УДК 378

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№13,

Педагогические науки

Зарипова Римма Солтановна (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; EDUCATION; QUALITY OF EDUCATION; EDUCATION SYSTEM; GLOBALIZATION; INFORMATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В данной статье рассмотрены основные современные тенденции в сфере образования. Именно они определяют основные направления развития образовательной системы.

В последние годы отечественная система образования переживает большие изменения, связанные с внедрением новых обучающих технологий информационного, коммуникационного и когнитивного характера. Появление новых технологий должно способствовать изменению способов обучения, чтобы оправдывать ожидания учащихся, которые хотят быть востребованными в современном мире.

Вся жизнь в новом обществе базируется на приобретении информации. Человек, который обучается быстрее, может анализировать и концентрировать большие объёмы данных, получает большое преимущество перед остальными. Для того чтобы приобрести такие способности, необходимо хорошее образование. Процесс обучения должен приспосабливаться под современные требования, вследствие чего возникают новые системы и технологии обучения.

На сегодняшний день считается, что самые действенные способы получения знаний построены на использовании когнитивных образовательных технологий. Отношения «обучающийся-учитель» выходят на новый уровень. Главным аспектом развития познавательных способностей является познание и изучение обучающимся поставленного вопроса, а не получение готовых ответов на него. Самостоятельное изучение обучающимися одного и того же объекта приводит к получению индивидуальных знаний. Когнитивные технологии способствуют развитию широкого кругозора. Целью применения когнитивной технологии является создание условий для усвоения воспринимаемой информации каждым учеником. Для этого ученик должен уметь воспринимать и перерабатывать информацию – искать информацию в любых источниках, разрабатывать планы, писать конспекты, составлять краткие тезисы, обнаруживать ошибки и проблемы, анализировать и делать логические умозаключения, комментировать, выражать своё мнение, участвовать в дискуссиях, проводить наблюдения и эксперименты. Таким образом, построение процесса обучения, выстроенного на когнитивных технологиях, совершенствует качество получаемого знания, повышает его результативность, что и является главной задачей использования новых методов в образовании. Применение когнитивных образовательных технологий приводит к интенсивному интеллектуальному развитию учащихся, повышению качества обучения и лучшему пониманию учениками самих себя и окружающего мира.

Информационные технологии стремительно проникли в нашу жизнь. Информационные технологии позволяют осуществить и использовать в процессе обучения огромную часть возможностей современных ресурсов. Новые технологии могут заменить библиотеки, аудитории и лаборатории.

Интернет охватил все сферы жизнедеятельности, включая и образование. Теперь каждый обучающийся имеет большие возможности: дистанционное обучение, доступ к информации во всем мире и др. Роль интернета в обучении очень значима, так как она экономит время и повышает эффективность процесса получения знаний. Коммуникация и информация являются важными преимуществами использования интернета в образовании. Информация может периодически обновляться и изменяться, что улучшает процесс обучения и качество понимания. Применение Интернета в процессе обучения повышает эффективность процесса обучения. Интернет открывает доступ к любой информации, что позволяет увеличить количество и улучшить качество получаемых знаний. Используя интернет легче писать дипломы, рефераты и другие виды работ, проще найти решения на многие задачи, легко найти любую необходимую книгу. Применение онлайн-библиотек открывает доступ к литературе и даже к самым редким книгам. Учитывая возможности дистанционного образования, открываются новые возможности обучения. Изучение иностранных языков становиться доступным, простым и эффективным способом. Кроме этого, интернет-обучение позволяет экономить средства.

Другим преимуществом сети Интернет в образовании является развитие дистанционного обучения в режиме онлайн. Вследствие чего можно «посещать» вебинары, просматривать видеоуроки, поступить на курсы, которые включают лекции, обучение и сдачу экзаменов. Основное преимущество дистанционного обучения является доступность для людей из любой точки мира, которые хотят получить знания по разным предметам, пройти курсы и т.д. Использование интернета позволяет быстро узнать новую информацию, оценку или баллы в электронном журнале, связаться с одноклассниками, одногруппниками, учителями, а также мобильно передавать информацию. Когда у учащихся возникают вопросы по поводу обучения, они могут связываться с другими учащимися или со своими преподавателями с помощью электронной почты, социальных сетей. В то же время преподаватели легко могут связаться с родителями и опекунами учащихся с помощью всемирной сети.

Ещё один тренд – мобильное образование, включающее мобильные обучающие платформы, а также использование в образовательном процессе возможности планшетов и смартфонов. Учащийся всегда может скачать необходимый курс или урок и заниматься когда и где угодно.

Ещё одним важным аспектом современного образования становится глобальность. Процессы глобализации вносят свои изменения в сферу образования. Локальный уровень перемещается на глобальный. Места проживания и обучения человека перестают иметь значение. Образование мирового уровня становится доступным для всех.


Список литературы

  1. Зарипова Р.С. Инновационные аспекты подготовки технических специалистов/ Р.С. Зарипова, Р.Р. Галямов / Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №15. – С.343-346.
  2. Ишмуратов Р.А. Место базовых сред разработки программных приложений как составной части информационных технологий в подготовке инженеров / Р.А. Ишмуратов, Р.С. Зарипова / Решение. – 2017. – Т.1. – С. 38-40.
  3. Ходжаева С.У. Анализ функционирования балльно-рейтинговой системы / С.У. Ходжаева, Р.С. Зарипова / Решение. – 2017. – Т.1. – С. 57-58.
  4. Зарипова Р.С. Использование облачных технологий при обучении студентов / Р.С. Зарипова, О.А. Пырнова / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.36-37.
  5. Зарипова Р.С. Среды разработки программных приложений как составная часть информационных технологий в подготовке технических специалистов /Р.С. Зарипова, Р.А. Ишмуратов / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.28-29.
  6. Галиуллина Э.Р. Тенденции современного образования технических специалистов / Э.Р. Галиуллина, Р.С. Зарипова / Состояние и перспективы развития ИТ-образования: Сборник докладов и научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 304-307.
  7. Севастьянова Е.А. Современные информационные технологии в школьном образовании / Е.А. Севастьянова, Е.И. Чернова, Р.И. Эшелиоглу / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.43-44.
  8. Зарипова Р.С. Актуальные проблемы развития IT-отрасли в России / Р.С. Зарипова, С.У. Ходжаева / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.34-35.
  9. Ситников С.Ю. Промышленные пакеты прикладных программ в учебном процессе /С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников /Вестник КГЭУ, 2014. –№22. –С.339-345.
  10. Салтанаева Е.А. Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу / Аллея науки. – 2018. – Т.1. – №2(18). – С.330-333.
  11. Пырнова О.А. Применение информационных технологий в образовательном процессе / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова / Современные научные исследования и разработки. – №2(19). – 2018. – С.267-269.