сих пор рассматривают граждан всего лишь в качестве подданных, но не потребителей. И уж совсем не подозревают, что рядом работающие коллеги также являются их клиентами.

Безусловно, стратегию, ориентированную на потребителя, нельзя доводить до абсурда. В противном случае первичным потребителем таможенных услуг может стать нарушитель таможенных правил. Очевидно, что обеспечение поступлений налогов и сборов в государственную казну важнее запросов мошенников. Поэтому для таможенника потребителем услуг выступает не только участник ВЭД, но и государство. Вместе с тем, законопослушные участники ВЭД также являются потребителями таможенных услуг. Осуществляя контроль за соблюдением законности, таможенник совершенствует свою деятельность, общаясь с теми, кого проверяет на соблюдение норм, как с потребителем, т.к. это способствует добровольному соблюдению закона. Клиентноориентированный подход инспектирующих, контролирующих и надзирающих структур предусматривает фокусирование на законопослушных гражданах, а не на мошенниках. Следует вовлекать лиц, проверяемых на соблюдение норм, для совершенствования используемых процедур, предоставлять им услуги, облегчающие выполнить свой долг перед государством и обществом.

Таким образом, принципы, модели, формы и методы менеджмента, возникшие в сфере бизнеса, нашли самое широкое применение в самых различных областях: в государственном управлении, в образовании, здравоохранении, политике и т. д. Профессия менеджера требует высокого уровня профессиональной подготовки, практического опыта. Поскольку новая парадигма управления ключевую роль отводит человеку и от его таланта и профессионализма зависит достижение поставленных целей, то вовлечение в процесс управления работающих в организации людей является необходимым условием успеха.


Список литературы

  1. Бойкова М.В. Основы государственного управления: учебное пособие / М.В. Бойкова Российская таможенная академия. — М.: — 2012. — 136 с.
  2. Зеркин Д.Г., Бойкова М.В. Механизм процессного подхода к управлению деятельностью организации / Д.Г. Зеркин, М.В. Бойкова // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2014. — № 21. — С. 134-137.
  3. Мильнер Б.З. Теория организации: — Учебник — М.: ИНФРА-М, — 2012.
  4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник — М.: ИНФРА-М, — 2009. – с. 266-275.