УДК 338.465

НАЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧАСТНИКА ВЭД» ФТС РОССИИ

№13,

Экономические науки

Ефименко Мария Алексеевна
Матвеева Екатерина Ильинична


Научный руководитель: Каимова И.В., старший преподаватель кафедры управления, ГКОУ ВО «Российская таможенная академия».


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ; ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; CUSTOMS; CUSTOMS SERVICE; PERSONAL ACCOUNT; FOREIGN TRADE ACTIVITY.


Аннотация: В статье приведен анализ взаимодействия таможенных органов РФ с участниками ВЭД посредством сервиса «Личный кабинет участника ВЭД». Показаны преимущества использования данного электронного сервиса как для участника ВЭД, так и для таможенных органов РФ. Авторами представлены перспективы данного электронного сервиса как платформы для межведомственного взаимодействия ФТС России и ФНС России.

Информатизация проникла во все сферы общества XXI века, является неотъемлемой частью функционирования любой современной организации. Федеральная таможенная служба России не исключение – совершенствуются специализированные программные средства, анализируется технический потенциал каждого из таможенных подразделений. Взаимодействие ФТС России с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участник ВЭД) – одно из наиболее перспективных направлений деятельности структурных подразделений таможенных органов РФ. Создание автоматизированной системы «Личный кабинет участника ВЭД» является одним из последних значимых результатов внедрения и оптимизации современных интернет-технологий в деятельность Федеральной таможенной службы России (рис.1).


Рис. 1. Интерфейс АС «Личный кабинет участника ВЭД»

С 1 января 2013 года Федеральная таможенная служба России передает данные о зарегистрированных декларациях на товары в электронном виде в Банк России и уполномоченные банки [1]. Некоторые декларанты испытывали сложности, прежде всего, при передаче информации о зарегистрированных декларациях на товары и затем получали данные от уполномоченных банков. В связи с этим, участники ВЭД были вынуждены обращаться в Управление торговых ограничений валютного и экспортного контроля ФТС России в письменном виде, что влекло за собой ряд издержек. Указанные проблемы стали, в том числе, предпосылкой для создания электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», где получение необходимой информации и оперативный мониторинг стали доступны для участников ВЭД в онлайн-режиме.

Сегодня в структуре электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» находится 28 информационных сервисов: «Лицевой счёт», «Разрешительные документы», «Запрос статуса задекларированного товара», «Правообладатели», «Электронный архив» и другие. Так, в целях ускорения информационного обмена между уполномоченными экономическими операторами и ФТС России для принятия отчетности уполномоченных экономических операторов в электронном виде был введен в эксплуатацию информационный сервис «Отчетность уполномоченного экономического оператора» (далее – УЭО) [2]. С помощью данного сервиса участники ВЭД, включенные таможенными органами Российской Федерации в реестр УЭО, направляют в электронном виде отчетность по учету товаров, в отношении которых применены специальные упрощения (за исключением товаров, помещенных на временное хранение), а также отчетность о товарах, помещенных на временное хранение, в таможенные органы в электронном виде (рис.2).

Впоследствии все действия, отчеты будут автоматически регистрироваться в данном сервисе, в электронном журнале, с указанием даты регистрации, что позволит существенно сократить затраты участников ВЭД и упростит контроль за действиями УЭО со стороны таможенных органов Российской Федерации.


Рис.2. Интерфейс сервиса «Отчетность уполномоченного экономического оператора»

Отметим, что представлять документы УЭО может исключительно при наличии сертификата электронной подписи для заверки электронных документов. Так, посредством сервиса «Личный кабинет» документы, подписанные электронной подписью, могут передаваться по каналам связи в удаленном режиме без пересылки материального носителя документа. Также, некоторые сервисы предоставляют возможность работы, как с электронной подписью, так и без нее [3], например:

1. сервис «Статистическое декларирование» при условии работы в разделе «Подготовка статистической формы для подачи на бумажном носителе». Назначение данного сервиса – предоставление статистических форм, необходимых для учета перемещения товаров при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза;

2. сервис «Предварительное информирование в морских портах» позволяет предоставить сведения в электронном виде о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации с целью использования предварительной информации при таможенном оформлении и контроле;

3. сервис «Пассажирская декларация» – это сервис, обеспечивающий информационное взаимодействие декларанта с таможенным органом в целях совершения таможенных операций в отношении товаров личного пользования, товаров, перемещаемых в сопровождаемом, несопровождаемом багаже или доставляемых перевозчиком, с применением пассажирской таможенной декларации.

Таким образом, «Личный кабинет участника ВЭД» – важный шаг в рамках Административной реформы по снижению административных барьеров, в которую вовлечены все органы исполнительной власти Российской Федерации, в том числе и ФТС России. Это сервис, который упрощает предоставление разрешительных документов, способствует плодотворному взаимодействию как с участниками ВЭД, так и между ведомствами России. Создание данной платформы связано с исключением непосредственного контакта представителей таможенных органов с участниками ВЭД, с целью автоматизации обработки данных и профилактики коррупционного поведения должностных лиц. Однако, несмотря на планируемую полную автоматизацию обмена данными, в настоящий момент в практической деятельности остаются некоторые вопросы, связанные с валютным контролем, контролем таможенной стоимости, предоставлением в дополнение к электронным данным бумажных подтверждений в ходе дополнительных проверок. По данным ФТС России, в ближайшее время, количество информационных подсистем, входящих в электронный сервис «Личный кабинете участника ВЭД», увеличится до 31.

Одной из целей Комплексной программы развития ФТС до 2020 года [5] — является организация взаимодействия ФТС России и ФНС России. Ключевой идея – интеграция информационных систем ФТС России и ФНС России. Такая информационная платформа позволит проконтролировать государству весь путь прохождения груза от момента пересечения им границы до реализации товара, а также за субъектами, обеспечивающими эту деятельность. Подобный единый механизм также исключит случаи разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами. В настоящее время взаимодействие ФТС России и ФНС России демонстрирует положительные результаты, что проявляется в значительном увеличении поступлений в государственный бюджет. В целом, единая информационная система ФТС и ФНС России ускорит функционирование указанных ведомств и упростит деятельность участнику ВЭД, как основному пользователю сервиса.

Таким образом, можно отметить следующие преимущества автоматизированной системы «Личный кабинет участника ВЭД»:
– бесплатное использование важнейших электронных сервисов;
– самостоятельное заполнение электронной декларации на товары, ее подача в таможенный орган без приобретения специальных программных средств;
– представление документов и данных без личного присутствия в структурном подразделении таможенного органа;
– оперативная обратная связь;
– получение информации в онлайн-режиме об остатках денежных средств на лицевых счетах.


Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары».
  2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  3. Официальный сайт ФТС России: Личный кабинет участника ВЭД (Информационные сервисы): Режим доступа: http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services. (Дата обращения: 27.04.2018).
  4. Гладких А. Что сулит объединение ФТС и ФНС участникам ВЭД [Текст] // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». – 29 ноября 2017. – Режим доступа: http://m.провэд.рф/article/45266-fts-i-fns.html. (Дата обращения: 29.04.2018).
  5. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года: Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727. (Дата обращения: 29.04.2018).