ИМИТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

№4,

Экономические науки

Габбасова Альфия Шамилевна


Ключевые слова: ИМИТАЦИЯ; ИМИТАЦИЯ КОМПАНИИ; ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; IMITATION; IMITATION COMPANIES; SIMULATION ACTIVITIES.


Аннотация: Научно-практическая проблема, описываемая в данной работе – это проблема отношения топ менеджмента компаний к использованию имитации. Цель работы – дать практические рекомендации к применению имитации в деятельности компании. Первоначально в работе описано отношение отечественных компаний к поднятой проблеме, дано определение понятия «имитация». В основной части работы описаны практические выводы использования имитации в современной действительности. В результате даны основы для практического использования подготовленного материала в российских компаниях.

На сегодняшний день подавляющему большинству компаний приходится искать новые пути интеграционного взаимодействия с внешней средой. Это обусловлено стагнацией экономического развития в России. При данной ситуации компаниям труднее инвестировать финансовые активы в разработку нового инновационного продукта, поэтому они все чаще начинают прибегать к имитации.

Имитация является основой социальной жизни людей, а также биологической основой. С её помощью биологические виды изучают окружающую действительность, совершенствуются, заимствуя поведение у сородичей. Имитация – один из жизненно необходимых элементов, применяемых каждым из нас для освоения базовых умений – например, способности говорить. Подобно человеческому организму существует и «организм» любой компании, который, как правило, таким же образом заимствует способность «говорить» у других компаний.

В российской действительность важно понимать, что имитация — это не кража идей и технологических особенностей, а способность интегрировать уже имеющиеся продукты к собственной компании. Причем одни компании способны даже полностью скопировать существующие решения (например, китайский рынок автомобилей), другие, напротив, до последнего будут утверждать, что сходства между их продуктами совершенно нет (например, компания Samsung). Тем не менее, какими бы разными не были бы мнения, очевидным остается одно – имитация заметно сокращает расходы на создания нового продукта, сводя практически на «нет» инновационную деятельность. [1]

Основываясь на моем опыте работы в компании ООО «ДИГЛ», основным способом создания новых продуктов служит имитация, я разработала свод правил, с помощью которых другим компаниям будет легче применять на практике имитационную деятельность.

Первоначально необходимо уделять огромное внимание существующим разработкам. Множество компаний инвестировали большой объем ресурсов и сил на разработку того, что уже существует или не имеет широкой практической реализации готового гарантировать возврат инвестиций. Не нужно изобретать колесо заново, лучше искать способ как интегрировать существующие технологии, производить более дешевые версии.

Далее, необходимо добиться того, что бы об имитации говорили больше чем о самой инновации, вопреки словам Лайонела Новелла: «Инновация – на слуху, имитация – на деле». При этом, важно понять, что привыкание потребителей к имитации произойдет не сразу, и для этого будет необходима внушительная рекламная компания, в том числе с привлечением первых лиц организации. [3]

Так же не стоит идти за признанными образцами. Сейчас, во времена передового опыта, можно не заметить явные перспективы, которым требуется локальные, а не глобальные решения. Стоит обращать внимание не только на инноваторов, но и на имитаторов, найти которых можно даже в отдаленных регионах или разорившихся компаниях. С другой стороны, необходимо учитывать контекст деятельности, ведь если продукт работает при одних условиях, то не обязательно будет работать в других. При этом в интересах компании самостоятельно инициировать правильное понимание ситуации инвесторами, поставщиками, банкирами.

Подбирать элементы – очень важный шаг для каждого имитатора. Человек является одним из самых развитых биологических видов, но даже в этом случае он постоянно ищет способ сократить объем получаемой информации, упрощая задачи повседневной действительности. Точно так же, как и в компании: например, установление корреляций может создать иллюзию систематического анализа, хотя вовсе не объясняет причинно-следственные связи, необходимые для полной имитации. Что бы такого не произошло, требуется тщательный анализ каждого элемента оригинала продукта, а также его копии с напоминанием о комбинационной архитектуре отношений базовой системы. Данный анализ и подсчёт динамического контекста способен определить проблему соответствия, привести к видимым результатам не только при копировании одного элемента, но и при интеграции всей бизнес системы.

Время – это еще не все. Время является важным, но не единственным фактором имитации. При стратегическом подходе необходимо определить, где, что, кого и как имитировать. Так же, как и в случае с имитационными способностями, большинство конкурентов, по словам Теодора Левитта, занимаются имитацией в «произвольной, случайной и реактивной» манере, что создает конкурентное преимущество для компаний, отказавшихся от такой манеры. Для начала нужно признать, что имитация может создавать отличительные черты, даже если повторяет существующие элементы. Затем, можно строить стратегический план создания уникального предложения, позволяющего не только обеспечить соответствие, но и создать ценность. [3]

Предлагайте более ценные продукты. Имитаторов часто обвиняют в бесплатном использовании чужих талантов и инвестиций, забывая, что имитация связана с собственными затратами и рисками. Имитаторам не достаточно предложить более дешевый или качественный продукт, важно обеспечить корректировку рисков и эффективность затрат. Способности к имитации могут существенно снизить затраты и риски, поскольку создают инфраструктуру для более эффективного и результативного копирования. Однако, сами по себе такие способности не сокращают ни затраты, ни риск. По этой причине важно оценить последствия различных стратегий имитации. Например, ускорение имитации в рамках стратегии быстрого первого последователя требует значительных расходов и повышает риск несоответствия предпочтениям, сложившимся на рынке. [2]

Перечисленные аспекты являются базисными при использовании имитационной деятельности. Самое важное – это сознание и отношение руководителей компании к имитации, понимании того, что это новый, современный подход, который позволяет многим получить интенсивное развитие своей финансовой деятельности.


Список литературы

  1. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. // – М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — C. 8.
  2. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие. // — М.: ЗАО «ТК Велби», 2013. — C. 264.
  3. О. Шенкар Имитаторы: Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи. // — М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 103-121.